Версия // Бизнес // Лоббистские войны вокруг утильсбора вынуждают россиян платить за машины больше

Лоббистские войны вокруг утильсбора вынуждают россиян платить за машины больше

2722

АВТОСПОР

Лоббистские войны вокруг утильсбора вынуждают россиян платить за машины больше (фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ)
В разделе

Анонсированное на осень повышение утильсбора на автомобили вызвало ажиотаж на рынке – граждане стараются купить машину до предполагаемого повышения цены.

В июне в России продано 124,4 тыс. новых машин (рост в полтора раза год к году), в июле – уже 136,2 тысячи (+ 42,4% год к году). Отечественная LADA хотя и сохраняет лидерство, но понемногу теряет свою долю – если по итогам июня «Автостат» отдавал ей около 28% рынка, то в июле лишь 26,15%. Остальные две трети рынка почти полностью занимают китайские бренды.

Продажи растут

Решение об увеличении утильсбора на уровне правительства ещё не принято – пока есть только проект Минпромторга. Как раз сейчас вокруг него идут лоббистские войны. Уже подсчитано, что повышение утильсбора вызовет существенный рост цен на автомобили: от 70 тыс. до 1 млн рублей (!) в зависимости от объёма двигателя. Для машин возрастом более трёх лет сбор предполагается увеличить ещё больше.

Например, на популярный объём двигателя от 1 до 2 литров утильсбор поднимется с 300,6 тыс. рублей до 556,2 тыс. рублей. За машину с двигателем от 2 до 3 литров придётся заплатить 1,56 млн рублей вместо прежних 844,8 тысячи. Это в случаях с новыми автомобилями. А за аналогичные трёхлетки – соответственно 978,2 тыс. и 2,37 млн рублей!

Здесь следует уточнить: утильсбор устанавливается для всех автомобилей независимо от их происхождения – как отечественных, так и импортных. Но если производство локализовано в России до определённого уровня, то размер утильсбора может быть сокращён вплоть до нуля. Потому повышение утильсбора пойдёт на пользу прежде всего АвтоВАЗу, а также его дилерам. Продавцы китайских машин, импортируемых в Россию, естественно, выступают против. Но как раз им на руку сама новость о грядущем повышении утильсбора и её обсуждение – напуганные грядущим подорожанием граждане побежали покупать машины, беря кредиты, ставки по которым в последнее время заметно выросли. Показательно, что из-за высоких ставок переплата по кредиту может в разы превышать возможный рост утильсбора. Однако принимать взвешенные решения гражданам непросто из-за отсутствия точной информации: то ли итоговые коэффициенты утильсбора окажутся не такими, как предлагает Минпромторг, то ли, наоборот, ставки решат увеличить в рамках борьбы с инфляцией... В результате, пока заинтересованные стороны ломают копья, страдают от этого рядовые покупатели.

В максимальном росте утильсбора прежде всего заинтересован Минфин. Другим интересантом выступает АвтоВАЗ, у которого есть реальные рычаги давления на уровне правительства. Замедлить рост утильсбора могут пытаться автозаводы, которые пока не успели в высокой степени локализовать производство китайских машин. Среди таких называют калининградский «Автотор»

АвтоВАЗ против «Автотора»

В максимальном росте утильсбора прежде всего заинтересован Минфин. Другим интересантом выступает АвтоВАЗ, у которого есть реальные рычаги давления на уровне правительства. В 2022 году председателем совета директоров компании стал Денис Мантуров, который тогда возглавлял Минпромторг. А в мае он ещё больше увеличил свой админресурс, получив назначение на должность вице-премьера российского правительства.

По теме

Замедлить рост утильсбора могут пытаться автозаводы, которые пока не успели в высокой степени локализовать производство китайских машин. Среди таких автомобильное издание Drom.ru называет, например, калининградский «Автотор». Компания принадлежит семье Владимира Щербакова, который во времена СССР был первым замом главы правительства и, несомненно, имеет обширные связи во властных кругах. Более того, с мая федеральный Минпромторг возглавляет Антон Алиханов, бывший губернатор Калининградской области. В пору работы в регионе он активно контактировал с «Автотором», и вряд ли стоит сомневаться, что связь эта прервалась.

Воду на мельницу «Автотора» также льёт ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Её председатель Алексей Подщеколдин призвал рассмотреть вариант обнуления утильсбора для иностранных марок, производящихся на территории России. По его словам, в ответ на это в российский автопром могут прийти новые игроки из Китая и Ирана, что в итоге приведёт к насыщению рынка и снижению цен.

Вот только что понимать под приходом новых игроков? Если строительство новых заводов, то это пока что выглядит фантастикой. К тому же даже при самом благоприятном раскладе реализация таких проектов может растянуться на годы. Или же имеется в виду заключение контрактов на сборку машин с российскими заводами, такими как «Автотор»? Такой сценарий более реалистичен. В последнее время «Автотор» выпускал несколько китайских марок – Kaiyi, Baic, Amberauto, SWM, JMC. Так что стремление к расширению ассортимента выглядело бы логичным.

Бизнес с историей

Также лоббировать сдерживание утильсбора пытаются автодилеры. Крупнейшим продавцом автомобилей в России (с выручкой 324 млрд рублей по итогам 2023 года) остаётся компания «Рольф». В прошлом году эксперты оценивали долю китайских машин в продажах «Рольфа» в 40% (остальное давала перепродажа подержанных машин западных брендов). Но вряд ли стоит сомневаться, что доля «китайцев» со временем будет расти.

Здесь уместно вспомнить, что в 2023 году указом президента акции «Рольфа» были изъяты у офшорных компаний прежнего владельца и основателя компании Сергея Петрова и переданы под управление «Росимущества». А весной 2024 года контроль над компанией получили структуры, предположительно связанные с главой Международной ассоциации бокса Умаром Кремлёвым, чей давний бизнес-партнёр Антонов стал гендиректором «Рольфа». Также Антонов руководит компанией «Современные платёжные решения», подконтрольной госбанку ВТБ. Эта компания в 2021 году приобрела ООО НКО «Мобильная карта», которое является единым центром учёта перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов в России. Проще говоря, Роман Антонов контролирует огромный финансовый поток в легальном игорном бизнесе. По этой линии Роман Антонов может иметь деловые связи в Минфине – ведомстве, которое будет иметь веское слово при решении вопроса о размере утильсбора. Влияние же Умара Кремлёва, если верить слухам, простирается ещё выше.

Крупнейшие продавцы новых китайских машин по итогам прошлого года – «Мэйджор» и «Автомир». «Мэйджор» в прошлом году открыл 50 новых шоурумов (их у компании более сотни) и продал 41 тыс. новых автомобилей. Это автомобильное подразделение многопрофильного холдинга, созданного в конце 90-х Михаилом Бахтиаровым и Алексеем Пономарёвым. Выручка «Мэйджор Авто» за 2023 год составила 5,8 млрд рублей, прибыль – 51,3 миллиона.

«Автомир» в прошлом году продал 36 тыс. новых машин. Компания создана в начале 90-х, тогда она специализировалась на торговле продукцией АвтоВАЗа. Сейчас у компании около 120 автосалонов. Согласно открытым данным, чистая прибыль ГК «Автомир» в прошлом году составила 6,4 млрд рублей. Потому видно, что у крупнейших автодилеров есть достаточно ресурсов, чтобы отстаивать свои интересы. Но смогут ли они что-то противопоставить Минфину, который ищет способы пополнить бюджет, АвтоВАЗу, предвкушающему рост продаж, и Минпромторгу, который должен отчитываться о повышении уровня локализации на автозаводах?

Кстати

Особенность крупнейших и старейших автодилеров в том, что значительную часть их бизнеса по-прежнему составляют перепродажа и обслуживание машин западных брендов. Также у них есть наработанный годами большой портфель старых клиентов. А вот у небольших региональных дилеров выбор теперь невелик, нужно продавать либо «Ладу», либо продукцию китайского автопрома. Китайских марок много, и потому найти партнёра в Поднебесной, пожалуй, проще. Однако уже обозначились проблемы во взаимоотношениях с китайцами. Те, похоже, не очень-то доверяют российским бизнесменам и используют для страховки современные интернет-технологии.

Так, летом покупатели ряда премиальных китайских машин столкнулись с угрозой блокировки функций бортовой электроники. Как оказалось, причина в финансовом споре между производителем и дилером. Китайцы утверждают, что российский партнёр заплатил только аванс в размере 20% за партию из 117 автомобилей, а 30 млн юаней прибрал к рукам. Автодилер же упрекает китайцев в том, что машины приходили не до конца укомплектованными, что повлекло дополнительные расходы. Китайцы пошли в суды и грозят блокировкой «умных функций» уже проданных машин.

В то же время китайский автоконцерн Zеекr официально объявил, что будет блокировать головное устройство электромобилей, выпущенных для китайского рынка, но используемых в других странах. Потому автовладельцы вынуждены искать программистов, которые смогут «отвязать» их машины от китайских серверов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.08.2024 10:44
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх