Утром 9 июня в Подмосковье разбился истребитель Су-27, возвращавшийся с показательных выступлений, проходивших в Пушкинском районе. Пилот, командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи», 34-летний военный летчик 1 класса гвардии майор Сергей Еременко, погиб, уводя горящий самолет в лесополосу, в сторону от деревни Мураново. Времени на катапультирование у него просто не осталось.
Разбившийся самолет входил в знаменитую пилотажную группу «Русские витязи»: в апреле 2016-го года ей исполнилось четверть века. Созданная на базе 1-й эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского авиаполка (авиабаза Кубинка), группа летчиков специально готовилась для выступлений на воздушных парадах и показах боевой авиатехники. Управляя тяжелыми перехватчиками – Су-27П и Су-27УБ, «Витязи» выполняют сложнейшие фигуры группового пилотажа, к примеру, так называемый «кубинский бриллиант», и это единственная пилотажная группа в мире, которая выполняет групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель».
Буквально за час до трагедии Сергей Еременко, в составе группы из шести «Витязей» выполнял фигуры высшего пилотажа на церемонии открытия памятника Авиаторам России в поселке Ашукино Пушкинского района. За полетами наблюдали замминистра обороны России Юрий Борисов и главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Виктор Бондарев.
Очевидцы засняли выступление с участием гвардии майора Еременко на видео. Конечно, еще не зная, что оно – последнее.
Около 10.25 группа из шести самолетов возвращалась после выступления на аэродром. В районе деревни Мураново один из Су-27 загорелся: летчик, насколько мог, увел машину в сторону. Самолет рухнул в двух километрах от населенного пункта, не задев ни одного здания. Оставшиеся пять машин авиагруппы прибыли на базовый аэродром.
По свидетельству очевидцев, падая, истребитель поломал деревья, прорубив «просеку» длиной около 100 метров. При столкновении с землей Су-27 взорвался, его обгоревшие обломки разбросало по окрестностям – кабина, двигатель и части корпуса лежали отдельно. На месте падения спасатели обнаружили и останки погибшего летчика, возле тела лежал нераскрывшийся парашют. Местные жители взрыва не слышали: его заглушил гул моторов остальных пяти истребителей пилотажной группы.
«Конечно, мне нравится Су-27...»
Пилот разбившегося Су, Сергей Еременко, родился в 1981 году. В Кубинке служил с 2010-го, налетав на Як-52, Л-39, МиГ-29 и Су-27 800 часов. Высшим пилотажем занимался 5 лет, с 2011 года. В пилотажной группе был правым крайним ведомым.
У летчика остались жена и дочери-двойняшки, которым скоро исполнится 2 года. По предварительной информации, семья погибшего пилота получит страховое возмещение и единовременное пособие общей суммой около 5,8 млн рублей.
За месяц до гибели Сергей Еременко принял участие в программе «Военная приемка», посвященной 25-летию «Русских витязей». Рассказывая о полетах, летчик отметил, что выполнять фигуры высшего пилотажа ему больше всего нравится именно на Су-27.
В Воронеже многоквартирный жилой дом последние годы страдает от проблем с канализацией, из-за чего происходит подтопление нечистотами. К этой проблеме недавно прибавились блохи.
До выяснения причин
Минобороны РФ в связи с катастрофой «Витязя» приостановило полеты Су-27 вплоть до вплоть до выяснения причин трагедии. Решение о приостановке полетов принял лично главнокомандующий ВКС.
Пока что о причинах случившегося говорить слишком рано. К катастрофе могли привести плохие метеоусловия (утром 9 июня в районе полета шел дождь, полеты «Витязям» пришлось выполнять в условиях низкой облачности и плохой видимости), техническая неисправность (отказ двигателей) либо (что наименее вероятно) ошибка пилота. Прибывшая на место группа спасателей и военных следователей уже обнаружила оба бортовых самописца, которыми был оснащен разбившийся Су-27.
Состояние «черных ящиков» удовлетворительное, их расшифровка поможет установить точную причину крушения истребителя. Расследованием занимается специальная комиссия Минобороны.
По информации Интерфакса, разбившийся истребитель в январе 2015 года прошел капитальный ремонт, причиной для отправки на авиаремонтный завод стала трещина в кронштейне навески двигателя. После этого претензий к техническому состоянию машины не было.
Третий случай
За четвертьвековую историю «Русских витязей» катастрофы со смертельным исходом происходили дважды. В декабре 1995 года три истребителя разбились, возвращаясь с выступлений на авиасалоне в Малайзии: заходя в сложных метеоусловиях на дозаправку во Вьетнаме, самолеты столкнулись с горой; четверо летчиков погибли.
Вторая катастрофа случилась в августе 2009-го при подготовке к авиасалону МАКС-2009. Проводя учебно-тренировочный полет неподалеку от аэродрома Раменское, два истребителя столкнулись в воздухе, один из них упал на дачный поселок. Погиб командир пилотажной группы и одна из жительниц поселка, еще четыре местных жителя получили травмы, второй летчик получил травму позвоночника.
Гибель летчика Сергея Еременко добавила еще одну печальную – но в то же время героическую главу в этот перечень.