Версия // Общество // Корабли T-AGOS контролировали весь Мировой океан

Корабли T-AGOS контролировали весь Мировой океан

9745

Тихая война. Гидроакустическая разведка. Новые технологии

Корабли T-AGOS контролировали весь Мировой океан
В разделе

Гидроакустические станции ГАС на кораблях, в зависимости от решаемых задач, можно разделить на две группы. К первой относятся ГАС, установленные на кораблях основных боевых классов – крейсерах, эсминцах, фрегатах, корветах, подводных лодках. Дальность их действия не очень большая – несколько десятков морских миль. Их задача – обнаружить подводную лодку для её последующего уничтожения.

Сюжет: Оружие, Армия

Можно привести следующую аналогию. Гидроакустическая станция на фрегате – это как радиолокационная станция зенитного ракетного комплекса. Её задача – определить координаты цели для пуска ракеты. Ко второй группе относятся гидроакустические станции, установленные на гидроакустических кораблях разведки. Их параметры существенно отличаются от ГАС на боевых кораблях. Такая станция «видит» на сотни морских миль. Продолжая аналогию, их можно сравнить с обзорными радиолокационными станциями ПВО страны, только в морских глубинах. В этой статье мы расскажем об истории появления нового класса кораблей в военных флотах – кораблях гидроакустической разведки.

Мобильный SOSUS

Появление в ВМФ СССР подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами на борту, вынудило США развернуть подводную систему гидрофонов SOSUS (SOund SUrveillance System, звуковая система наблюдения). На дне моря устанавливали сотни гидрофонов, которые записывали все шумы моря. Их передавали в обрабатывающие центры, в которых из этих шумов выделялись шумы советских подводных лодок. Эта информация передавалась противолодочным силам НАТО. Дальность обнаружения подводных лодок гидрофонами SOSUS составляла порядка 100 морских миль. Гидрофоны располагались на дне на путях развертывания советских подводных лодок на трех противолодочных рубежах:

– Норвежский рубеж: Мыс Нордкап – остров Медвежий (Ян Майн)

– Фареро-Исландский рубеж: Гренландия – Исландия – Фарерские острова – Великобритания.

– Тихоокеанский рубеж.

Со временем, SOSUS устарел, и вместо него используются интегрированные противолодочные рубежи. О системе SOSUS смотри статьи в бумажной версии газеты «Тихая война. SOSUS», «Тихая война. «Гармония» и статью «Тихая война. Загадочная кража».

Первоначально, американцев устраивали три противолодочных рубежа на маршрутах развертывания советских атомоходов. Но вскоре выяснилось, что советские подводники научились форсировать эти рубежи не замеченными. Кроме этого, возникла необходимость отслеживать подводные лодки и других стран – например, Китая. Так родилась идея размещать мощные гидроакустические комплексы на борту специальных разведывательных гидроакустических судов. Их задача была в освещении подводной обстановки в любой точке Мирового океана, где возникала оперативная необходимость. Дальность действия их гидроакустических комплексов многократно превосходит дальность обнаружения гидроакустических станций, расположенных на борту боевых кораблей. Один такой гидроакустический разведчик может вскрыть подводную обстановку, к примеру, в Балтийском, или Южно-Китайском море.

По теме

Была разработана система SURTASS (Surveillance Towed Array Sensor System) – «Буксируемая гидроакустическая система наблюдения». Основная идея заключалась в том, что антенну мощной гидроакустической станции спускали с кормы судна и буксировали за ним. Меняя глубину нахождения антенны ГАС, можно было исключить влияние различных слоев воды. Дело в том, что слои воды имеют разную температуру и соленость. Это позволяет подводным лодкам спрятаться под таким слоем от гидроакустической станции, расположенной в корпусе эскортного корабля.

Под систему SURTASS была построена серия из 18 единиц специальных кораблей океанского наблюдения T-AGOS-1-18 типа «Stalwart». Это были корабли водоизмещением 2 285 тонн, длиной 68 метров. Скорость хода кораблей была небольшой 11 узлов – около 20 км/ч. Экипаж корабля состоял из 25 человек – 5 военных и 20 гражданских специалиста. На корме имелся специальный слип для буксировки антенны пассивной гидроакустической станции UQQ-2. Длина кабеля позволяла буксировать антенну на глубинах до 1 800 метров. Автономность T-AGOS была три месяца – 90 суток. Идея заключалась в том, что такие суда должны были нести дежурство на опасных, с точки зрения нахождения субмарин, направлениях. Во время дежурства эти корабли буксировали антенну со скоростью 2-3 узла – 3-5 км/ч. Количество кораблей было рассчитано таким образом, что каждый корабль гидроакустической разведки должен был находиться в море 300 суток в году. Их ценность была не только в том, что с помощью UQQ-2 они просматривали все глубины, но и в том, что они могли дежурить в любой точке Мирового океана, где это было необходимо. Эти T-AGOS, как и все последующие корабли такого назначения, приписаны к Командованию морских перевозок ВМС США.

Однако, опыт эксплуатации кораблей типа «Stalwart» выявил их слабое место. Корабли были небольшие. Соответственно, условия для экипажа были не самые лучшие. А ведь моряки должны были проводить на своих кораблях 300 суток в году. Кроме этого, регионы патрулирования часто представляли собой суровые северные воды в высоких широтах. Это приводило к частым поломкам корабельного и специального оборудования. В результате корабли типа «Stalwart» более, чем 60 – 74 дня в море в походе не выдерживали, и их приходилось менять.

Американские моряки пришли к выводу, что корабль-носитель UQQ-2 должен быть иного проекта. Были спроектированы океанские суда гидроакустического наблюдения T-AGOS-19-22 типа «Victorious». Это катамараны с малой площадью ватерлинии (суда типа SWATH). Они больше предшественников, их водоизмещение составляло 3 440 тонн, а ширина, за счет двух корпусов – 28,5 метров. Это все позволило существенно улучшить мореходные качества корабля, уменьшилось количество отказов техники, и улучшилась обитаемость команды. Было построено 4 корабля данного типа. Ещё при эксплуатации T-AGOS типа «Stalwart» выяснилось, что для уверенного обнаружения буксируемой антенной подводных лодок пассивной ГАС не достаточно. Поэтому на кораблях типа «Victorious» добавили и активную гидроакустическую станцию типа LFA. Принцип работы пары активной и пассивной антенны следующий. Активная антенна спускается под днищем катамарана на глубину 120 метров, и генерирует сигналы различной частоты и длительности. После отражения их от подводной лодки, они улавливаются антенной UQQ-2. Точность обнаружения значительно увеличивается, но такой метод имеет один недостаток. При включении активной антенны подводники сразу понимают, что их подводная лодка отслеживается противолодочными силами, и, соответственно, предпринимают меры для отрыва от слежения. При работе только пассивной антенны на субмарине не знают, находится ли лодка под наблюдением, или нет. Масса гидроакустического оборудования, размещенного на T-AGOS-19 типа «Victorious», составила 64 тонны. Американские разработчики посчитали, что можно усилить пару UQQ-2 – LFA. Получился комплект аппаратуры весом уже 155 тонн. Под эту модификацию построили специально увеличенную версию T-AGOS-23 «Impeccable» («Непогрешимый»). Полное водоизмещение его было уже 5 360 тонн. Планировалось построить еще четыре корабля этого типа с длиной 85,8 метра и шириной 29,2 метра. Но из-за окончания «холодной войны» от этих планов отказались, и заказ на их постройку был аннулирован. Корабли типа «Stalwart» были выведены из состава флота и проданы союзникам США (Португалии и Новой Зеландии), или частным компаниям. В подчинение Командования морских перевозок осталось три судна типа «Victorious» и «Impeccable». Все они базируются на Тихоокеанское побережье США.

Советский и российский ответ

По теме

Для Советского Союза такие корабли гидроакустической разведки тоже были необходимы. Подходы к военно-морским базам были прикрыты стационарными гидроакустическими системами, аналогичными SOSUS. В СССР Камчатку прикрывала комплекс «Агам», в современной России имеется комплекс «Гармония». Поскольку ВМФ СССР присутствовал во всех океанах, перед нашими моряками встала такая же проблема, как и перед их американскими коллегами – нужен был корабль с мощной гидроакустической станцией, чтобы вести гидроакустическую разведку в тех водах, к которым был интерес флота. Долгое время строительство кораблей не начиналось, так как не было необходимой гидроакустической станции. После того, как появилось «железо» под него стали строить самые разные корабли.

Корабль проекта 10221. На базе океанского «рыбака» – Большого автономного морозильного траулера БАТМ – проекта 1288 «Пулковский меридиан» были спроектированы корабли освещения подводной обстановки – КОПО – проекта 10221. В 1986 году в Николаеве был спущен корабль КОПО БРЗК «Камчатка» ССВ-391. Корабль перешел на Тихоокеанский флот. До 1998 года «Камчатка» базировалась в Петропавловске-Камчатском, взаимодействуя с атомоходами из Вилючинска. В 1998 году корабль стал опытовым судном. ОС «Камчатка» по-прежнему базируется в Петропавлоске-Камчатском. Второй корабль строился по несколько измененному проекту – 12884. При спуске он получил название «Приднепровье» и предназначался для Северного флота. Но СССР развалился, и корабль отошел к Украине. Его переименовали в «Славутич» U-510. но поскольку на Украине был корабль, но не было гидроакустической станции, «Славутич» переоборудовали в корабль управления. В составе ВМСУ он выходил даже в Средиземное море. После «Крымской весны» «Славутич», как и другие украинские корабли, стоит в Севастополе.

На самом излете эпохи СССР начал реализовываться еще один необычный проект. На базе проекта гражданского ролкера – судна типа ro-ro для перевозки колесной техники, по сути, парома – был спроектирован КОПО «Поволжье» проекта 11810. Достроить корабль помешал развал СССР. Недостроенные судно было продано и достроено по гражданскому варианту, и как ролкер «Regal star» входит во флот эстонской судоходной компании «Tallink». Для чего ВМФ СССР понадобился разведчик для освещения подводной обстановки в корпусе ролкера – остаётся загадкой.

По данным из открытых источников, в ВМФ России функции КОПО выполняют корабли ОСНАЗ.

Корабли гидроакустической разведки, кроме ВМФ США и СССР, входят в состав военных флотов Великобритании (два корабля типа HMS «Echo») и Японии (три корабля типа «Хибики»).

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.12.2021 12:00
Комментарии 0
Наверх