Версия // Общество // В 1982 году английская подводная лодка срезала кабель советской гидроакустической станции

В 1982 году английская подводная лодка срезала кабель советской гидроакустической станции

8026

Тихая война. Операция «Barmaid»

В 1982 году английская подводная лодка срезала кабель советской гидроакустической станции
В разделе

Об этой совместной англо-американской операции в отечественных источниках практически нет никакой информации. В Великобритании вышла книга британского писателя Стюарта Преббла, в которой рассказывается о секретной операции, в результате которой у СССР было похищено секретное оборудование. На некоторых отечественных форумах появилась информация, что написанное в книге – правда. В этой статье мы расскажем, что есть в открытых источниках о событиях 1982 года.

Атомная подводная лодка HMS «Conqueror»

Английская атомная подводная лодка HMS «Conqueror» S-48 относилась к атомоходам типа «Черчилль» – многоцелевым атомным торпедным подводным лодкам. «Conqueror» была спущена на воду 28 августа 1969 года, введена в боевой состав флота 9 ноября 1971 года. Это была лодка длиной 87 метров, подводным водоизмещением 4 900 тонн, скоростью подводного хода 28 узлов с неограниченной автономностью. Вооружение лодки состояло из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм и 16-ти торпед Мк-8 и Мк-24. В 1972 – 1973 году лодка прошла средний ремонт с перезагрузкой активной зоны реактора. Результатом ремонта стала возможность использовать и противокорабельные ракеты «Гарпун» в модернизации «Sub-Harpoon»

Атомоход входил в состав флота метрополии – Naval Home Command – и базировался на военно-морскую базу в Клайдбанке. Зоной ответственности «Conqueror» стала Северная Атлантика. Боевая служба субмарины была насыщенной. «Conqueror» была единственной подводной лодкой Королевского флота, которая во время боевых действий потопила вражеский надводный корабль.

Весной 1982 года лодку включили в состав английской эскадры, направленной к Фолклендским (Мальвинским) островам. Фолклендская война хорошо описана в Интернете, желающие могут прочитать. О некоторых аспектах этого конфликта смотри статьи «Авианесущий контейнеровоз Её королевского величества» и «Приключения советских рыбаков у берегов Аргентины». После трех дней поиска «Conqueror» двумя торпедами потопила аргентинский крейсер «General Belgrano» C-4. «Генерал Бельграно» был старым американским артиллерийским крейсером типа «Бруклин», введенным в строй еще в 1938 году, и никакой боевой ценности не представлял. Но его потопление было существенной моральной победой англичан. Сопровождавшие крейсер аргентинские эсминцы «Hipolito Bouchard» D-26 и «Piedra Buena» D-29 – тоже американские, построенные в годы Второй мировой войны – не смогли организовать поиск и преследование английской подводной лодки. Англичан обвинили в том, что атака была проведена за пределами объявленной самой Великобританией 200 мильной зоной боевых действий. После окончания Фолклендской войны, «Conqueror» вернулся на свою базу 4 июля 1982 года. Судовой журнал подводной лодки, где была зафиксирована атака на крейсер, исчез.

Операция «Barmaid»

По теме

Боевые корабли и оружие, установленное на них, имеют одну особенность. Характеристики нового артиллерийского орудия, самолета, танка, ракетного комплекса можно достаточно долго сохранять в секрете, при условии, что это оружие применяется только на полигонах внутри страны. Но, как только новый боевой корабль, или корабль с новым образцом вооружения, выходит в нейтральные воды, он становится объектом пристального внимания технических разведок недружественных флотов. Такая ситуация возникла в начале 80-х годов, когда в Мировом океане, судя по всему, проходили испытания (или началась опытовая эксплуатация) нового советского буксируемого гидроакустического комплекса. Такими системами интересуются все страны.

Английская газета «The Daily Telegraph» рассказала об английском писателе Стюарте Преббле, который с большим трудом смог получить из британских архивов документы об операции «Barmaid». По этим материалам Стюарт Преббл написал книгу «Секреты «Conqueror». Нерассказанная история самой известной британской подводной лодки». Преббл рассказал, что знал о проведении этой операции в течение 30 лет. Несколько лет назад он обратился за информацией о ней в Министерство обороны Великобритании. В своем письме он напомнил, что срок засекречивания информации в стране не превышает 30 лет, если иное не оговорено. Министерство обороны размышляло 8 месяцев. Им явно не хотелось рассекречивать подробности операции, но изначально срок секретности был обозначен как 30 лет, а не как 50 лет – что происходит с особо секретными архивами. Через 8 месяцев ему ответили, что помогать со сбором материалов для книги ему не будут, но и противодействовать сбору информации, тоже не станут. Сам автор уверен, что почти все материалы об операции «Барменша» (иногда можно встретить перевод «Официантка» или «Буфетчица») давно уничтожены. Тем не менее, Преббл собрал некоторые материалы, и на их основе написал книгу.

В 50-х – 60-х годах ХХ века США и Великобритания были уверены в своем технологическом превосходстве на море. Советские атомоходы первого поколения американские подводники называли «ревущими коровами» за тот шум, который они издавали под водой. Но в 70-х годах СССР совершил технологический рывок, который практически уравнял характеристики кораблей и морской техники. Эти успехи были связаны, в основном, с работой советских КБ, но наша разведка не гнушалась и кражей технологических секретов. Об одном таком случае смотри статью «Секрет малошумного гребного винта». Поэтому, как только появилась информация о нивой советской буксируемой гидроакустической станции – ГАС – началась подготовка к операции «Барменша». Устройство для перерезания кабеля ГАС было сконструировано в США. Автор пишет о двух версиях того, почему для проведения операции была выбрана английская, а не американская подводная лодка. В Великобритании считают, что в то время английские атомные подводные лодки имели лучшие характеристики, чем американские. По второй версии, если бы операция сорвалась, то виновной была бы английская субмарина, а США были бы вроде не причём. Учитывалось, что подобный инцидент мог бы спровоцировать конфронтацию двух сверхдержав.

Американские конструкторы создали специальные автоматические «кусачки», закрепленные на корпусе подводной лодки. «Conqueror» должна была подойти снизу судна-носителя гидроакустической станции, и с помощью этих «кусачек» перерезать трос, которым буксировалась антенна.

По теме

Стюарт Преббл пишет, что ГАС испытывалась на разведывательном судне, замаскированном под рыболовный траулер польской постройки. В этом утверждении есть некоторая ошибка. ПНР действительно строила для СССР рыболовные траулеры, но все они использовались только в рыболовном флоте Советского Союза. Траулеры, которые передавались военно-морскому флоту СССР, строились в ГДР. Но англичане были правы в том, что ГАС буксировало судно польской постройки. Дело в том, что в Польше было построено несколько серий гидрографических судов для ВМФ СССР. Вот один из гидрографов и работал с новой гидроакустической станцией.

Компанией «General Dynamics» по заказу ЦРУ были сконструированы специальные кусачки. Обрыв троса должен был доказать русским, что он просто оборвался по какой то причине. До начала операции провели две тренировки – одну в Средиземном море в облегченных условиях, и одну – в Баренцевом море, уже максимально приближенную к реальной обстановке. Ориентироваться в рубке субмарины должны были по специальным телевизионным камерам, установленной снаружи на корпусе лодки. Поэтому важную роль играла прозрачность воды.

Перед командиром лодки, Кристофером Рефорд-Брауном стояла очень непростая задача. Сложности заключались в том, что, во-первых, у Преббла были обоснованные предположения, что советский корабль находился в советских территориальных водах, а, во-вторых, якобы, расстояние между корпусами гидрографа и подводной лодки было около 30 см. Вероятно, автор сильно преуменьшил истинное расстояние, но тем не менее, он был прав в том, что оно было небольшим. После того, как трос был перерезан, лодка уменьшила ход, чтобы гидрограф ушел вперед. «Conqueror» легла на грунт, в воду были выпущены боевые пловцы, которые закрепили трос и ГАС на корпусе подводной лодки, после чего она отправилась к берегам Великобритании. Можно предположить, что в момент кражи ГАС не работала, иначе подводная лодка была бы обнаружена, то есть лодка выбрала момент, когда ГАС на тросе спустили в воду, но еще не включили.

Внешне всё выглядело так, как будто трос оборвался из-за того, что зацепился за какое-то препятствие. Преббл высказал предположение, что русские могли не понять, что в действительности произошло. К этому мы еще вернемся. Операция прошла успешно. После возвращения «Conqueror» в базу «Клайд», гидроакустическую станцию погрузили на американский военно-транспортный самолет и доставили в США.

Информация с другой стороны

Как мы уже говорили, в советской и российской морской историографии об этой операции нет никакой информации. Но на морских форумах пишут о некоторых подробностях. ГАС буксировало гидрографическое судно «Вайгач» проекта 860 Северного флота. «Вайгач» действительно был построен в Польше. Не следует его путать с современным малым гидрографическим судном «Вайгач» проекта 19910, которое входит в состав Балтийского флота. Моряки, служившие на Северном флоте в то время, пишут, что «Вайгач» «…буксировал два прибора (можно назвать их антеннами). Приборы находились на расстоянии кабельтова под водой. Когда выбрали буксиры с кабелями, стало ясно, что они не оборваны, а отрезаны..». Расследование было тихим. Командир гидрографического судна остался на своей должности, никто не был наказан. Тросы, на которых буксировалась ГАС были диаметром 50 мм. Итогом расследования стало понимание того, что антенну срезали и украли.

Заключение

Годом позже описываемых событий, в 1983 году уже советская атомная подводная лодка К-324 так же оборвала буксируемую антенну американского гидроакустического комплекса. Об этом смотри статью «Тихая война. Трофей «Чёрного принца».

В 1987 году, во время проведения докового ремонта, на борту «Conqueror» возник пожар в турбинном отсеке. Лодку вывели из боевого состава флота 2 августа 1990 года. Ядерное топливо было выгружено, и после отстоя в Девонпорте, лодку утилизировали.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2022 14:00
Комментарии 0
Наверх