Во второй половине ХХ века у каждой из сверхдержав были свои причины осваивать большие глубины в Мировом океане. Американцы были озабочены появившимися советскими подводными лодками с ядерными ракетами. Для Советского Союза важно было получить максимальную информацию об американской системе SOSUS.
После проведения предварительных исследований стороны приступили к созданию первых образцов глубоководной техники. В этой статье мы расскажем о предыстории появления американской разведывательной субмарины SSN-587 «Halibut» и советского комплекса «Архипелаг»
Задачи и реализация. ВМФ США. Подводная разведка
Вторую задачу сформулировали не сразу. После окончания Второй мировой войны американские подводные лодки зачастили в советские территориальные воды с разведывательными миссиями. Иногда это заканчивалось печально. В 1949 году две американские дизель-электрические подводные лодки типа «Balao» SS-345 «Cochino» и SS-426 «Tusk» направились в Баренцево море к Кольскому полуострову. Цель похода заключалась в радиоразведке и вскрытии оперативной обстановки в районе Главной военно-морской базы Северного флота. Особых успехов в радиоперехвате американцы не добились, а на обратном пути на SS-345 «Cochino» возник пожар. Экипаж 15 часов боролся с пожаром, 6 моряков погибли. Оставшихся в живых сняла SS-426 «Tusk», а «Cochino» затонула в 100 милях от побережья Норвегии.
Годом ранее, в 1948 году, две американские подводные лодки типа «Balao» SS-401 «Sea Dog» и SS-322 «Blackfin» «по- наглому» зашли в Авачинскую бухту и в открытую наблюдали за формированием 5-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Они, естественно, были обнаружены, но не покинули вод Камчатки. Удалить эти подводные лодки из советских территориальных вод удалось только после дипломатического скандала, возникшего из-за протеста МИД СССР. Но, в основном, разведывательные походы к советским берегам заканчивались успешно. Автор не знает почему, но в отличие от ПВО, которое без раздумий сбивало воздушных разведчиков, командование ВМФ запретило противолодочным кораблям использовать глубинные бомбы против американских лодок в советских территориальных водах. Командиры советских противолодочных кораблей, обнаружив американскую субмарину, могли только бросать в море гранаты, обозначая, что они обнаружили американцев.
Иногда действие принимало гротесковый характер. Подводную лодку SS-567 «Gudgeon» типа «Tang» обнаружили вблизи Владивостока в советских территориальных водах. Субмарину заблокировали и заставили всплыть. На запрос с противолодочного корабля, командир SS-567 ответил: «Мы корабль Соединенных Штатов. Следуем в Японию». На что командир советского патрульного корабля ответил: «Благодарю за совместное противолодочное учение. Прошу покинуть советские территориальные воды». Еще раз повторимся – совершенно непонятна терпимость к нарушителям морской границы в те годы. На земле и в воздухе ситуация развивалась совсем по-другому.

Исследователи заявили о том, что в пробах воды, которые ранее были взяты в акватории Авачинского залива на Камчатке, присутствуют продукты распада ракетного топлива. Они не исключили возможности утечки с военного полигона.
Американские подводники поняли, что, по большому счету, им ничего не угрожает, и прочно «прописались» в советских территориальных водах около главных баз нашего флота. Американские атомные подводные лодки провели картографирование дна в советском секторе Северного Ледовитого океана и в Чукотском море. Субмарины, выполняющие разведывательные миссии, регулярно заходили в залив Петра Великого и «присутствовали» на парадах кораблей в честь дня ВМФ, снимая не только строй кораблей, но и зрителей, находившихся на трибунах.
Успехи SS-574 «Grayback»
Подобное отношение к противнику привело к унизительным для советского флота происшествиям. В обоих случаях «героем» была американская разведывательная подводная лодка USS SS-574 «Grayback». Первый раз, в 1967 году, в заливе Петра Великого, она с помощью боевых пловцов похитила две новейшие морские мины, которые поставили для проведения учений недалеко от Владивостока. Эти мины проходили испытания и специально были выставлены для показа во время инспектирования Тихоокеанского флота Главной инспекцией Министерства обороны СССР.

Публичный скандал разразился после того, как через какое-то время после кражи эти мины были выставлены на международной выставке в Нью-Йорке. После этого случая разведка Тихоокеанского флота стала постоянно отслеживать положение лодки, если она находилась недалеко от советских берегов. Но, несмотря на это, «Grayback» совершила еще одну кражу. Суть произошедшего заключалась в следующем. В ответ на американскую операцию «Хромированный купол» (круглосуточное нахождение в воздухе бомбардировщиков с ядерным оружием на борту), в СССР также ввели патрулирование самолетов Дальней авиации с ядерным оружием. В 1975 году один бомбардировщик потерпел крушение в Тихом. На борту находились две атомные бомбы. По каким-то причинам поиск самолетов и подъём бомб организован не был. Получив информацию от Северного сектора японской системы ПВО «Сейдж» о падении в море советского бомбардировщика у восточного побережья острова Сахалин, Белый дом и Пентагон приняли решение о тайном подъёме советских атомных бомб без уведомления СССР – ведь самолет лежал на дне в советских территориальных водах. Для этой цели было решено использовать разведывательную подводную лодку США USS SS-574 «Grayback» и трех боевых пловцов.
Об операции «Голубое солнце» известно из воспоминаний заместителя Начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмирала Анатолия Тихоновича Штырова из рассекреченных американских источников. Американцы довольно быстро нашли самолет. Глубина в этом месте было около 40 метров. Советских кораблей на месте катастрофы не было. Трое боевых пловцов – капитан Майкл Грант, лейтенант Дрю Вуд и мастер-сержант Дэвид Пирсон - нашли две атомные бомбы. На месте падения был большой уровень радиации. Несколько суток в Вашингтоне принимали решение, что делать с находкой. Потом поступил приказ – поднять. Американцам достался также блок «свой-чужой» с упавшего бомбардировщика. По результатам операции из 73 членов экипажа подводной лодки 67 были награждены орденами США. Правда, все трое боевых пловцов после подъема бомб долго лечились от лучевой болезни.
Раскол в армянской диаспоре: «партия войны» против «партии компромисса»?
Подобное происходило не только в Тихом океане. В 1960 году атомная подводная лодка SSN-585 «Skipjack» вошла в Кольский залив и сфотографировала корабли у пирсов в Североморске, а потом перешла в советский полигон и наблюдала за пуском ракет Р-13 с борта советской субмарины К-92 проекта 629
Глобальное слежение
Результатом такой безнаказанности стало решение о постоянном присутствии трех американских атомных субмарин у советских берегов. Одна находилась у берегов Кольского залива, вторая – в районе Владивостока, а третья патрулировала воды, примыкающие к выходу из Авачинского залива на Камчатке. Постепенно это постоянное патрулирование переросло в полезную для ВМФ США миссию. Был собран банк акустических портретов всех советских атомных подводных лодок и большинства дизель-электрических субмарин, кроме тех, которые входили в состав Балтийского и Черноморского флота. Этот процесс стал непрерывным, так как после ремонта или модернизации акустический портрет лодки меняется. Такие портреты нужны, во-первых, для командиров американских субмарин для понимания того, с кем они имеют дело в конкретной ситуации, а, во-вторых, для обработки сигналов, поступающих с гидроакустических станций системы SOSUS для отслеживания действий советских подводных лодок. Эта работа проводится и в настоящее время.
Американские лодки следили за многими ракетными пусками с советских субмарин. Имея информацию о месте ракетных полигонов, куда летели ракеты, можно было предположить, в каких районах на дне лежали части и обломки советских ракет. В военно-морской разведке США зародилась идея, как с помощью поднятых частей получить нужную информацию о конструкции и параметрах ракет, стоящих на вооружении советского флота. Так была сформулирована вторая задача для американской морской разведки.
Глубоководные подводные аппараты
К тому времени ВМФ США был готов к поднятию со дна морей и океанов различных объектов. В статье «Тихая война. Начало противостояния».
мы рассказывали о постройке и испытании в Европе батискафа «Триест». Во время шторма корпус «Триеста» был поврежден, и Огюст Пикар передал батискаф ВМФ Франции для изучения. Инженеры американского Вудс-Хоулского океанографического института предложили Пикару не строить новый батискаф, а выкупить «Триест» и модернизировать его. Тот согласился, и в 1957 году научно-исследовательское управление ВМФ США купило батискаф. После модернизации его назвали «Триест II», и он стал использоваться при работе с системой гидроакустического наблюдения «Цезарь». Полученный опыт позволил американским инженерам построить глубоководные аппараты «Алвин» и «Алюминаут». Эти три аппарата, а так же телеуправляемые CURV стали основой глубоководной группы SDG-1.
Первое боевое крещение эта глубоководная техника прошла при поиске погибшей атомной подводной лодки USS «Thresher» SSN-593 «Трешер». Во время поиска наилучшим образом проявил себя Отдел специальных проектов, руководимый Джоном Крейвеном. Благодаря глубоководной технике SDG-1 и методики Крейвена лодка была найдена.

Вторым удачным проектом Джона Крейвена стал поиск на дне в Средиземном море американских термоядерных бомб с бомбардировщика В-52. Выше мы рассказывали об американской операции «Хромированный купол». Во время патрулирования с ядерным оружием на борту упали два В-52. Бомба с одного из них оказалась в Средиземном море. Её нашли с помощью аппаратов SDG-1. Операцией руководил Джон Крейвен. После этого в Пентагоне решили, что он должен принять участие в новом проекте.
Недавно в издательстве «СУПЕР Издательство» вышла интересная книга «История гидронавтики. Книга первая. Глубоководный комплекс «Архипелаг»». Её автор Владимир Михайлович Ашик, гидронавт, собрал рассказы участников и очевидцев зарождения советской боевой гидронавтики. В статье приведены несколько фактов из этой книги.
Продолжение следует