Версия // Общество // Конспирологи утверждают, что великие пьесы написал не Шекспир

Конспирологи утверждают, что великие пьесы написал не Шекспир

3751

Был или не был?

Конспирологи утверждают, что великие пьесы написал не Шекспир
В разделе

23 апреля мир празднует 460-летие со дня рождения великого английского драматурга Уильяма Шекспира. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что «Ромео и Джульетту», «Гамлета», «Макбета»и «Отелло» мог написать только гений. Но в то же время многие люди считают, что этот гений никак не мог быть Уильямом Шекспиром!

Словосочетание «шекспировский вопрос» давно уже относится не к знаменитому восклицанию Гамлета «Быть или не быть?», а к попыткам оспорить авторство Шекспира. На протяжении трёх столетий многие стремились доказать, что актёр лондонского театра «Глобус» не мог быть автором великих пьес и сонетов. Однако каждая кандидатура на авторство, выдвигаемая той или иной теорией, выглядела далеко не так убедительно, как фигура самого Шекспира.

Реальность существования самого Шекспира при этом не оспаривается – слишком многими документами оно подтверждено. Доподлинно установлено, что будущий гений родился в 1564 году в Стратфорде-на-Эйвоне, примерно в возрасте 20 лет переехал в Лондон, там вошёл в труппу театра «Глобус», а незадолго до смерти вернулся в родной город, где и скончался в 1616-м.

Зато «кандидатами в Шекспиры» конспирологи называют свыше 30 претендентов на авторство. Причём каждый из таковых не имеет никакого отношения к городу Стратфорду или реке Эйвон. А между тем драматург Бен Джонсон, друживший с Шекспиром, в предисловии к собранию пьес коллеги назвал его «сладкоголосым эйвонским лебедем». Но этот довод, как и многие прочие, не убеждает никого из тех, кто уверен, что сын провинциального ремесленника не мог стать великим писателем.

Философ или граф?

Аргументы, которыми оперируют сомневающиеся, обычно выглядят так. Утверждается, что Шекспир был недостаточно образованным, обладал узким кругозором и вообще являлся самым заурядным обывателем. Для подтверждения этих тезисов используются любые факты биографии Уиль­яма – например, то, что в своём завещании Шекспир отписал жене Энн лишь «вторую по доброте кровать». Критики злорадно указывают: мол, не мог человек, писавший столь пронзительные строки о любви, так обойтись с собственной женой!

На самом же деле ничего бессовестного в таком завещании нет. По тогдашним английским законам вдове и так автоматически отходила треть имущества супруга. Что касается пресловутого предмета мебели, то первая «по доброте» кровать в доме традиционно предназначалась гостям, а вторая являлась супружеским ложем. Логично, что любящий муж хотел сохранить это ложе именно за женой.

Интересно, что при жизни Шекспира, а также в первые полтора столетия после его смерти никто не подвергал его авторство сомнению. Лишь в 1772 году некий Герберт Лоренс, друг знаменитого актёра Дэвида Гаррика, обмолвился в личной переписке: «Бэкон сочинял пьесы. Нет надобности доказывать, насколько преуспел он на этом поприще. Достаточно сказать, что он назывался Шекспиром». Нельзя исключать, что это была просто шутка мистера Лоренса, однако на неё обратили внимание, и понеслось. В XIX веке английского философа и шекспировского современника Фрэнсиса Бэкона уже на полном серьёзе стали именовать «настоящим» автором непревзойдённых шедевров. Особенно в этом постаралась американка Делия Бэкон (однофамилица философа). В 1852 году она отправилась в Англию искать подтверждения своей теории: дескать, пьесы Шекспира были написаны коллективом авторов из тайного общества, возглавляемого Фрэнсисом Бэконом. Доказательства мисс Бэкон собирала странным образом. Например, часами сидела на могиле Шекспира, ожидая вестей с того света, могущих пролить свет на выдуманную ею самой загадку. Делия даже порывалась раскопать шекспировскую могилу, думая обнаружить там письменные доказательства своей гипотезы, но, к счастью, бойкой даме не позволили этого сделать. Тем не менее американка нашла в Англии спонсоров, за счёт которых издала огромный труд под названием «Разоблачение философии пьес Шекспира». Впрочем, вернувшись на родину, Делия Бэкон вскоре оказалась в сумасшедшем доме, где и закончила свои дни.

По теме

В 1918 году новым заметным «разоблачителем Шекспира» стал английский школьный учитель Томас Луни. В своей книге «Шекспир опознан» Луни утверждал, что автором сочинений Шекспира был 17-й граф Оксфорд Эдуард де Вер. Эта теория выглядела не менее шатко, чем версия о Бэконе. Взять хотя бы тот факт, что граф де Вер оставил после себя стихи и пьесы, которые не идут ни в какое сравнение с шекспировскими. К тому же граф был весьма тщеславным человеком. На вопрос, зачем бы де Веру понадобилось под чужой фамилией писать шедевры, а под собственной лишь тусклые строки, Томас Луни отвечал очень просто: «Это его личное решение, нас это не касается».

Несмотря на явно нелепую доказательную базу, теория о «писавшем за Шекспира» графе Оксфорде со временем стала наиболее распространённой. Именно такая версия «шекспировского вопроса» изложена и в высокобюджетном голливудском фильме 2015 года «Аноним».

Распространённость этой теории в Великобритании и США столь высока, что серьёзные шекспироведы уже не могут на неё не откликаться. Но все их усилия мало к чему приводят. Профессор драматургии из Университета штата Нью-Йорк Скотт МакКри в своей книге «Дело в защиту Шекспира» с горькой усмешкой замечает: «Предположим, была бы вскрыта могила Энн Шекспир и в пальцах скелета обнаружен листок с сонетом, подписанный Шекспиром; разве это убедило бы сторонников Оксфорда? Они заявили бы, что сонет списан с рукописи графа, а Шекспир, воспользовавшись своим положением того, кто посвящён в тайну, выставил себя поэтом перед женой».

Шпион, убитый в таверне

Немало сторонников есть также у так называемой ратлендовской теории, утверждающей, что пьесы Шекспира принадлежат перу графа Ратленда – ещё одного современника Шекспира (правда, родившегося на 12 лет позже Уильяма). Всё началось с бельгийского политика Селестина Дамблона, который в 1912 году обнаружил в архиве Падуанского университета фамилии двух учившихся там дворян из Дании – Розенкранца и Гильденстерна. Как известно, именно так зовут двух второстепенных персонажей трагедии «Гамлет». На основании того, что в одно время с вышеупомянутыми датчанами в Падуе учился 5-й граф Ратленд Роджер Меннерс, был сделан вывод, что граф-то и является «подлинным» Шекспиром. Указание на то, что Розенкранц и Гильденстерн – вполне распространённые фамилии у датчан того времени, сторонники теории отвергают.

Не принимается во внимание «ратлендианцами» и тот факт, что если возвеличиваемый ими английский граф и впрямь писал за Шекспира, то драматургом он должен был стать ещё в 13 лет. А в 20 написать «Ромео и Джульетту». Но самое главное – не объясняется, зачем Ратленд скрывал бы своё авторство.

Пожалуй, наиболее убедительная из теорий, предлагаемых антистратфордианцами, гласит, что за Шекспира писал Кристофер Марло – другой знаменитый английский драматург, причём родившийся с Уильямом в один год. В возрасте 29 лет Марло был зарезан в таверне при странных обстоятельствах. Существует версия, что драматурга убили по приказу властей, поскольку Марло, предположительно, был причастен к английской разведке и некоторым её секретам. Согласно антишекспировской гипотезе, Марло сам инсценировал свою смерть, после чего навсегда покинул Англию, чтобы спастись от преследователей. В континентальной Европе Кристофер, мол, и писал «пьесы Шекспира», регулярно отправляемые им в Лондон… Но всё это опять-таки решительно ничем не подтверждённые домыслы.

Как справедливо замечают шекспироведы, вопрос об авторстве занимает лишь тех, кто совершенно равнодушен непосредственно к творчеству великого англичанина. И кому, вероятно, просто не дано понять, что шекспировские пьесы гораздо интереснее любых спекуляций по поводу того, кто был их автором.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.04.2024 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх