Противостояние между США и Ираном приведёт к росту цен на нефть, считают аналитики. В ответ на принятые администрацией Дональда Трампа новые санкции Тегеран пообещал заблокировать Ормузский пролив для прохождения нефтяных танкеров. Это означает, что под угрозой окажется экспорт не только иранской, но и всей ближневосточной нефти. В Вашингтоне в ответ пообещали топить иранские военные корабли, если они попытаются нарушить свободу судоходства в стратегически важном проливе.
Смогут ли США поставить на колени Иран, разбиралась «Наша Версия».
В ночь на 7 августа вступили в силу американские санкции против Ирана. Под запрет попали внешнеторговые операции с драгоценными металлами, алюминием, сталью и т.д. Иранскому правительству было запрещено покупать американские доллары, а американским юридическим лицам – проводить операции с иранскими ценными бумагами и валютой. Гражданская авиация и автомобилестроительный сектор также оказались под санкциями. В перспективе под запрет попадут все операции с иранской нефтью и нефтепродуктами, а ведь именно нефть называют «кровью иранской экономики».
Разворот на 180 градусов
Все эти меры стали реальным итогом выхода США из так называемой ядерной сделки, заключение которой в 2015 году поставило под контроль ядерную программу Тегерана. Тогда под «Совместным всеобъемлющим планом действий» (СВПД) поставили свои подписи представители всех пяти стран – постоянных членов Совбеза ООН, а также Германия и собственно Иран. Документ предусматривает вывоз большей части иранского обогащённого урана в третьи страны, превращение завода по обогащению ядерного топлива в научный центр и допуск инспекторов МАГАТЭ на все ядерные объекты в стране в течение 20 лет. Взамен с Ирана будут постепенно сниматься санкции. Например, он сможет беспрепятственно продавать свою нефть на мировых рынках – до этого иранская нефть в ограниченных масштабах закупалась лишь некоторыми компаниями из азиатских стран.
В начале мая Дональд Трамп заявил, что Иран не соблюдает СВПД, да и сам документ несовершенен. Новая американская администрация потребовала от Тегерана отказаться от разработки не только ядерного оружия, но и средств его доставки – баллистических ракет. Вдобавок Иран должен кардинально изменить свою внешнюю политику – например, отказаться от поддержки движения «Хезболла» и прочих шиитских групп. Выход США из ядерной сделки осудили все остальные её участники. На встрече с Дональдом Трампом в Хельсинки Владимир Путин прямо заявил, что СВПД делает ядерную программу Ирана максимально открытой для международной общественности и выход США из «ядерной сделки» не принесёт пользы никому. ЕС, Россию и Китай возмутило ещё и то, что в перспективе санкции могут быть расширены и на сотрудничающие с Ираном компании из третьих стран. Для Тегерана же главной угрозой остаётся грядущий запрет на экспорт нефти, который вступит в силу 5 ноября.
![](/images/k/o/konflikt-vashingtona-s-tegeranom-ugrozhaet-mirovoj-yekonomike-2.png)
Улица с двусторонним движением
Через день после введения первого пакета санкций глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф заявил, что попытки США свести к нулю экспорт иранской нефти не увенчаются успехом. «Они не могут думать, что Иран не будет экспортировать нефть, а другие будут экспортировать», – заявил он. Иран и правда способен лишить выхода на мировой рынок всю нефтедобывающую промышленность Ближнего Востока. Ведь весь экспорт нефти из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, Бахрейна и ОАЭ идёт по морю, а единственный выход из Персидского залива в Индийский океан проходит через Ормузский пролив. Его северный берег является иранской территорией, на южном расположены Оман и Объединённые Арабские Эмираты. Длина пролива составляет 195 километров, а ширина в самом узком месте – 54 километра. Пролив напоминает улицу с двусторонним движением – на навигационных картах он разделён на два транспортных канала каждый шириной около 2,5 километра. В целях безопасности судоходства каналы разделяет 5-километровая буферная зона. При этом наибольшую глубину – 229 метров – пролив имеет в иранских территориальных водах, через которые и проходят оба канала.
Прогноз о возможном ходе развития конфликта Запада с Россией сделал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. По его словам, сейчас риск обострения очень высок.
Значение Ормузского пролива для мирового экспорта нефти трудно переоценить. По данным подразделения морской статистики страховой компании Lloyd’s, через него проходит порядка 40% всех морских нефтеперевозок, включая нефтепродукты. В 2011–2013 годах через пролив ежедневно проходило более 17 млн баррелей нефти, что составляет примерно пятую часть всех мировых поставок. Для стран Персидского залива нефть является основной статьёй экспорта, и в отсутствие международных нефтепроводов морской путь обеспечивает поставку на мировой рынок более 90% всей добываемой в регионе нефти. В Израиле иранские угрозы вызвали настоящую панику – страна более чем на 80% зависит именно от ближневосточной нефти. Помимо Израиля от возможного перекрытия Ормузского пролива сильно пострадает Япония – 73% потребляемой ею нефти проходит именно через пролив.
В нефтяном балансе Западной Европы аналогичная цифра составляет 23%. Соединённые Штаты в случае блокировки пролива лишатся 13% всей закупаемой нефти.
Американский авианосец «Авраам Линкольн» уже совершает манёвры в Персидском заливе – таким образом Вашингтон даёт понять Тегерану, что в случае перекрытия Ормузского пролива война неминуема, особенно если в конфликт вмешается ещё и Израиль.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года Ормузский пролив имеет статус «международного водного пути». Это означает, что даже если воды пролива имеют статус территориальных и принадлежат конкретному государству, ограничивать прохождение судов и танкеров других стран это государство не имеет права. Аналогичный статус, кстати, имеет пролив Босфор, принадлежащий Турции. Проход судов из Чёрного в Средиземное море и обратно ограничен там лишь высотой мостов, соединяющих азиатскую и европейскую части Стамбула. Но одно дело Босфор в относительно спокойной Турции и совсем другое – Ормузский пролив во взрывоопасном регионе. В 2011 году на фоне угрозы введения очередных санкций со стороны США Иран уже угрожал перекрыть судоходство в проливе для нефтеналивных танкеров. Командующий ВМС Ирана адмирал Сайяри заявил тогда, что перекрыть Ормузский пролив «легче, чем выпить стакан воды». Тем более что столкновения в Ормузском проливе уже не раз случались.
В 1988 году в ходе войны между Ираном и Ираком американской фрегат подорвался на иранской мине. Спустя несколько дней американцы в ответ потопили иранский фрегат и ряд более мелких кораблей. В том же году американский крейсер сбил ракетой гражданский самолёт, принадлежавший иранской авиакомпании Iran Air. Погибли 290 человек, в том числе 65 детей. США заявили тогда, что самолёт был ошибочно идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана и не отвечал на запросы американских военных. Иран обратился в Международный суд ООН, но через год после инцидента между сторонами было заключено соглашение, по которому США выплатили семьям погибших более 130 млн долларов компенсаций в обмен на отзыв иска. При этом официальных извинений принесено не было. Последний инцидент в проливе относится к 2008 году. Тогда пять патрульных катеров иранского Корпуса стражей исламской революции приблизились менее чем на 200 метров к трём кораблям ВМС США. Американцы утверждали, что находились в международных водах, а иранские катера были готовы открыть огонь. Иран, разумеется, все обвинения отвергал. В результате всё обошлось без жертв и разрушений.
Акцент
ЕС, Россия и Китай по одну сторону
Как всегда, первыми на обострение вокруг судоходства в Ормузском проливе отреагировали нефтяные котировки. Вслед за объявлением о санкциях они подросли примерно на 1%. Многие аналитики считают, что в реальности перекрытие пролива невыгодно никому, включая США и сам Иран, а потому и шансы на такое развитие событий невелики. Однако если покупатели иранской нефти поддадутся давлению США и откажутся от сотрудничества с Тегераном, это приведёт к сокращению экспорта иранской нефти в объёме от 500 тыс. до 1 млн баррелей в сутки. Исчезновение с рынка такого объёма неизбежно подтолкнёт нефтяные котировки. Цены в такой ситуации вполне могут вернуться на докризисный уровень в 100 и более долларов за баррель.
Вряд ли такое развитие событий обрадует США и Израиль. Зато Иран может уже сейчас праздновать дипломатическую победу – на его стороне впервые в истории оказались столь разные международные игроки, как ЕС, Россия и Китай. Последний уже присматривается к крупным иранским нефтегазовым проектам, из которых европейские компании начинают уходить из-за боязни санкций со стороны США.