Казалось бы странно, что амбициозные компании игнорируют Соединенные Штаты, чья экономика является крупнейшей в мире. Но веб-компании из Китая избегали и будут избегать США. И это правильный подход.
Масштаб рынка
Крупнейшие интернет-компании превратились в голиафов на волне бума популяризации мобильного интернета в Китае. Даже с замедлением экономического роста его высокотехнологичным компаниям достаточно места на родине, а также в Индии, Бразилии, Юго-Восточной Азии и других регионах, а потому необходимости в США у них нет. Успешные китайские фирмы выжили в настолько жесткой конкурентной борьбе на внутреннем рынке, которой большинство американских высокотехнологичных компаний никогда не видели.
При этом практически нет примеров китайских интернет-компаний, которые бы стали успешными в США. Это является результатом как отсутствия необходимости в американском рынке, так и трудностями в поиске опоры в США, когда попытки освоить этот рынок все же предпринимались.
Одна из главных причин развиваться на внутреннем рынке – это его масштаб. В прошлом году на сайте Alibaba было заключено торговых сделок почти на $400 млрд, что в два раза больше той суммы, которую выручили Amazon.com и eBay вместе взятые. Google заработал немного больше 70% средств, потраченных в США на рекламу в поисковых системах, по данным исследовательской фирмы eMarketer. В то же время Baidu контролирует 80% рынка в своей стране, по оценкам China Internet Watch. Xiaomi продает около 5% смартфонов в мире, по данным исследовательской фирмы IDC, при этом подавляющее большинство продаж компании приходится на внутренний рынок, где работают примерно 1000 компаний-производителей телефонов.
И даже если бы китайские высокотехнологичные компании действительно захотели прийти на американский рынок, там бы их не ждала радужная встреча. Нил Шен, партнер Sequoia Capital и один из самых известных инвесторов в китайские стартапы, отмечает, что высокотехнологичные компании в Китае и в США оттачивали свои продукты для удовлетворения потребностей клиентов на своих внутренних рынках. И это существенно снижает конкурентоспособность их продуктов на рынке другой страны.
"Китайской компании будет довольно трудно в полной мере оценить потребности клиента в Калифорнии", - сказал он.
Есть несколько интересных исключений проникновения китайских высокотехнологичных компаний в США. В частности, Lenovo смогла пробиться на американский рынок, приобретя компьютерный бизнес IBM десять лет назад. Подросток в Де-Мойн, возможно, не знает названия SZ DJI Technology, но он мог бы получать один из дронов компании на Рождество. По объему выручки компания из Шэньчжэня стала крупнейшим в мире производителем беспилотников.
Поучительная борьба
Продажа гаджетов, однако, отличается от веб-индустрии, однако в ней знание того, что хотят потребители, еще важнее. В этом плане борьба Alibaba с американскими гигантами электронной торговли весьма поучительна. В июле китайская компания согласилась продать американские торговые площадки, которые были открыты за несколько месяцев до этого. Покупатели и продавцы, которые на них торговали, жаловались на "любительский" уровень.
Как показали проведенные испытания, большинство российских компаний не могут противостоять киберугрозе. Оказалось, что хуже всего от хакеров защищены представители ритейла.
Это не значит, что Alibaba и другие китайские технологические компании не хотят однажды прийти на рынок США. Хотя он и остается самой большой торговой площадкой в мире, он далеко не единственный. В то время как Alibaba счастлив зарабатывать на том, чтобы сводить американцев с китайскими производителями, американские потребители не являются главной целью для компаний из КНР.
Исполнительный директор Alibaba’s сказал Bloomberg TV, что стратегия компании заключается в оказании помощи американским фирмам в освоении огромного китайского потребительского рынка. Alibaba также расширяет свои онлайн-торговые центры, открывая филиалы в Сингапуре, Малайзии, Бразилии и России. Точно так же Xiaomi нацелился на Индию, Индонезию и Бразилию. В то же время американский сервис Uber рассчитывает выйти на китайский рынок, в частности, компания уже объявила о планах инвестировать более $1 млрд только в этом году.
CB Insights - рейтинг из 143 самых ценных частных технологических компаний, включает в себя 20 китайских стартапов. Ни одна другая страна, кроме США, не имеет более чем семь в списке.
Для потребителей в США, возможно, не станет большой потерей то, что они не смогут насладиться многими инновациями китайских изобретателей. Что же до предпринимателей из КНР, то их желание осваивать внутренний рынок и рынки близлежащих стран является вполне закономерным и оправданным.