Версия // Бизнес // Как ВЭБ.РФ помогает регионам строить новые учебные заведения и укрепляет доверие между банками и государством

Как ВЭБ.РФ помогает регионам строить новые учебные заведения и укрепляет доверие между банками и государством

3906

Школа под ключ

Как ВЭБ.РФ помогает регионам строить новые учебные заведения и укрепляет доверие между банками и государством (фото: пресс-служба ВЭБ.РФ)
В разделе

В России почти не осталось мест, где ребята учатся в третью смену. Возврат к ней выглядит невозможным: в рамках нацпроекта «Образование» уже открыто 1000 новых школ и строительство продолжается. Многие из них построены с привлечением капитала частных банков – по концессионному соглашению. «ПроШкола» – дочерняя структура ВЭБ.РФ – является федеральным координатором проекта строительства школ по такой модели.

Отработанный механизм экономит ресурсы регионов и дает последним возможность получить хорошо оснащенную школу в виде готового продукта. Причём одинаковыми бетонными «коробками» их никак не назвать.

Здания типовых советских школ многие сравнивают с казармами – безликие коридоры с нанизанными на них кабинетами. В те времена архитектура и дизайн ушли на второй план на фоне главной задачи: усадить за парты растущее число учеников. В наши дни эта задача вновь стала актуальной, но подход к ней мы видим совершенно другой. Участие государственного института развития и частного капитала позволяет строить школы с учётом возросших потребностей детей. В ноябре два таких учебных заведения открылись в Бурятии.

Миллион новых учебных мест

Старая школа в посёлке Забайкальский (микрорайон Улан-Удэ) рассчитана на 250 учеников. В прошлом году в ней училось 800 детей, в нынешнем – уже 1100. Понятно, что потребность в новом школьном здании была очень высокой. И вот, в начале ноября в Забайкальском состоялось его открытие. Впрочем, речь идёт не только о дополнительных классах. Чего здесь только нет! Уютная библиотека, кулинарный класс, спортзал, кабинет информатики с современными компьютерами, швейные и столярные мастерские и актовый зал с костюмерной, музыкальным и световым оборудованием.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в здании установили лифт-подъёмник, для спортсменов во дворе построили просторный стадион. Всё указывает на то, что новый корпус школы №55 в столице Бурятии должен стать местом не только для учёбы, но и для всестороннего развития детей. Родители большинства нынешних учеников в своем детстве могли о таком только мечтать. Да, тренд на развитие школьной архитектуры и дизайна появился не вчера, но до недавнего времени такое строительство вряд ли можно было назвать массовым.

«Не могу согласиться, что отечественная школьная архитектура остановилась в своём развитии на этапе советского проектирования. Фактически от массового строительства одинаковых школьных зданий мы отказались в начале 2000-х годов, когда были отменены требования типового проектирования для них», – рассказывает профессор Ирина Абанкина, которая возглавляет Центр креативной экономики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.

При этом она добавляет:

«У нас был очень серьёзный демографический спад, и такого массового введения школ, как это было в советские времена, уже не требовалось. Более того, нередко рядом стоящие школы, даже в крупных городах, оказывались незаполненными, их старались использовать для дополнительного образования».

О том, как обстоит ситуация сегодня, красноречиво говорят цифры. Ещё в начале 2021 года специалисты посчитали, что к 2024 году число учащихся школ в России увеличится на 2,214 млн человек, и для них потребуется создать новые учебные места. За счёт бюджетов всех уровней был запланирован ввод не менее 1,4 млн мест, а значит дефицит мог составить почти 1 млн учебных мест. Для его покрытия потребовалось бы дополнительно выделить 640 млрд рублей из федерального бюджета, однако решено было действовать иначе.

Новые школы должны стать местом не только для учёбы, но и для всестороннего развития детей (фото: пресс-служба ВЭБ.РФ)
Новые школы должны стать местом не только для учёбы, но и для всестороннего развития детей (фото: пресс-служба ВЭБ.РФ)

К 2024 году число учащихся школ в России увеличится на 2,214 млн человек, для них потребуется создать новые учебные места (фото: пресс-служба ВЭБ.РФ)
К 2024 году число учащихся школ в России увеличится на 2,214 млн человек, для них потребуется создать новые учебные места (фото: пресс-служба ВЭБ.РФ)

Уменьшить нагрузку на регионы

В 2021 году президент Владимир Путин поручил реализовать масштабный проект строительства школ по всей России, в эту работу включилась корпорация ВЭБ.РФ. Она, в свою очередь, создала дочернюю организацию «ПроШкола», призванную стимулировать привлечение частного капитала к решению этой амбициозной задачи в рамках концессий. Как работает новый механизм, хорошо видно на примере упомянутой нами школы в Улан-Удэ и трёх других новых школ – в Поселье, Сотниково и Нижней Иволге.

Создание четырёх объектов «под ключ», с учётом строительства и полного оснащения, обошлось в 2,75 млрд рублей, из них – 939 млн рублей – средства капитального гранта, остальная часть суммы – внебюджетные инвестиции, привлеченные «ПроШколой» за счет ПАО «Сбербанк» и ВЭБ.РФ.

Первые соглашения о сотрудничестве с субъектами РФ были подписаны структурой ВЭБ.РФ летом 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме.

«По итогам пилотных отборов проектов в рамках программы мы видим заинтересованность субъектов в реализации концессионных соглашений, а появление системного федерального игрока с ускоренной процедурой подготовки и реализации проектов обеспечит возможность исполнения поставленной президентом задачи», – прокомментировал подписание соглашений министр просвещения Сергей Кравцов.

Всего по итогам трех отборов Минпросвещения России и заключенным соглашениям с 35 регионами планируется реализация 130 концессий на 132 объекта общей мощностью более 125 тыс. мест. Более половины из них – проекты ПроШколы. Как рассказала журналистам исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральный директор ООО «ПроШкола» Алиса Денисова, это будут не просто школы, а социокультурные центры формирующихся микрорайонов.

Сейчас ПроШкола работает в 23 субъектах Российской Федерации. За два с лишним года своего существования программа, по сути, не только создала рынок государственно-частного партнёрства (ГЧП) в сфере строительства школ, но и укрепила доверие между банками и государством. Более того, концессионный механизм помог уменьшить разовую нагрузку на бюджеты регионов с одновременным увеличением числа построенных объектов. Все инвестиции и субсидии остаются внутри региона, поскольку «ПроШкола» привлекает к строительству только местных подрядчиков.

Сюжет мурала на фасаде школы в Поселье художники выбирали вместе с местными жителями и учениками школы (фото: пресс-служба ВЭБ.РФ)
Сюжет мурала на фасаде школы в Поселье художники выбирали вместе с местными жителями и учениками школы (фото: пресс-служба ВЭБ.РФ)

Дмитрий Богданов, министр экономического развития и инвестиций Самарской области:

– С компанией «ПроШкола» подписан целый ряд концессионных соглашений на строительство нескольких школ в Самарской области. С 2021 года мы подписали 7 соглашений на строительство школ и международного межвузовского кампуса. Запуск проектов обеспечен благодаря накопленному практическому опыту в сфере ГЧП и оперативностью принятия управленческих решений, – сообщил министр. – По поручению Губернатора Дмитрия Игоревича Азарова, мы внедрили принцип проектного управления и «единого окна». Приняли порядки межведомственного взаимодействия и решения о реализации проекта, а также порядки контроля и мониторинга проектов, что позволило Самарской области традиционно входить в число регионов-лидеров в сфере развития ГЧП в России. Также у нас был подготовлен оптимальный по срокам и процедурам механизм передачи земельных участков для строительства школ в собственность Самарской области. Данная практика была передана и другим регионам для применения. Одним из ключевых аспектов, сокращающих сроки реализации проектов, является внеконкурсный механизм заключения концессионного соглашения, что позволяет упростить процедуру работы с инвесторами и преодолеть множество административных барьеров. Работа с надежным государственным партнером ВЭБ.РФ в лице «ПроШколы», который предлагает регионам отработанную схему взаимодействия, следит за ходом развития проекта и предлагает лучшие федеральные практики, существенно облегчает многие задачи.

Татьяна Думнова, председатель Общественной палаты Республики Бурятия, Заслуженный экономист Республики Бурятия:

– В республике была очень острая проблема: некоторым детям приходилось учиться даже в третью смену, в отдалённых населенных пунктах практически не было школ. Ребята были вынуждены ездить на большие расстояния, это создавало трудности и для них, и для их родителей.

За последние пять лет – глава республики провёл громадную работу – мы видим существенные изменения в социальной инфраструктуре. Строительство новых школ позволяет не только уйти от третьих смен, но и повысить качество образования. Поддержка в этом деле, которую республика получила от ВЭБ.РФ, даёт возможность не просто строить здания с красивыми фасадами, но и оснащать школы современным оборудованием. Условия для учёбы наших детей не должны отличаться от условий для детей в более крупных городах. Мы видим, что этот принцип воплощается в жизнь.

Каждой школе – своё лицо

Вряд ли кто-то будет спорить, что школа сегодня — это не просто место, где дети изучают физику, математику, историю, литературу и другие предметы, это – образовательная среда, призванная притягивать и вдохновлять. Обстановка, в которой будут расти и учиться дети, влияет не только на их воспоминания о школьных годах, но и на их будущее, на отношение к миру и другим людям. Именно поэтому «ПроШкола» реализует проекты на базе апробированных типовых решений, созданных совместно ВЭБ.РФ и банками-партнёрами – работа куда более масштабная, чем возведение стен и закупка комфортной мебели.

«Мы создаем образовательную инфраструктуру, готовую к использованию новых гибких технологий, которые развивают в детях умение общаться и выстраивать диалог, лидерские качества, открытость новому опыту – все то, что называется soft skills, мягкие навыки. Поэтому во всех школах появляются открытые библиотеки, коворкинг-центры, творческие проектные мастерские – многофункциональные учебные пространства, которые необходимы для выращивания компетенций, востребованных в XXI веке», – поясняет Алиса Денисова.

Как всё это может выглядеть, демонстрирует новая школа в бурятском посёлке Поселье. Яркий фасад современного здания расписан местными художниками в рамках уникального культурного проекта ВЭБ.РФ «Сайнуу», который воплощён в жизнь Центром креативных индустрий «Хэб-Хаб» при участии администрации Улан-Удэ. Сюжет мурала на фасаде школы в Поселье художники выбирали вместе с местными жителями и учениками школы. Акцент на сохранение культурных традиций заметен даже в системе навигации по зданию, в ней используется четыре языка: русский, бурятский, шрифт Брайля и монгольская вязь.

К слову, так же, как и объект в Забайкальском, современная школа в Поселье была открыта в начале ноября 2023 года. Она стала 1000-й школой, построенной в рамках национального проекта образование. Всего в портфеле «ПроШколы» сейчас находится 67 концессионных соглашений на строительство 69 образовательных объектов, способных обслуживать более 60 тыс. учеников. С 1 сентября 2023 года в зданиях, построенных по концессии, учатся 9 тыс. детей. К началу нового учебного года число российских ребят, которые будут осваивать школьные предметы, заниматься спортом и творчеством в комфортных условиях, должно заметно увеличиться.

Ирина Абанкина, директор Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ:

– Само пространство школы несёт серьёзный образовательный смысл, поскольку оно формирует виды деятельности, позволяющие детям получать новые компетенции: работать самостоятельно и делать коллективные проекты, заниматься спортом и участвовать в театральных постановках. Пространство современной школы должно помогать ученику найти баланс между публичным поведением и своим частным, приватным поведением в освоении образовательных программ. Важны не только архитектурные решения, но и дизайн школы, который формирует дружелюбие, толерантность, уважение; который позволяет сохранять зоны шума и тишины.

Специалисты по работе с детьми с особыми потребностями, говорят, что им тоже нужны дополнительные пространства – особенно, если речь идёт о ребятах с расстройствами аутического спектра. Дать возможность расслабиться, сосредоточиться, провести время в одиночестве и, в то же время, не делать это пространство недоступным и закрытым. Похожие принципы должны использоваться и в общих школьных пространствах – живых уголках, зимних садах. Самая главная черта современной школы: она должна быть приспособлена для детей с разными образовательными потребностями.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2023 09:00
Комментарии 0
Наверх