Версия // Общество // Телефонные мошенники перешли к новым схемам: теперь они нацелились на компании и госорганы и занялись «похищением» детей

Телефонные мошенники перешли к новым схемам: теперь они нацелились на компании и госорганы и занялись «похищением» детей

2747

Ничем не брезгуют

Телефонные мошенники перешли к новым схемам: теперь они нацелились на компании и госорганы и занялись «похищением» детей (фото: pxhere.com)
В разделе

Несмотря на огромное число уже раскрытых противозаконных схем, активно используемых телефонными мошенниками, остановить их деятельность не удается. Они разрабатывают и достаточно результативно применяют на практике все новые обманные действия, поражая при этом своей изобретательностью.

Если раньше объектами телефонных атак преимущественно были обычные граждане, то сейчас аппетиты преступников явно выросли. Об этом отчетливо свидетельствует новая схема, которую удалось обнаружить ЦБ. В частности, теперь телефонные мошенники, стремясь увеличить незаконные заработки, сфокусировали внимание на крупных компаниях и госорганах.

Всевдо ЦБ и лженачальники

Используемая схема весьма изощренная. Как сообщили в Центробанке, в основу здесь положена переписка, которую мошенники осуществляют с топ-менеджерами компаний, представляясь главами реготделений Банка России.

Происходит все обычно следующим образом: аферисты, прикрываясь фальшивыми аккаунтами служащих регулятора в мессенджерах, связываются с директорами крупных компаний или госорганов или их заместителями. Суть писем, как правило, состоит в том, что от руководства просят помощи в задержании мошенников. Одновременно с этим заранее предупреждают о важном звонке, который не рекомендуется игнорировать и как-то афишировать.

Затем потенциальной жертве поступает обещанный звонок, в ходе которого мошенники всеми способами пытаются получить доступ к банковским данным или же убедить перевести средства на нужный счет.

Банк России, предупреждая об опасности таких действий аферистов, указывает, что для выяснения служебных вопросов его сотрудники никогда не используют мессенджеры.

Но и это не все. Работники предприятий тоже не остались без внимания мошенников. Для них разработали другую схему - они стали получать сообщения с фейковых страниц своих начальников. Но и без вымышленного работника ЦБ здесь тоже не обошлось, видимо, для убедительности. О такой схеме рассказали в «Ростелекоме». Ее суть состоит в том, что мошенники создавали аккаунт не представителя ЦБ, а кого-то из руководства самой корпорации. И с этого аккаунта потенциальная жертва получала сообщения, после чего с ней связывался якобы представитель ЦБ или «силовик».

При всей странности данной схемы она, судя по всему, работает. Впрочем, как и в случае с множеством других вариантов «развода». Однако ее опасность состоит в том, что убытки может понести целая организация.

Реально ли избежать?

Для специалистов сам факт общения людей с Центробанком кажется странным. Как отметил эксперт по информбезопасности, гендиректор компании Phishman Алексей Горелкин, не стоит забывать суть ЦБ - он регулирует деятельность финансовых организаций.

«Регулятор не может вам звонить ни по какому поводу, какое Центробанк может иметь отношение к любой компании? Никакое», - сказал он, указав, что в нашей стране у многих почему-то есть уверенность в возможности решения каких-то вопросов по телефону.

Эксперт отметил, что мошенники в большинстве случаев представляются публичной личностью, используя тех персон, информацию о которых легко можно найти в сети. Конечно, речи о звонящей Эльвине Набиуллиной не идет, но все же. В таком случае при наличии у жертвы сомнений всегда можно отправить ее «погуглить» и «убедиться» в том, что официальные данные в интернете и даже фото совпадают с теми, что указаны в специально созданном аккаунте.

По теме

Говоря о том, как распознать звонящих мошенников, Горелкин указал, что главное, на что всегда давят мошенники, это время.

«Они всегда давят на вас тем или иным способом: либо у вас опасность и короткое время, то есть они не дают вам времени подумать, либо вы должны что-то помочь прямо сейчас, то есть это вот только сегодня, только для вас», - сказал эксперт, отметив, что после таких слов необходимо сразу завершать разговор. Он подчеркнул главную вещь, о который надо всегда помнить, - реальных ситуаций, требующих от человека незамедлительных действий, в жизни очень мало, и они никак не связаны со звонком из ЦБ.

В случае в телефонной атакой на сотрудника организации всегда опасность несколько выше, ведь здесь речь идет не о личных средствах, а о благополучии целой фирмы. В принципе, сотрудники не имеют права передавать кому-то конфиденциальные данные и информацию. Однако в реальности дела могут обстоять иначе, и этому есть объяснение.

«Из-за того, что внутри компаний нет киберучений, никто не повышает киберосознанность сотрудников, то есть сотрудники, что такое конфиденциальная информация могут даже не знать», - подчеркнул Горелкин. В качестве примера он рассказал, что кто-то в компании с легкостью может сообщить ФИО, должность и телефон какого-то сотрудника, и эта информация может помочь мошенникам, которые затем путем подмены номеров могут осуществлять звонки якобы от этого человека.

Дети в схеме

Впрочем, не только компании и госорганы в последнее время привлекают телефонных аферистов. Подтверждением этому является вопиющий случай, который удалось раскрыть региональному СК на Ямале. Для получения денег мошенники инсценировали похищение 9-летней девочки в Салехарде.

Как рассказали в пресс-службе ведомства, сначала преступники созвонились с ребенком, сообщив ей, что родители попали в ДТП и срочно нуждаются в деньгах. Однако девочка, обыскав дом, денег найти не смогла. После этого мошенник велел ребенку сесть в такси и выбросить телефон. Девочка точно следовала полученным инструкциям, в итоге приехавшая машина увезла ее в поселок, расположенный в 50 км от города.

Одновременно с этим злоумышленники связались с родителями девочки, сообщив им о похищении ребенка и потребовав два миллиона рублей, угрожая при этом убийством.

Попытки матери созвониться с дочкой по телефону оказались безрезультатными, а дома она обнаружила беспорядок, после этого решила обратиться в полицию.

Ситуация в итоге завершилась хорошо благодаря оперативным действиям сотрудников МВД. Таксист, как выяснилось, оказался случайным участником преступной схемы и повел себя достаточно грамотно.

Тот факт, что у мошенников оказались телефонные номера всех членов семьи удивляет. Но, как отмечают эксперты, завладеть такой информации в реальности не составляет особого труда. На самом деле вариантов утечки этих данных очень многого, это может быть наличие единого семейного тарифа у оператора связи, привязка карт и счетов, школьные базы данных и другие источники.

Любая схема, используемая телефонными мошенниками, несет в себе очевидную опасность. И как с ними бороться - вопрос, на который до сих пор нет универсального ответа, поскольку разнообразие методов аферистов требует разных действий.

И если многие, наконец, осознали, что телефонный звонок от «представителя банка», сотрудника правоохранительных органов или силовые структур - это повод немедленно положить трубку, то в случае, когда мошенник говорит о похищении ребенка, оперируя данными, а установить связь с дочкой или сыном не получается, то здесь возникают вопросы... Словом, какого-то универсального решения все-таки нет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.11.2023 15:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх