Лет 10 назад сложно было поверить, что среди российских женщин может появиться кто-то более богатый и влиятельный, чем жена бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина, но Татьяна Ким давно обогнала её и по сумме капитала, и по способности лоббировать интересы своего бизнеса. Обеих недолюбливает публика, и потому ни одну из них невозможно представить во власти. Однако деятельность основательницы Wildberries всё больше напоминает подготовку к большой предвыборной кампании. Вот только к какой?
Впервые о том, что богатейшая женщина страны может побороться за государственный пост, заговорили осенью прошлого года. К тому моменту противостояние между Татьяной Ким и её бывшим мужем вышло за рамки хозяйственного спора. Владислав Бакальчук пытался не допустить слияния Wildberries с компанией Russ Outdoor, при разводе он претендовал на половину семейного бизнеса ценой почти в 10 млрд долларов.
В связи с этим конфликтом в прессе то и дело звучали громкие фамилии, в том числе главы Чечни Рамзана Кадырова и сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова. Уважаемые люди, каждый со своей стороны, якобы пытались повлиять на исход дела. Действительно, слишком большие деньги замешаны в этой истории, чтобы пустить её на самотёк. В итоге слияние двух компаний было согласовано чуть ли не на высшем государственном уровне, но окончательно шумиха до сих пор не улеглась.
Мы помним, что борьба за миллиарды между бывшими супругами не обошлась без кровопролития. 18 сентября возле главного офиса Wildberries в Романовом переулке (в двух шагах от Кремля) завязалась перестрелка с участием охранников-кавказцев. Погибли двое и пострадали семеро человек. Было возбуждено уголовное дело, но ни Бакальчук, ни Ким не стали объектами интереса правоохранительных органов. Именно на таком фоне бывший муж хозяйки маркетплейса сделал неожиданное заявление.
«Помню, зимой Татьяна загорелась идеей стать президентом России в 2030 году. Я улыбнулся и ответил, что пока нужно сосредоточиться на текущих задачах», – написал он в своём телеграм-канале. По словам Владислава Бакальчука, брат главы группы Russ Роберта Мирзояна Леван мог пообещать ей поддержку на пути в большую политику. Согласно официальному сайту, Russ контролирует более 150 тыс. билбордов и других рекламных поверхностей – хорошее подспорье на любых федеральных выборах, вовсе не обязательно президентских.
Представители Татьяны Ким поспешили объявить, что амбиций встать у руля государства у неё нет и никогда не было. Бакальчук же, по их мнению, «транслировал ложь» на фоне спора о долях в семейном бизнесе. Вскоре скандал забылся, и потому мало кто обратил внимание, что уже в январе основательница Wildberries начала ездить по стране с презентацией нового масштабного проекта. Он связан с поддержкой малого и среднего бизнеса, и к этому моменту получил одобрение почти трёх десятков губернаторов. Может ли здесь обойтись совсем без политики? По поводу экономики нового проекта вопросов пока больше, чем ответов.
Большие вместо маленьких
Программа, о которой сказано выше, получила название «Платформа роста» и направлена на поддержку предпринимателей, готовых торговать на Wildberries своей продукцией. Потенциальные участники должны работать под собственной торговой маркой, быть готовыми масштабировать бизнес и производить товары на собственном или контрактном производстве с локализацией более 50%. С теми, кто пройдёт отбор, маркетплейс проведёт некое обучение, даст им наставника и, как мы поняли, поможет с продвижением товаров. Кто не пройдёт – очевидно, останется работать с прежними комиссиями и постоянно меняющимися правилами.
Специалисты объяснили россиянам, что такое апостиль и для чего он необходим. Дело в том, что иностранцам, пребывающим в Россию, как и россиянам, отправляющимся за границу, необходимо надлежащим образом легализовать документы.
В январе Татьяна Ким и Роберт Мирзоян презентовали проект в Новгородской области, в феврале – в Рязанской и Нижегородской, в марте – в Северной Осетии, Бурятии и Мурманске, в апреле – в Калининградской и Волгоградской областях. В конце июля к проекту присоединилась Карелия, в начале августа – Удмуртия, а общее число регионов – участников платформы достигло 27.
Хозяйка Wildberries сопровождает эти цифры бодрыми отчётами. «С начала года продажи селлеров Удмуртии выросли на 38%. Также товары местных производителей региона уже представлены в специальном разделе «Сделано в Удмуртии». Уверена, «Платформа роста» поможет значительно расширить ассортимент товаров региона, а открытие логистического комплекса в Сарапуле – вывести локальных производителей на новые рынки», – заявила Татьяна Ким на встрече с главой республики Александром Бречаловым. При этом очевидно, что дело касается исключительно действующих производств, создание новых явно останется головной болью местных властей. Как такое развитие малого и среднего бизнеса выглядит на практике, пожалуй, позволяет судить пример Карелии.
В разделе «Сделано в Карелии» на Wildberries сейчас представлена в основном продукция торгового дома «Ярмарка», который фасует крупы и принадлежит одному из богатейших людей региона Вячеславу Елупову. Вряд ли его предприятия можно отнести к МСП, а расфасованный на них нут, булгур и кускус – к отечественной продукции. По данным местных СМИ, на маркетплейсе зарегистрировано уже более 1900 карельских компаний, но объём проданной ими продукции по-прежнему в 10 раз меньше объёма товаров, поставленных в республику через Wildberries.
Проще говоря, очевидно, что потребность региона в дешёвых товарах народного потребления, значительная часть которых поставляется на российский рынок из Китая, намного превышает объём продукции, которую он сам способен поставлять вовне. Более того, исследования показывают, что перепродавать импорт на популярном маркетплейсе по-прежнему намного выгоднее, чем торговать отечественным.
Громкая забота Татьяны Ким о малом предпринимательстве позволяет предположить, что на политическом фланге «рыночников» назревает очередная перемена лиц
Со своей этикеткой
По данным июльского исследования банка «Точка» и компании Data Insight, большинство продавцов (52%) торгуют на маркетплейсах импортными товарами. Более того, с ростом оборотов популярность российских товаров у продавцов падает, а зарубежных – растёт. Исследование касается не только Wildberries, но также Ozon и Яндекс.Маркета. Однако, по подсчётам его авторов, на площадке Татьяны Ким работают почти 50% российских селлеров, лишь 26% продавцов используют несколько каналов продаж одновременно.
Импорта больше, и трудно не увидеть за этим осознанную позицию маркетплейса, выработанную раньше появления «Платформы роста» и явно представляющую для него большую ценность. В апреле 2025 года Wildberries провёл в китайском городе Шэньчжэне конференцию, ориентированную на предпринимателей из КНР, желающих выйти на российский рынок. Если верить профильным сайтам и телеграм-каналам, форум прошёл под слоганом «Открывая новую эру миллиардов: Новый Шёлковый путь». Цель – расширение сотрудничества, которое уже началось. Китайские селлеры могут продавать свои товары напрямую через Wildberries с начала 2024 года. Маркетплейс зарегистрировал в Китае юридическое лицо и наладил логистику. Такой поворот ударил по многим продавцам из России, которые занимались перепродажей китайских товаров.
«У покупателя выбор: купить футболку у тебя за 999 рублей или у фабрики – за 449 рублей. Как думаешь, кого он выберет?» – рассуждает один из российских продавцов на Wildberries, согласившийся пообщаться с «Нашей Версией» на условиях анонимности. По словам собеседника, выходом в такой ситуации и может быть создание собственного бренда. При этом речь вовсе не идёт о каком-то масштабном деле. «Просто договаривайся с китайскими фабриками напрямую, выпускай продукт со своим логотипом. Придумай историю, которую можно продать покупателю вместе с такой вещью». Футболка китайская, этикетка российская – вот вам и отечественный бренд. Возможно, именно такой подход к бизнесу должны исповедовать потенциальные участники «Платформы роста», «работающие под своей торговой маркой». Отечественных товаров в этом случае больше не станет, но, по статистике, продавцов российской продукции будет заметно больше. Кто от этого выиграет – продавцы, покупатели, бюджеты регионов или сама торговая площадка?
Рост не для всех
Инцидент произошёл в Красногорске. Там местный житель приехал к другу на день рождения, взял у другого гостя травматический пистолет и случайно выстрелил себе в голову.
Стоит сказать, что ещё более интересные данные о торговле на Wildberries опубликовала в начале года казахстанская редакция журнала Forbes. В октябре 2024 года пресс-служба маркетплейса бодро отчиталась о впечатляющем росте продаж местных предпринимателей: за девять месяцев их выручка якобы увеличилась на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Однако углублённый анализ от аналитического бюро Market Mind, обрабатывающего более 150 млн продаж ежемесячно и анализирующего 120 млн запросов в сутки, раскрыл реальное положение на площадке. Выглядит оно следующим образом.
На момент проведения исследования из более чем 50 тыс. присутствующих на площадке продавцов только 16 тыс. имели ненулевые остатки товаров. Реальные продажи в начале IV квартала показали лишь 16,2% от общего числа зарегистрированных на платформе предпринимателей. Дальше – больше: доля 50,3% активных продавцов в общем обороте составляет всего 0,9%. При этом всего 1% от общего числа продавцов (162 человека) обеспечивают 37,9% всего оборота Wildberries в Казахстане. Средняя прибыль крупных продавцов составляет 20% от оборота, что становится серьёзным вызовом с учётом еженедельной системы выплат маркетплейса. Проще говоря, продавцам приходится постоянно искать деньги для пополнения оборотного капитала.
Казахстанские эксперты приводят также общую статистику центра развития PRO Wildberries, согласно которой на площадке зарегистрировано около 600 тыс. селлеров, но только 10% из них удалось преодолеть планку ежемесячного оборота в 1 млн рублей. «Эта статистика показывает, что сложности масштабирования бизнеса на платформе характерны не только для казахстанского рынка, но и для всей экосистемы Wildberries в целом», – пишет Forbes. «Платформа роста» выглядит как бы ответом на такое положение дел, вот только способна ли она изменить ситуацию радикально? Торговцы, которых выберет администрация маркетплейса, получат на какое-то время особые условия работы и будут давить остальных?
Проигравшие будут
Любопытно, что одновременно с активизацией поездок Татьяны Ким по регионам о роли маркетплейсов в развитии экономики заговорили известные экономисты, скажем так, либеральной направленности. На минувшей неделе научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, известный также как муж главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, опубликовал на сайте РБК статью, в которой он рассуждает о месте цифровых платформ в современной жизни. Слово Wildberries в статье не упоминается, но мы же помним, кто является на этом рынке едва ли не безусловным лидером – таким, который наверняка способен пролоббировать удобную ему редакцию закона о цифровых платформах (см. статью «Время набить карманы»). Кузьминов предрекает цифровым платформам, по сути, взрывной рост и едва ли не особую роль в жизни государства. «В 2024 году, по оценке НИУ ВШЭ, вклад оборота четырёх крупных посреднических платформ с учётом услуг составил 5,5% от ВВП России (по прогнозу), тогда как в 2021-м было 1,9% – рост почти в 3 раза», – указывает экономист. И тут же добавляет: «По экономическому влиянию на отдельного человека эффект платформ может быть сопоставлен только с эффектом появления свободного рынка в 1990-х годах – однако переход к рынку был сопряжён с огромным числом проигравших, а платформы представляют редкое в экономике явление, когда выигрыши – для всех участников рынка – превосходят проигрыши на несколько порядков, особенно в долгосрочном периоде».
То есть в краткосрочной перспективе проигравшие будут, и, позволим себе предположить, среди них окажется немало жителей депрессивных городов и сёл, решивших заработать на популярном маркетплейсе на фоне отсутствия другой работы. «Получить соцконтракт для открытия бизнеса на Wildberries» – популярный запрос в поисковых системах, и исходит он явно не от тех, кому хватит денег на создание собственного бренда с производством хоть в Китае, хоть в России. Наверное, они и станут этими проигравшими, от неудачи которых, по мнению мужа главы Центробанка, мы все должны выиграть в долгосрочной перспективе?
Инцидент произошёл во Владимирской области. Там двухлетний мальчик, оставленный родителями без присмотра, добрался до пневматического пистолета и случайно выстрелил себе в лицо.
О необходимости поддерживать и развивать малый и средний бизнес у нас постоянно говорят чиновники, депутаты, общественные деятели, маститые экономисты. Государство выделяет субсидии и назначает льготы, но проблема как была, так и остаётся. Едва ли не единственными глобальными выгодоприобретателями от этого большого движения становятся, пожалуй, небольшие политические партии, объявившие себя представителями интересов предпринимателей.
Сможете ли вы вспомнить, сколько было таких партий за последние 30 лет? В начале 2000-х проблемами МСП занималась Ирина Хакамада, которая затем ушла из политики и начала колесить по стране с платными тренингами личностного роста. В 2012 году была зарегистрирована Партия дела, ликвидированная в 2024 году. В 2016 году бизнес-омбудсмен Борис Титов на базе партии «Правое дело» создал Партию роста. В прошлом году она влилась в состав партии «Новые люди», основанной владельцем торговой компании «Фаберлик» Алексеем Нечаевым. Последняя представлена в нынешнем созыве Госдумы, но что вы знаете о её деятельности, кроме участия отдельных партийцев в медиаскандалах вокруг государственного регулирования интернета и идеи ввести налог на туры за границу?
Многомесячное турне Татьяны Ким по российским регионам и её громкая забота о малом предпринимательстве позволяет предположить, что на политическом фланге «рыночников» назревает очередная перемена лиц. Состоится она в ближайшем или в следующем электоральном цикле, мы скоро увидим. Вопрос о том, будет ли она способствовать росту числа малых предприятий, наверное, можно считать риторическим.
Кстати
Реальный характер отношений между крупнейшим маркетплейсом и малым бизнесом может проиллюстрировать судебная статистика ООО «РВБ» (объединённая компания Wildberries и Russ Outdoor). Общество создано в июле прошлого года, и с тех пор оно стало ответчиком в более чем 2500 арбитражных делах. Сумма исков – 3,2 млрд рублей. Подавляющее большинство претензий к компании Татьяны Ким и её партнёрам в лице Роберта Мирзояна заявлено со стороны индивидуальных предпринимателей и мелких фирм с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Самая популярная категория исков (свыше 2300 дел): «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств».
Продавцы и владельцы пунктов выдачи заказов судятся с маркетплейсом из-за возможных случаев порчи и утери товара, «принудительного» снижения цен, проблем с доставкой, произвольного назначения штрафов и грабительских комиссий.
Если верить переписке в профильных чатах в Телеграме, многие продавцы считают, что Wildberries относится к ним как к расходному материалу. На старте дела идут неплохо, но вскоре получается так, что расходы на возврат товара и комиссии площадки съедают всю прибыль. Маркетплейс, похоже, всегда остаётся в плюсе, прогоревшие продавцы уходят, но их место тут же занимают новые.
В 2024 году Forbes оценил состояние Татьяны Ким в 5,5 млрд долларов, журнал поместил её на первое место в рейтинге 20 самых богатых россиянок. На втором месте – акционер «Фосагро» Татьяна Литвиненко (2,45 млрд долларов), на третьем – акционер холдинга USM Варвара Скоч (2,2 млрд долларов). Бывшая богатейшая женщина России Елена Батурина занимает в этом списке четвёртое место с капиталом 1,3 млрд долларов.