В число трёх самых крупных в России плательщиков НДФЛ с личного дохода по итогам 2024 года журнал Forbes включил бизнесмена Алексея Тайчера. Он должен заплатить 5,55 млрд рублей с дохода в 37 млрд рублей. Уточняется, что дивиденды Тайчеру были перечислены из средств, которые его компания «ТФМ-Гарант» взяла в кредит у банка ВТБ.
Такая схема выплаты дивидендов вызывает недоумение. Но пока к ней не возникало вопросов у регуляторов и правоохранителей. Может быть, только пока.
Поскольку новоиспечённый миллиардер уже находится под арестом по делу об особо крупном мошенничестве. Часть активов Алексея Тайчера обращена в доход государства, поскольку суд признал, что бизнесмен использовал для личного обогащения свою должность в РЖД.
Семейное дело
Карьера Алексея Тайчера в РЖД развивалась стремительно. Ему было всего 26 лет, когда в 2005 году он получил должность советника старшего вице-президента железнодорожной монополии. Его непосредственный руководитель – ныне покойный Фёдор Андреев – в ту пору курировал экономику и финансы госкомпании.
Впрочем, карьерных высот в бизнес-структурах Алексею Тайчеру удалось достичь ещё раньше. Будучи студентом третьего курса экономфака Петербургского университета путей сообщения, он получил должность помощника главы финансового департамента АО «Евросиб СПб». А защитив диплом вуза в 2000 году, занял пост заместителя финансового директора компании.
Основал холдинг «Евросиб» питерский бизнесмен Николай Никитин, умерший в 1999 году в результате покушения. После смерти основателя бизнесом руководит его сын Дмитрий Никитин. «Евросиб» инвестировал в самые разные активы – от автобизнеса до девелопмента. Но заработаны капиталы компании были, по всей видимости, на логистических услугах. Юрлица «Евросиба» к началу нулевых владели уже тысячами вагонов, железнодорожными терминалами и сетью ремонтных депо в разных регионах. Развивался бизнес в том числе и благодаря кредитам Сбербанка.
Можно предположить, что карьерный взлёт Алексея Тайчера объясняется его близостью к собственникам «Евросиба». И есть неофициальные данные, которые это подтверждают. Если им верить, то при становлении логистического бизнеса будущего «Евросиба» в начале 90-х Николай Никитин занимал руководящие посты на Октябрьской железной дороге (ОЖД). А в заместителях у него был Ромен Тайчер, который впоследствии стал компаньоном. Полное имя нашего сегодняшнего героя – Алексей Роменович Тайчер. Можно сделать вывод, что у истоков железнодорожного бизнеса «Евросиба» вместе с Николаем Никитиным стоял его отец.
Здесь же стоит вспомнить, что в числе соучредителей ЗАО «Евросиб СПб» изначально присутствовала государственная Октябрьская железная дорога (связывает Москву и Санкт-Петербург). «Партнёрство с государством на одном из важнейших направлений грузоперевозок (на ОЖД сейчас приходится 8% всех перевозимых по железной дороге грузов) позволило компании сразу выйти в лидеры железнодорожных перевозок по петербургскому направлению», – писала в 2007 году о работе «Евросиб СПб» газета «Коммерсантъ».
Сыну бывшего детского омбудсмена при президенте РФ и известного адвоката Павла Астахова инкриминируют крупное мошенничество. Предположительно, уголовное дело может быть связано с незаконным возвратом налога.
Как видно, бизнес Никитиных и Тайчеров изначально строился на тесной связи с госмонополией. И вряд ли стоит удивляться тому, что и дальше он двигался по тем же рельсам. Только уже не ограничивался локальным рынком Октябрьской железной дороги, а вышел благодаря структурам РЖД на общероссийский уровень.
Приватизатор и миллиардеры
Здесь уместно вспомнить, как был устроен бизнес первых частных железнодорожных операторов в 90-е. Отправленные по железной дороге грузы частенько задерживались или вовсе терялись. И только работа через частных операторов давала грузоотправителям хоть какую-то гарантию доставки. К тому же Министерство путей сообщения (МПС) давало частным экспедиторам скидку, а обычным грузоотправителям – нет. Так что работать через частных посредников было дешевле, чем напрямую с государственной железной дорогой.
В 2000 году начался процесс преобразования МПС в РАО «РЖД». Новый менеджмент начал наводить элементарный порядок, и бизнес частных экспедиторов оказался под угрозой. Тогда «Евросибу» пришлось искать новую формулу выживания. Она была найдена в сотрудничестве с постоянными крупными заказчиками. В конце 90-х «Евросиб» получил договор на перевозку минерального сырья для компании «Апатит» на Кольском полуострове. В то время «Апатит» ещё был формально государственным, вскоре на завод «зашёл» холдинг «ФосАгро» Андрея Гурьева, к 2013 году получивший 100-процентный контроль над предприятием. Ещё одним стратегическим партнёром «Евросиба» стали производители древесины и пиломатериалов в Северо-Западном регионе. Впоследствии многие из них вошли в крупнейший лесопромышленный холдинг России «Сегежа Групп», подконтрольный АФК «Система». В деловых СМИ есть упоминания о сотрудничестве «Евросиба» непосредственно с «Сегежа Групп».
С крупными финансово-промышленными (не будем говорить «олигархическими») структурами сотрудничал и сам Алексей Тайчер. К примеру, он готовил сделку по продаже дочерней структуры РЖД – Первой грузовой компании (ПГК) – холдингу миллиардера Владимира Лисина. Продажа состоялась в 2011 году (ПГК в тот момент руководил Салман Бабаев, а Алексей Тайчер был его первым заместителем).
А на следующий год Алексей Тайчер уже участвовал в приватизации одного из крупнейших в России операторов по железнодорожной транспортировке сжиженного газа – «СГ-транс». Сначала компания досталась упомянутому выше холдингу АФК «Система», а Алексей Тайчер стал руководить «СГ-трансом». Затем «СГ-транс» частями перешёл под контроль АО «Вектор Рейл», где Алексей Тайчер выступал уже соучредителем в партнёрстве с братьями Тимуром и Русланом Бабаевыми (сыновья Салмана Бабаева). Параллельно с 2015 года Алексей Тайчер руководил «дочкой» РЖД – АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). А дальше происходили события, часть из которых уже стала эпизодами уголовного дела.
За счёт РЖД
Похоже, что переломным моментом в развитии криминальной истории стала отставка 61-летнего Салмана Бабаева с поста вице-президента РЖД в 2017 году. Вскоре генпрокурор Юрий Чайка сообщил Совету Федерации, что отставки статусного железнодорожника добилось его ведомство. «В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в ОАО «Российские железные дороги» установлено, что один из вице-президентов указанного общества лично принимал решения, связанные с заключением контрактов с коммерческой организацией, в целях обогащения своих сыновей», – сказано в докладе. Нетрудно было догадаться, что речь шла о совладельцах «СГ-транса» братьях Бабаевых. Однако скорых процессуальных последствий это заявление не имело, и Алексей Тайчер продолжил строить свой бизнес на связях в РЖД.
Сумма ущерба, нанесенного компании «ПИК» в результате злоупотреблений ее бывшего вице-президента Александра Лефеля, задержанного по уголовному делу о мошенничестве, составляет 100 млн рублей, заявили в компании.
В 2018 году он стал советником на общественных началах главы РЖД Олега Белозёрова и в то же время купил лизинговую компанию «Трансфин-М». Продавцом выступил НПФ «Благосостояние», учреждённый РЖД. Цена продажи составила 32,6 млрд рублей. Конфликт интересов был настолько явным, что ФАС поначалу заблокировала сделку. Чтобы её всё-таки завершить, Алексею Тайчеру пришлось уйти со всех постов в структурах РЖД.
Завладев холдингом «Трансфин-М», Алексей Тайчер провёл несколько сложных сделок между компаниями внутри этого холдинга и в результате получил дивиденды в общей сложности на 47 млрд рублей (37 из них в 2024 году).
Прошлым летом Алексей Тайчер был отправлен в СИЗО. Следствие считает, что в 2017 году (когда «Трансфин-М» ещё контролировался структурами РЖД) между ПАО «Трансфин-М» и ООО «Рейлстрим» были заключены четыре фиктивных договора займа на общую сумму 937,5 млн рублей. По версии правоохранителей, изначально средства возвращать не планировалось, а всего из займов было похищено не менее 710 млн рублей. Дополнительный ущерб в виде неуплаченных процентов следствие оценило в 272 млн рублей. Похищенные деньги, предположительно, достались структурам Алексея Тайчера и Бабаевых. Таким образом, можно предположить, что последующие сложные сделки внутри холдинга «Трансфин-М» одной из целей могли иметь «заметание следов». Впрочем, приговора суда по этому делу ещё нет.
На что пошли 47 млрд рублей, полученных в виде дивидендов, непонятно. Интересно и то, как будет уплачен налог в 5,5 млрд, благодаря сумме которого находящийся в СИЗО Алексей Тайчер вновь попал в компанию миллиардеров на страницах Forbes.
Кстати
В апреле этого года по иску Гепрокуратуры в доход государства были обращены 12 компаний группы «Вектор Рейл», владельцами которой значились Салман Бабаев с сыновьями и Алексей Тайчер. Стоимость конфискованных компаний оценивается в 242 млрд рублей. К тому же суд решил, что ответчики должны государству ещё 30 млрд рублей, полученных в результате коррупционных сделок. Суть претензий сводилась к тому, что фигуранты использовали начальственное положение в РЖД для обогащения своих частных компаний. В суде было указано, что Тайчер является гражданином Израиля и резидентом Великобритании.
Судьба похищенных 30 млрд пока туманна.