28 июля на информационные системы «Аэрофлота» была совершена масштабная хакерская атака. Взломщики заявили, что «большая часть данных для «Аэрофлота» потеряна навсегда», а «восстановление займёт много времени», однако уже на следующий день компания смогла вернуться к работе в штатном режиме. Возникает вопрос: что это было?
Последний понедельник июля начался в Шереметьеве с коллапса. «Аэрофлот» объявил об отмене десятков внутрироссийских и международных рейсов из-за сбоя в информационных системах. Пассажиры пытались сдать билеты и вернуть деньги, но сделать это было невозможно. Даже покинуть здания аэровокзала из-за блуждающих толп тогда оказалось проблематично.
Как вскоре выяснилось, сбой произошёл вследствие хакерской атаки, а ответственность за него взяли группировки Silent Crow и «Киберпартизаны BY». По их утверждениям, злоумышленникам будто бы удалось уничтожить около 7 тыс. серверов авиакомпании и похитить 22 ТБ данных. Также в сообщении хакеров говорилось, что они находились в системе «Аэрофлота» около года, очевидно, оставаясь при этом незамеченными. Генпрокуратура России подтвердила факт кибератаки и возбудила уголовное дело.
По оперативным оценкам специалистов, восстановление систем авиакомпании могло бы затянуться на долгие месяцы. Так, эксперт в области информационной безопасности Алексей Козлов заявил «РИА Новости», что на это понадобится до полугода. «Один-два месяца уходит на восстановление критических систем… Полная стабилизация может затянуться до года, если инфраструктура разрушена и резервные копии недоступны», – констатировал ведущий аналитик отдела мониторинга информационной безопасности «Спикател» Алексей Козлов. Схожие прогнозы давали и другие эксперты.
Однако уже на следующий день, 29 июля, «Аэрофлот» отчитался в выполнении 100% намеченных 216 парных рейсов с вылетом из столицы. В свою очередь, пресс-служба аэропорта Шереметьево отметила, что воздушная гавань работает в штатном режиме. Таким образом, коллапс продлился меньше суток, и теперь всё выглядит так, будто мы имели дело не с одним из крупнейших киберинцидентов в истории российской авиации, а с очередной организованной противником информационно-психологической операцией.
Впрочем, есть и другая версия произошедшего. Отдельные комментаторы считают, что «хакерская атака» могла быть связана с внутренними процессами в курирующем ведомстве – Минтрансе – и имела целью не нанесение ущерба авиакомпании а… сокрытие неких данных. Действительно, с одной стороны, хакеры заверяют, что потратили на операцию длительное время и якобы полностью уничтожили IT-инфраструктуру «Аэрофлота». С другой стороны, авиакомпания удивительно быстро для таких обстоятельств возвращается к работе и, такое ощущение, не испытывает практически никаких неудобств из-за случившегося вмешательства в свои информационные системы.
Согласно предварительным подсчётам, убытки «Аэрофлота» из-за отменённых 28 июля рейсов составили не менее 250 млн рублей. Наверное, это совсем не тот ущерб, который планировали нанести национальному авиаперевозчику иностранные злоумышленники. Однако, если речь всё же идёт о диверсии, совершённой изнутри и в интересах каких-то отечественных персонажей, то можно задаться вопросом: стоила ли эта загадочная игра таких финансовых потерь, понесённых и без того не слишком финансово удачливой компанией?
По темеПроцесс нормализации отношений между арабскими странами и Израилем столкнулся с серьезнейшим кризисом после серии израильских военных операций на территории пяти государств региона.
Павел Демидович, экономический обозреватель
– Суммарный накопленный убыток «Аэрофлота» в 2020–2023 годах составил по МСФО 222 млрд рублей. Компания только в 2024 году получила первую прибыль с 2020 года, заработав 55 млрд рублей. За пять лет авиаперевозчик потерял 167 млрд, но на радостях направил на дивиденды 21 млрд рублей. Сейчас деньги могли бы пригодиться. С учётом ситуации с авиасообщением вряд ли 2025 год будет прибыльным, дивиденды под большим вопросом.