Версия // Общество // Как гаджеты влияют на дошкольников

Как гаджеты влияют на дошкольников

9325

Цифровое детство


(фото: LORI)
В разделе

Сколько уже копий сломано в спорах о том, вредят ли гаджеты детям. На эту тему уже проведены серьёзные исследования, но однозначного ответа пока никто не дал. Зато в отношении самых маленьких финские учёные, представившие результаты нового изыскания, категоричны: активное использование дошкольниками электронных устройств чревато большими эмоциональными и поведенческими проблемами!

Сюжет: Здоровье

В исследовании финского Института здравоохранения и социального обеспечения приняли участие 699 детей: 333 девочки и 366 мальчиков. Специалисты следили за их здоровьем и психическим благополучием с момента появления на свет до пяти лет при помощи анкет, которые заполняли родители. Среди прочего мамы и папы сообщали, сколько времени ребёнок проводит с электронными устройствами в будние и выходные дни, сколько часов смотрит телевизор и играет в игры на компьютере, игровой консоли, мобильном телефоне, планшете или другом девайсе.

Когда детям исполнилось пять лет, учёные использовали собранные данные для оценки распространённости психосоциальных симптомов – эмоциональных и поведенческих проблем, гиперактивности и трудностей в поиске и сохранении друзей. Выяснилось, что активное использование гаджетов с полутора лет, особенно для просмотра развлекательных программ, на 59% увеличивает риск возникновения проблем в отношениях со сверстниками. А если пятилетки проводили перед экраном телевизора, планшета или смартфона больше рекомендованных 60 минут в день, то они чаще страдали от гиперактивности, импульсивности, а также проблем с концентрацией внимания.

«Наши результаты показывают, что высокий уровень использования электронных устройств, особенно для просмотра программ, связан с психосоциальными последствиями для ребёнка», – говорят учёные.

Впрочем, недавнее исследование Университета Колорадо показало: устанавливаемые родителями ограничения на использование детьми гаджетов никак не помогают контролировать появление у чада зависимости от электронных устройств. Проанализировав данные опроса почти 1,2 тыс. молодых людей, американские учёные пришли к такому выводу: на то, сколько времени они проводят в компании со смартфоном или с ноутбуком, влияет не родительский контроль в детстве, а нынешний образ жизни. Например, молодые родители много «гуглят» и общаются в мессенджерах, незамужние девушки сидят в соцсетях или в приложениях для знакомств, студенты много читают и т.д.

К слову, 27% российских школьников «общаются» с гаджетами свыше восьми часов в день, ещё 15% тратят на это пять часов, а 18% – три часа ежедневно. Таковы результаты опроса, который провёл образовательный центр Maximum Education. Впрочем, по данным международной организации Common Sense, родители проводят в интернете в среднем в 1,5 раза больше времени, чем подростки, и в 3 раза больше, чем младшие школьники.

Анна Виноградова, психотерапевт, эксперт проекта «Культура здоровья»

– Психологи со всего мира говорят о зависимости детей от гаджетов и её негативных последствиях для неокрепшей психики. Чтобы развить в ребёнке здоровую увлечённость другими занятиями, нужно понять природу зависимости. Зависимость – тёмная сторона увлечённости и её гипертрофированная форма, которая свойственна каждому ребёнку. Бороться с зависимостью можно только одним способом – вниманием. Даже если ребёнок впал в зависимость от компьютерных игр, никогда не поздно всё исправить. Сядьте играть с ним, наблюдайте за процессом, общайтесь. Обратите его внимание на то, что это не бессмысленная стрельба по всему, что движется, а что-то большее. Укажите на обстановку, на антураж, объясните, что даже самая простая игра требует тактики и стратегии. Если игра посвящена какому-то разделу истории, реальным событиям – расскажите об этом периоде что-то интересное. Дети нуждаются в информации. Отсюда интерес к смартфонам и прочим гаджетам. Именно вы, а не смартфон должны стать для ребёнка источником нового и интересного. Развивайте кругозор через передвижение и детское любопытство. Это формирует систему коммуникации и вызывает здоровую увлечённость. Иначе как ребёнок научится взаимодействовать с миром, если видит его лишь на экране планшета?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.03.2021 15:30
Комментарии 0
Наверх