Версия // Общество // Как администрация крымского Судака и ООО «Спарта» делят ржавый теплоход «Князь Багратион»

Как администрация крымского Судака и ООО «Спарта» делят ржавый теплоход «Князь Багратион»

1420

«Князь» не из грязи

Suhrida, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0
В разделе

Старинный теплоход «Князь Багратион» когда-то ходил по Волге, потом был рестораном. Теперь он много лет стоит на мели в бухте Капсель и никому не приносит денег. В судах идет борьба за прибыли – с переменным успехом.

Князь и революционер

Теплоход «Князь Багратион» был построен на Коломенском заводе в 1912 году по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий». «Багратион» был четвёртым в серии теплоходов из 11 единиц: они строились в честь столетия Бородинской битвы в 1911-1917 годах, это была серия первых в мире речных дизельных винтовых пассажирских судов. Ширина судна – 12 метров, длина – 90 метров. До 1991 года судно было приписано к Астрахани,  работало в Волжском пароходстве, обслуживало ежедневную линию «Нижний Новгород – Астрахань». В 1919 году теплоход переименовали в «Память тов. Маркина» – в честь революционера Николая Маркина, погибшего в 1918 году. На Петроградской стороне Санкт-Петербурга есть улица Маркина, которую члены ЛДПР недавно попросили назвать именем Владимира Жириновского.

Off Line

В 1992 году судно было продано частному лицу на Украину. С 1992 до 1994 годы оно стояло в Феодосии, использовалось как плавучий ресторан. В 1994 году теплоход, ставший «Князем Багратионом», отбуксировали и поставили с рядом с Судаком в бухте Капсель. В 2000 году подготовлены документы по его использованию как туристического оздоровительного центра, но проект не был реализован.

В советское время в бухту Капсель доступ был только военным. Даже жители Судака толком не знали, что там, за горой Алчак: говорили, вроде ракеты в шахтах. Мыс Меганом можно было видеть только издалека, или из-за колючей проволоки.

АРТ-кластер

После ухода воинской части разглядели в бухте лунный пейзаж – кусок выжженной безводной пустыни, отличный протяженный, но труднодоступный пляж. Вскоре там возвели новые заборы – новая власть объявила, что здесь будет простор для творчества молодежи – кластер «Таврида АРТ». И оказалось, что изрядно проржавевший «Багратион» причалил прямо к территории молодежного форума. В 2020 году тогдашний мэр Судака Игорь Степиков заявил, что теплоход принадлежит местному жителю, с которым «будет найдено общее решение о сохранении «Князя Багратиона», чтобы он вписался в концепцию территории».

В 2020 году представитель автономной некоммерческой организации «Центр развития культурных инициатив», которая заведует деятельностью «Тавриды», Павел Панков сообщил, что ведет переговоры с владельцем судна «чтобы облагородить внешний вид». Было и предложение передать судно Музею обороны Севастополя. Пока шли бюрократические разборки, пустыня застраивалась: на самозахватах появились постройки – большей частью курортно-хозяйственного и торгового назначения.

Наступление «Спарты»

Сменилось несколько глав администрации Судака. Теплоход продолжает ржаветь в бухте Капсель, но вокруг него обозначились новые процессы. Оказалось, что судном владеет ООО «Спарта» из Дачного вблизи Судака. Основной вид деятельности – предоставление финансовых услуг. Уставный капитал – 20 тыс руб., единственный учредитель Ольга Алексеева, директор Владимир Алексеев. Других сотрудников в фирме нет, прибыль общества за 2023 год составила 4 тыс руб.

По теме

Смелая «Спарта» пошла по судам. В решении от 2004 года зафиксировано, что ООО «Спарта» на основании договоров с исполнительной властью города вложило более 46,1 млн руб. в развитие инфраструктуры Судака. И из-за невыполнения договорных обязательств «Спарта» желает деньги вернуть. В 2004 году Хозяйственный суд Крыма частично удовлетворил иск «Спарты» к Судаку и взыскал с ответчика более 50 млн (украинских) гривен.

Мышьяк, свинец, медь

Администрация Судака не смолчала, пыталась вынудить «Спарту» продать теплоход. Для обвинений задействовали, в частности, природоохранные структуры. В 2019 году государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды заметил и установил «факт размещения ветхого судна «Князь Багратион» в 500-метровой водоохранной зоне Черного моря в непосредственной близости от уреза воды. По мнению инспектора, по внешним визуальным признакам судно «Князь Багратион» находится в аварийном состоянии и не используется на протяжении нескольких десятков лет.

В ходе проведения административного расследования установлено, что отсутствуют правоустанавливающие документы на пользование земельным участком. При этом как плавательное средство судно не зарегистрировано. По мнению должностного лица, ООО «Спарта» нарушило установленные законом требования, разместив в бухте судно «Князь Багратион», которое утратило свои потребительские свойства и теперь является отходами производства и потребления в понимании ФЗ «Об отходах производства и потребления». В рамках административного расследования было получено экспертное заключение, согласно которому выявлены превышения фоновых значений содержания меди и бария в морской воде в непосредственной близости судна. В почве зафиксированы превышения фоновых значений мышьяка, свинца, меди и кобальта. ООО «Спарта» признано виновным в совершении административного правонарушения, назначен штраф в размере 200 тыс руб.

Не отходы

Алексеев подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение нижестоящего суда отменить, мотивируя тем, что «доказательства, положенные в основу постановления должностного лица, основаны исключительно на визуальном восприятии самого должностного лица, которое определило судно как отходы, иные доказательства в материалах дела отсутствуют». Суд Крыма жалобу Алексеева рассмотрел. Выяснилось, что пробы брались с нарушением правил. «Спарта» выиграла «в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление».

Видимо, вдохновленная прошлым успехом, «Спарта» продолжила наступать на судакскую администрацию. И теперь утверждает, что планировала благоустроить территорию вокруг судна, в том числе построить коттеджи и разбить парк. Но, по мнению компании, крымские власти нарушили условия договора. Утраченную выгоду Алексеевы оценили в 11,5 млрд руб. и пытаются через суд ее взыскать.

Но повторить успех не удалось. Арбитражный суд Республики Крым отказал ООО «Спарта» во взыскании с администрации Судака столь внушительной суммы. На этот раз не удалось доказать причинно-следственную связь между наличием и размером упущенной выгоды и фактом противоправных действий ответчика. На сегодняшний день выводы суда: теплоход «Князь Багратион» стоит себе тихо на песочке, выглядит плохо, но ни воду, ни воздух не портит.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.02.2025 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх