Италия переживает затяжной экономический кризис, за последнее десятилетие в стране случились два спада и банковский кризис. Впрочем, это лишь часть структурных проблем страны. При этом из-за высокого уровня государственного долга у местных политиков нет ресурсов для противостояния вызовам.
Государственный долг Италии в настоящее время составляет астрономические €2,3 триллиона, или 131% ВВП. Это делает экономику Италии чрезвычайно уязвимой для внешних потрясений и означает, что выверенное управление государственными финансами имеет решающее значение для сохранения доверия со стороны рынка. Настроения инвесторов могут внезапно измениться - как осенью 2011 года, когда спрэд между доходностью итальянских и немецких облигаций достиг пика в 575 базисных пунктов. Находившаяся в водовороте финансового кризиса Италия не смогла избежать серьезной рецессии.
В таких случаях решающее значение имеет репутация. Как и в случае с обычными людьми, страна может потерять доверие всего за несколько недель, а на то чтобы его вернуть, могут уйти годы. Рынки готовы выставить Италии счет, это стало понятно прошлым летом, когда новое коалиционное правительство движения «Пять звезд» и «Северной лиги» объявили о своих планах.
Учитывая ограничения, налагаемые государственным долгом, Италия должна продолжать консолидировать государственные финансы. В то же время директивным органам необходимо заложить фундамент, благодаря которому страна сможет вернуться к росту. В конце концов показатели роста экономики Италии были ниже средних по Еврозоне задолго до мирового финансового кризиса 2008 года.
Италия должна срочно восстановить конкурентоспособность, повысить производительность и снизить налоги, не ухудшая свой бюджетный баланс. Это потребует структурных реформ для устранения проблемных мест в экономике - например, открытия целых секторов, которые остаются по существу монопольными, - и глобальной реорганизации государственного управления. Страна нуждается в целевых инвестициях в инновации, обучение и исследования, а также в материальную и нематериальную инфраструктуру.
Это огромные задачи для Италии, которая находится в настоящее время в точке перелома. Самая большая проблема заключается в том, чтобы достичь политического консенсуса для выработки такой стратегии. Это будет непросто, ведь реформы - особенно самые болезненные – сначала ведут к затратам, и лишь с течением времени ощущается их положительный эффект. Более того, трудно сочетать бюджетную дисциплину с мерами, которые направлены на повышение располагаемого дохода и меры социальной защиты.
Последние выборы в Италии прошли на фоне растущего недовольства истеблишмента. Общественное настроение - и не только в Италии - было благоприятным для сил, называющих себя популистскими и пропагандировавших идеи защиты национального суверенитета.
Учитывая такое давление, у правящей коалиции Италии может возникнуть соблазн игнорировать фискальные правила ЕС, направить средства на текущие расходы и продолжить снижать налоги без оглядки на дефицит бюджета. В действительности, однако, путь к восстановлению будет тернистым для любого итальянского правительства. Но политики могут, и должны, поддерживать стабильный и всесторонний рост, сохраняя контроль над государственными финансами.
Дебаты по финансовым вопросам в Италии также имеют и общеевропейское значение, которое стало еще более важным после недавних выборов в Европейский парламент. Особого внимания заслуживают два момента: во-первых, парламент по-прежнему имеет проевропейское большинство, а Италия с правительством, зацикленным на национальном суверенитете, оказывается во все большей изоляции.
Надежды правительства на то, что ЕС удастся заставить ослабить фискальные правила, скоро разобьются об эту реальность. Более того, правительство Италии ошибочно полагает, что националистические коллеги в других странах ЕС проявят большую снисходительность к Италии по бюджетным вопросам.
Но это не все. Растущая изоляция итальянского правительства в Европе оставляет страну на обочине процессов принятия решений по ключевым вопросам европейского управления и реформирования еврозоны. И в этом случае Италия может пойти по пути восстановления репутации и доверия, однако она рискует отклониться от курса и потерять способность эффективно защищать свои интересы в Европе.