// // История последних лет завода. На уникальном предприятии вскрыты факты растраты, воровства и госизмены

История последних лет завода. На уникальном предприятии вскрыты факты растраты, воровства и госизмены

3501

«Дагдизель»: время стервятников

Цех №8, построенный прямо
в море, уже который год
стоит заброшенный
Цех №8, построенный прямо в море, уже который год стоит заброшенный
В разделе

«Наша версия» продолжает разбираться в скандалах, окружающих известное торпедное производство. Собственное расследование решил провести Марат Хайруллин. Кто собирается нажиться на банкротстве единственного в стране серийного производителя боевых торпед? Найденные документы подтвердили сенсационные факты – российский военно-промышленный комплекс тяжело болен.

Завод «Дагдизель» – важнейшее предприятие, уникальный серийный производитель торпед в России. В статье о причинах, по которым стоит бояться России, американский сайт «Национальный интерес» утверждает: «Самые опасные торпеды, с которыми могут столкнуться ВМС (США), – торпеды российского производства с акустической активной системой наведения по кильватерному следу, имеющие исключительные характеристики».

Однако сегодня производитель этих уникальных торпед, по моим оценкам, стоит на пороге банкротства. И даже больше: с 2008 года завод, похоже, не выполнил до конца ни одного крупного заказа Минобороны, хотя регулярно продолжает получать деньги от государства и заключать всё новые и новые договоры.

В № 20 от 1.06.2015 «Наша версия» начала расследование положения дел на заводе. 24 июня – очередное собрание акционеров «Дагдизеля». Это собрание призвано изменить судьбу данного предприятия.

Кто заказал наезд?

Завод «Дагдизель» является акционерным обществом. 38% через концерн «МПО – Гидроприбор» принадлежат государству (это в абсолютном выражении 51% голосующих акций). 37% – в собственности коллектива. Ещё 25 акций являются привилегированными (обычно вообще не имеющими права голоса). Формально решающее слово на «Дагдизеле» должно принадлежать государству. Однако существует небольшая лазейка: если завод не выплачивает дивиденды на акции, то привилегированные акции могут голосовать на собрании акционеров. И голосует этим пакетом, как правило, действующий менеджмент завода.

Дивиденды с 2008 года платить было не с чего, и государство потеряло контроль над предприятием.

После потери российским ВПК украинского завода «Красный прогресс» в Запорожской области решено возродить «Дагдизель». Для этого нужны немалые деньги, которые государство – основной заказчик и стратегический инвестор, – готово предоставить за увеличение своей доли. Таким образом государство пытается вернуть себе управление над важным оборонным предприятием, которое потеряло при приватизации сотрудниками завода в 1999 году. Чем недовольны другие акционеры, сложно понять, ведь сейчас они – владельцы кусочка остановившейся компании, а станут хозяевами, пусть меньшей доли, но развивающегося, стабильно загруженного заказами предприятия. В марте нынешнего года было принято решение на уровне премьер-министра Рогозина об увеличении доли государства. И завод «Дагдизель» вместе с концерном «МПО – Гидроприбор» передали в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Можно предположить, что 24 июня будет предпринята очередная попытка подтасовки результатов выбора собрания. Вот что рассказывает о собрании акционеров в 2014 году мой источник на заводе (он пожелал остаться неназванным):

«Собрания акционеров, по моему мнению, проводятся с большими нарушениями. Этим они держат контроль над предприятием, сохраняя 6–7 человек своих в совете из 11, и, пользуясь большинством в совете, не подчиняются концерну. По моим данным, в этом году собрание планируется провести по такой же схеме. На заводе организовано 10–12 групп по 15–20 рабочих. Среди них распределяются бюллетени неработающих, они собирают подписи за кандидатуры, якобы выгодные нынешней администрации завода. Если бюллетени подписывают за кандидатуру невыгодную, этот бюллетень переделывают». Данное свидетельство передано в спецслужбы и сейчас проверяется. Зачем текущим собственникам и нынешнему руководству это надо? (см. «Историю последних лет завода» в конце статьи.)

По теме

Время интернет-провайдера

В 2012 году руководителем на завод пришёл председатель совета директоров Рауль Ильясов, ставленник бывшего президента республики Дагестан со своей командой, далёкой от знания специфики завода и производственных процессов. Достаточно сказать, что Ильясов многие годы руководил муниципальным предприятием, которое прокладывало оптоволокно по республике. С его приходом ситуация на ОАО «Завод «Дагдизель», видимо, стала ещё хуже: в 2013 году завод собрал всего 12 дизелей, в прошлом году – 8. При этом на каждый второй двигатель получены рекламации.

«В 2011–2013 годах ОАО «Завод «Дагдизель» получал договоры и контракты на изготовление дизелей, дизельной продукции и запчастей для дизелей порядка 160–200 штук в год, из которых выполнялось всего 8–10%. В 2014 году изготовление дизельной продукции прекращено, – говорит мой собеседник. – А в этом году с учётом того, что Украина перестала поставлять в Россию двигатели, заказ только по этой номенклатуре вырос в два-три раза. Так, в 2015 году Индия обратилась на предприятие с просьбой о приобретении 300 штук дизелей и агрегатов, Вьетнам – 100 штук, и это были лишь первые ласточки. Но завод отказал в связи с невозможностью выполнения заказов.

В 2012 году вновь была сорвана поставка 40 торпед на сумму 1 млрд 600 млн рублей.

За невыполнение госзаказа в ноябре 2012 года были расторгнуты по требованию Минобороны контракты 2011–2012 годов. ОАО «Завод «Дагдизель» остался должен Миноборны 2 млрд 700 млн рублей. Только за 2011 год предъявлены штрафные санкции за невыполнение обязательств по госконтракту и использование бюджетных средств на сумму 342 млн рублей.

В 2013 году главой Дагестана становится Рамазан Абдулатипов, который буквально спасёт завод от банкротства. Абдулатипову удаётся лично добиться перезаключения контракта на 2013–2014 годы на изготовление 120 изделий. Используя задел комплектующих, изготовленных и приобретённых в 2011–2013 годах, завод с большим трудом выполнил контракт 2013 года в количестве 40 штук.

«Но 25 ноября 2014 года завод по этому контракту должен был отгрузить МО 80 изделий (торпед). Отгрузил 17 в неполной комплектации. Для их изготовления необходимо 88 комплектов покупных с предприятий г. Киева и г. Бишкека (…получено 30% и 60%)», утверждает мой источник. При отсутствии денег на покупку комплектующих, завод производит ремонт столовой на сумму 25 млн рублей.

То есть и этот контракт, полученный буквально чудом, оказался сорванным.

В итоге расплата наступила в декабре 2014 года. На предприятие наложили штрафные санкции в пользу МО РФ, было принято решение суда, вступившее в законную силу, об уплате штрафа в размере 340 млн рублей по налогам. Но аресты наложили и по кредиту на сумму 260 млн рублей, который был обеспечен имуществом. Его выдача была больше похоже на завуалированную продажу имущества. В соответствии с ежеквартальным отчётом, опубликованным ОАО «Завод «Дагдизель», общий размер кредиторской задолженности составляет 4 млрд 108 млн руб­лей. Заблокированы все счета, наложен арест на всё имущество предприятия.

Распродажа завода идёт полным ходом

Кто был заинтересован в подобном развитии событий?

«С моей точки зрения, команда Гордина – Ильясова все эти годы скрытно вела уникальный завод к развалу, – говорит в ответ на этот вопрос мой собеседник. – Целью могли быть объекты соцкультбыта, расположенные на берегу моря. Всего более 100 гектаров. [Завод стоит на краю Махачкалы и владеет землями вдоль Каспийского моря, которые могут быть выгодно распроданы под застройку. – Ред.] Знаете, ведь именно эти объекты и оказались в залоге по упоминаемому кредиту».

Более того, по словам моего собеседника, распродажа завода уже идёт полным ходом. В течение 2013 года были проданы за бесценок станки и оборудование предприятия. В прошлом году завод лишился стратегического запаса цветных металлов и необходимых для предприятия производственных материалов. Я считаю, что это настоящее преступление. Практически 85% оборудования, имеющегося на ОАО «Завод «Дагдизель», устарело и не обновляется. Территория секретного оборонного завода открыто используется как стоянка для пустых вагонов. При этом с приходом команды Ильясова на завод практически были прекращены все деловые, производственные отношения с ОАО «Концерн «МПО – Гидроприбор», одним из ведущих институтов по разработке изделий для МО РФ. Лишь с середины 2014 года под давлением Минобороны завод начал сотрудничать с концерном. Поэтому у всего коллектива предприятия и акционеров завода складывалось ощущение, что новое руководство ОАО «Завод «Дагдизель» ведёт к развалу одно из крупнейших предприятий России.

По теме

Специалисты предложили программу оздоровления, очень жёсткую: сокращать будут всё, что только можно, для сохранения уникального производства. И это ещё не конец истории – я не прояснил роль Министерства обороны во всех этих событиях, не рассказал, как через подставные фирмы миллионы уходили на сторону, не раскрыл очень неоднозначные планы нынешнего руководства Дагестана в отношении завода. А значит, продолжение следует.

Подробности

История последних лет завода

Несколько лет назад на «Дагдизеле» разгорелся грандиозный скандал. Выяснилось, что в период с 2007 по 2011 год ОАО «Завод «Дагдизель» при изготовлении электрических торпед путём хитроумных схем использовал устаревшие комплектующие 80-х годов изготовления. В 2004–2006 годах заводом были получены на утилизацию торпеды УСЭТ-80 в количестве 146 штук. (Акт утилизации имущества, полученного от в/ч 62*58, имеется в распоряжении редакции.)

Контракты без торпед

Но вместо утилизации аппаратурные модули (АМ) торпед, отвечающие за наведение на цель, в количестве 55 штук были отправлены в Киргизию на ТНК «Дастан». Потом они были отремонтированы и отгружены на «Дагдизель» под видом вновь изготовленных по высоким ценам – до 3 млн 500 тыс. рублей. Проводившиеся проверки и экспертизы Северо-западного криминалистического центра МВД РФ г. Санкт-Петербурга подтвердили факт перебивки номеров на корпусах АМ, отсеках торпед, гребных винтах, валах двигателей и факт перебивки годов изготовления (2007–2011 гг.) на новые. В нарушение условий государственных контрактов электронно-компонентная база этих аппаратурных модулей оказалась 80-х годов изготовления.

По госзаказу поставили более 100 штук торпед УСЭТ-80. При этом срок службы торпед должен составлять 18 лет.

В распоряжении редакции находятся документы, где подтверждается, что предприятие могло поставить заведомый «левак» на флот, в боевые части. И тем не менее… оснований для возбуждения уголовного дела нет! А ведь этими торпедами должны были вооружаться наши новейшие подводные лодки проекта «Ясень». 12 августа исполняется 15 лет с момента гибели 118 моряков подводной лодки «Курск» из-за взрыва торпеды в торпедном аппарате. Неужели этих жертв мало!

Время Гордина

В 2010 году с приходом нового генерального директора Григория Гордина, бывшего начальника 874-го военного представительства Минобороны России, отвечавшего за госприёмку продукции «Дагдизеля», ситуация на заводе не стала лучше. Похоже, Гордин участвовал в вышеперечисленных схемах, так как, возможно, именно он отвечал за госприёмку этих торпед!

Тем не менее в 2011 году завод заключил контракт с Министерством обороны на три года на 5 млрд рублей. Цены на изделия согласовали такие, что каждый год предприятие несло убытки до 240 млн рублей. Как появляются такие убытки, рассказал наш источник.

«Тогдашнее руководство предприятия – председатель совета директоров Ильясов Р.З., генеральный директор Гордин Г.В., коммерческий директор Шейхов Н.Ш., директор по экономике и финансам Селимов К.С., – с моей точки зрения, прекрасно знали о том, что заводы-поставщики не в состоянии в срок изготовить комплектующие к изделиям. В контракте были поставлены жёсткие условия, чтобы комплектующие были изготовлены не ранее 2010 года. Но они вновь пытаются поставить старые двигатели (ДП31У 1990-х годов с утилизированных изделий) на торпеды, которые предназначены для оснащения подводных лодок, несущих боевое дежурство!»

В 2011 году был получен аванс в размере 1 млрд 300 млн руб­лей для изготовления и поставки первой партии – 40 изделий. Поставку продукции по этому контракту завод так и не выполнил.

В мае 2012 года, проведённой проверкой группой СК России, ФСБ и МВД по этому контракту, выявлены использование старых комплектующих, перебивка номеров на узлах и деталях, нецелевое использование бюджетных средств. И вновь никакой реакции – указанные люди продолжают трудиться на заводе. Правда, теперь место генерального директора занял Ильясов, а Гордин занимает должность коммерческого директора и по-прежнему подписывает документы.

Опубликовано:
Отредактировано: 22.06.2015 17:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх