Версия // Бизнес // Иностранные компании готовятся возвращаться в Россию

Иностранные компании готовятся возвращаться в Россию

1200

Побегали – и хватит

Иностранные компании готовятся возвращаться в Россию (Фото: Сергей Рыбежский/Коммерсантъ)
В разделе

На фоне контактов с США активизировались разговоры о возвращении в Россию зарубежных компаний, свернувших свой бизнес в 2022 году. Хотя конкретики пока никакой нет, тактика действий как иностранцев, так и российских властей напоминает поведение поссорившихся супругов. Уже понятно, что помирятся, но пока ещё надо немного поломаться.

Возвращение ушедших зарубежных брендов на российский рынок возможно, поскольку это пойдёт ему на пользу. Такое заявление на прошлой неделе сделал первый вице-премьер Денис Мантуров. «Если мы заинтересованы в более широкой номенклатуре и в повышении конкуренции, то мы будем руководствоваться таким принципом», – констатировал он.

Трудно не заметить, как поменялась риторика. Больше не звучат призывы никогда впредь не пускать в Россию компании-«бегунки» или заставить их заплатить огромный «входной» штраф. Кто-то из популистов ещё продолжает гнуть прежнюю линию, но власть уже дала понять: разрыва с иностранными производителями не будет. Никакой политики – только чистая экономическая прагматика. Уже ясно, что попытка автаркии не удалась и отсутствие импорта привело лишь к тому, что отечественные производители, пользуясь отсутствием конкуренции, вздули цены – только на одёжной рознице они выросли на 30%. Вот и иностранцы всё больше задумываются: а точно ли стоило хлопать дверью? Тем более что многие только сделали вид, что уходят, а на самом деле остались и теперь гребут деньги лопатой, при этом не получив никакого урона для репутации. Разве французы бойкотируют «Ашан» и «Леруа Мерлен» за то, что они продолжают вести бизнес в РФ? В Йельской школе менеджмента подсчитали: из 1028 крупных иностранных компаний, объявивших об уходе, в действительности Россию покинули только 546. А из тех, кто ушёл, далеко не все действовали искренне. Одни сопроводили продажу бизнеса опционом, позволяющим выкупить его обратно. Примером тому Porsche, Danonе, Mercedes-Benz и Renault. Другие провели мнимые сделки, передав предприятия менеджменту «на передержку». Третьи же убрали из продажи брендированную продукцию, но сохранили производство. Так, «Кока-Кола» просто переименовала свою газировку в «Добрый», что позволило заявить: «вкус свободы» в России больше не продаётся.

Немудрено, что при виде таких финтов многие зарубежные компании задумываются – а не обманули ли они сами себя? Как сообщается, в последнее время крупные иностранные фирмы увеличили число регистраций своих товарных знаков на территории РФ. В их числе японские Nintendo и Hitachi, американские Qualcomm, Intel и Microsoft, корейская LG и др. С одной стороны, это можно объяснить желанием защитить продукцию от пиратов, но с другой – зачем заморачиваться, если больше никогда не собираешься продавать её в РФ. Умерла так умерла… Но, видимо, не просто так с начала года Samsung на треть увеличила свою маркетинговую активность, при том что официально с Россией компания не сотрудничает. Как говорится, ничего личного – только бизнес.

Тем временем

Росавиация обсуждает с авиационными властями «множества стран» проекты о восстановлении авиасообщения, рассказал на прошлой неделе глава ведомства Дмитрий Ядров. «Многие страны, которые приостановили полёты, готовы их возобновлять. Есть страны, куда готовы летать наши авиакомпании, но нам нужны гарантии, что, к примеру, на обслуживание воздушных судов из России не будут распространяться ограничения, появившиеся из-за санкций», – пояснил он.

О каких именно странах идёт речь, не сообщается. Однако в середине мая стало известно о переговорах об открытии прямого воздушного сообщения с Малайзией, а южнокорейская Демократическая партия выступила за возобновление полётов в РФ. Сейчас из России напрямую можно улететь только в 38 стран мира.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.05.2025 10:25
Комментарии 0
Наверх