Версия // Общество // Индустрия моды оказалась под угрозой из-за нового тренда - «стыда за покупку»

Индустрия моды оказалась под угрозой из-за нового тренда - «стыда за покупку»

19085

Позорная обновка

В разделе

В Швеции широкое распространение получил новый тренд, немало обязанный своим появлением экоактивистке Грете Тунберг, для обозначения которого используется слово köpskam. Оно обозначает «стыд за покупку». Экономисты считают, что данное явление может представлять серьезную угрозу мировому рынку моды.

В 2019 году проблема экологии и изменения климата вышла на передний план. Во многом это произошло благодаря протесту Греты Тунберг, 17-летней шведской активистке, которая начала устраивать у шведского парламента пикеты, призывающие бороться с глобальным изменением климата, породив так называемые «школьные забастовки» по всему миру. Протест Тунберг сделал тему изменения климата одной из самых актуальных для Швеции, и эта проблема по-настоящему волнует общество – настолько сильно, что в языке стали возникать неологизмы, обозначающие явления, связанные с экодвижением.

Позорный полет

В частности, одним из первых таких терминов стало слово flygskam, которое обозначает «стыд за полет». Дело в том, что каждый авиалайнер, совершающий перелет, оставляет за собой «углеродный след». Для сравнения, поезд при полной загрузке выделяет 14 грамм CO2 за километр, в то время как полный самолёт — целых 285 грамм CO2 на километр. Поэтому, несмотря на тот факт, что на авиацию приходится 2-3% выбросов парниковых газов в мире, экоактивисты призывают отказываться от использования авиатранспорта, и все больше людей прислушиваются к ним. Для тех же, кто летает на самолетах, но скрывает это, поскольку знает, что это вредно для экологии, существует понятие smygflyga — «хитрый полет». К слову, сама Грета Тунберг отказалась от перелетов, и, в частности, добиралась из Европы в США не авиалайнером, а на парусной яхте, что заняло у нее две недели.

Мода VS экология

Некоторое время назад в шведском языке появилось еще одно новое слово - köpskam. Оно переводится как «стыд за покупку» и напрямую связан с потреблением. В основном, это понятие используется в отношении новоприобретенной одежды, обуви или аксессуаров. Как считают экоактивисты, перепроизводство и последующее приобретение излишне большого количества одежды губительно сказывается на климатическом балансе. Производство одежды требует больших затрат ресурсов, например, огромного количества воды. Кроме того, до недавнего времени многие производители сжигали коллекции, оставшиеся нераспроданными, что, в свою очередь, также вызывало выбросы в атмосферу. Если сравнивать с самолетами, вред, который наносит окружающей среде индустрия моды, куда серьезнее, чем негативный эффект от полетов самолетов. По данным ООН, модная индустрия производит больше углекислого газа, чем все международные авиаперелеты.

Осведомленность общества о вреде перепроизводства постепенно растет, и люди начинают задумываться о потреблении – не только в Швеции, которая отличается экологической сознательностью, но и в других странах. Не исключено, что в перспективе köpskam приобретет глобальный характер.

Международный тренд

Во многих развитых странах «стыд за покупки» уже стал популярной тенденцией. Продвинутые граждане уже не стремятся покупать вещи каждый сезон в масс-маркете, особенно это касается вещей, не относящихся к предметам первой необходимости. В то же время, увеличивается популярность секонд-хендов и прочих мест, где можно приобрести подержанные вещи, и речь не обязательно идет об одежде.

Более того, многие настолько проникаются идеей о том, что одежда и другие предметы могут получить вторую жизнь, что они готовы за это доплачивать.

Манера потребления постепенно меняется – пропорционально распространению осведомленности о том, какое влияние оказывает промышленность на окружающую среду. Это важный шаг на пути к ответственному потреблению и совершенствованию индустрии моды, транспорта и питания в направлении более экологичного производства.

Кстати, интересным явлением стал новый тренд, который напрямую связан со «стыдом на покупку», хотя и появился независимо от этого термина. Речь идет о диджитал-одежде: она полностью экологична, так как существует исключительно в виртуальной реальности, но, тем не менее, люди готовы за нее платить.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.01.2020 17:10
Комментарии 0
Наверх