Версия // Общество // Государство в очередной раз меняет правила игры на рынке таксомоторных перевозок

Государство в очередной раз меняет правила игры на рынке таксомоторных перевозок

2084

И шашечки, и ехать

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Не исключено, что в скором времени занятие частным извозом станет экономически невыгодным. Госдума готовится рассмотреть законопроект, предусматривающий жёсткие санкции против «бомбил». Причём речь идёт не просто о весьма серьёзных денежных штрафах, но даже о лишении прав. Введение столь жёстких ограничений, по мнению авторов документа, не только покончит с «бомбилами», но и заставит работающих ныне в сером секторе таксистов полностью легализоваться. Правда, окажутся ли законодательные ограничения столь действенными, ещё большой вопрос.

Ключевыми нововведениями готовящегося законопроекта являются драконовские административные штрафы, их размер предлагается увеличить в шесть раз – с нынешних 5 тыс. до 30 тыс. рублей. Более того, «рецидивистов» собираются вообще лишать самой возможности нелегальной перевозки, отбирая у них водительские права. Авторы поправок предполагают, что их законопроект может быть рассмотрен уже в весеннюю думскую сессию.

Проблема, однако, заключается в том, что только лишь запретительными мерами едва ли удастся покончить с «бомбилами». Во-первых, развитый рынок такси только ещё начинает появляться даже в крупных городах страны. А во-вторых, несколько поколений наших сограждан традиционно привыкли пользоваться услугами «бомбил». Причём, как ни парадоксально, именно вторая причина на определённом этапе может оказаться главным тормозом развития цивилизованного рынка такси.

Работать легально пока невыгодно

Напомним, что впервые навести порядок на рынке такси российские власти попытались ещё в 2011 году. Именно тогда таксистов обязали получать разрешение на перевозку багажа и пассажиров, а с 1 января 2012 года новые правила дополнились и соответствующими штрафами. Однако сегодня депутаты признают, что должного эффекта новое законодательство на рынок не оказало.

«Установление контроля качества оказываемых услуг в рамках действующего законодательства возможно только в отношении лиц, получивших официальное разрешение. Однако по ряду причин рынок не спешит легализоваться. Большинство перевозчиков предпочитают теневой сектор как наиболее экономически благоприятный. Деятельность на основании разрешения воспринимается в их среде не как право, не как привилегия, а как дополнительное обременение, ухудшающее экономическое положение», – констатируется в пояснительной записке к законопроекту.

Значительные штрафы и возможное лишение прав, считают авторы поправок, самодисциплинируют «бомбил». «После принятия закона нелегалам будет что терять. Теперь у них появится больше мотивации работать по закону и платить налоги, тем более что мы сейчас выстраиваем более стройную систему, связанную с получением разрешения на работу», – отмечает один из авторов законопроект – Вячеслав Лысаков.

Не стоит, однако, забывать, что проблема легализации рынка такси не только в отсутствии существенных санкций. В большинстве крупных городов мира «бомбил» не существует в принципе вовсе не потому, что там действуют жёсткие санкции, а потому, что у потенциальных «бомбил» просто нет шанса найти себе пассажира.

К примеру, в историческом центре Стамбула частного личного транспорта практически нет (действуют существенные ограничения на въезд), зато таксисты буквально выстраиваются в очередь перед каждым пассажиром. Аналогичная ситуация складывается, например, и в Афинах. В час пик в центральной части города нередко можно даже увидеть небольшую пробку, состоящую исключительно из такси.

По теме

Представить себе подобное даже в Москве можно лишь с очень большим трудом. По экспертным оценкам, в столице сегодня работают от 20 до 35 тыс. нелегальных перевозчиков. Не исключено, что в реальности эти цифры более значительны, ведь многие водители занимаются частным извозом от случая к случаю.

Впрочем, уже к концу этого года мосчиновники намереваются увеличить количество действующих в городе такси в полтора раза. Таким образом, количество официальных экипажей составит 55 тысяч. Поэтому есть вероятность, что в этом случае часть «бомбил» будут вытеснены с рынка.

Таксисты сменят окрас

Однако для того, чтобы замещение «бомбил» легальными такси действительно произошло, нужна комплексная транспортная программа. Уже упоминавшиеся ограничения доступа личного транспорта в центр города, оборудованные стоянки такси у каждой станции метро и т.п.

Сегодня более или менее внятное «Как только автомобили приобретут единую цветовую гамму и их можно будет визуально отличить в потоке, конечно же, мы в этом случае будем проводить пилотный проект на какой-то из выделенных полос», – заявил заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин. Предполагается, что в новом цвете московские такси должны начать работать уже с 1 августа 2015 года – с этой даты разрешение на работу смогут получать только жёлтые машины. Те водители, кто получал разрешение в 2011 году, имеют возможность перекрасить свой автомобиль до середины текущего года. «Лицензиаты» 2012 года – до ноября 2014-го.

Сами таксисты, впрочем, не вполне довольны решениями властей. «Мы намерены бороться за свои права. Должен быть переходный период, лучше всего до окончания срока лицензии. Почему мы всё время должны нести расходы?» – возмущается глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Кстати, возмущение столичных таксистов, похоже, было услышано в Госдуме. Как говорится в новом законопроекте, все дополнительные требования к такси, устанавливаемые региональными властями, должны оплачиваться за счёт финансовых ресурсов самого региона. «Если, условно говоря, регион хочет, чтобы все такси были жёлтыми, а все водители ростом не ниже 180 сантиметров и в белых рубашках, он может такие требования установить. Но только в том случае, если регион применяет государственные программы поддержки», – поясняет Вячеслав Лысаков.

Впрочем, цветовая гамма машин, выделенные полосы и оборудованные парковки – далеко не главные проблемы московских да и российских таксистов. Во всём мире подавляющее большинство участников этого рынка – представители малого бизнеса. В той же Европе таксисты зачастую и вовсе числятся индивидуальными предпринимателями.

По аналогичной схеме вроде как начали работать и российские перевозчики, однако на практике частникам очень сложно получить даже полагающиеся им по закону преференции. «Из 27 тыс. человек, получивших лицензии, 60% – это индивидуальные предприниматели. А с ними никто не хочет сотрудничать – ни лизинговые компании, никто. Всё направлено на то, чтобы поддержать крупных игроков и вытеснить с рынка мелкий бизнес», – констатирует Ярослав Щербинин.

Впрочем, не исключено, что если новый законопроект будет принят в его нынешнем виде, то малому бизнесу станет проще пробиться на этот рынок. Помимо драконовских штрафов для «бомбил» поправки предусматривают, например, отмену квотирования числа таксистов в регионе – эта норма должна была заработать с 1 января будущего года. «Сегодня в России насчитывается порядка 1,5 млн такси, а разрешения получили только 400 тысяч. Если бы квоты были введены, то во многих регионах нечистые на руку чиновники использовали бы их как инструмент продвижения своих аффилированных компаний», – уверяет Вячеслав Лысаков.

Кроме того, в законопроекте отменяется обязанность по оснащению всех автомобилей ГЛОНАСС. «Двадцать лет отрасль таксомоторных перевозок развивалась стихийно, без государственного участия, и вдруг государство, которое для такси ничего не делало, включило его в число транспортных средств, которые обязательно должны быть оснащены ГЛОНАСС. Поэтому в новом законе прописано условие, по которому не допускается введение требований по дополнительному переоборудованию, в том числе установке тахографов и системы ГЛОНАСС», – добавляет Лысаков.

Таким образом государство в очередной раз пытается навести порядок на рынке такси – по крайней мере как оно его понимает. Однако практика предыдущих преобразований в этой сфере позволяет предположить, что сакраментальный вопрос «вам шашечки или ехать?» ещё долго будет оставаться актуальным.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2014 15:22
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх