В больших городах стартовала зачистка улиц от электросамокатов. Правда, о полноценной борьбе с двухколёсным беспределом в масштабах страны говорить не приходится. Пока же чиновники торгуются с операторами кикшеринга о разделе сверхприбылей, число жертв самокатчиков всё растёт.
В конце мая о введении ограничений для кикшеринга объявили власти Казани и Екатеринбурга. В центральной части обоих городов планируется резко ограничить использование прокатных электросамокатов. Одновременно в столице Татарстана сотрудники ГАИ и городского комитета по транспорту изъяли с парковок в центральной части Казани более 300 самокатов компаний Whoosh и Urent. «Рейды по соблюдению правил парковки электросамокатов кикшеринговых компаний будут регулярными», – пригрозили в казанской мэрии.
Ограничения для прокатных электросамокатов сегодня вводятся и в других регионах. Однако говорить о полноценном и слаженном регулировании кикшеринга пока не приходится. «Наша Версия» уже не раз рассказывала о том, что операторами кикшеринга являются «дочки» крупных и богатых компаний. Может быть, потому на хаотично разбросанные по всему городу самокаты и увеличивающееся количество ДТП с участием самокатчиков местные власти нередко смотрят сквозь пальцы?
200 штрафов на миллионный город
«В этом году мы изменили правила размещения прокатных средств индивидуальной мобильности. Это связано с безопасностью передвижения пешеходов на местах с большим трафиком и узкими пешеходными тротуарами в историческом центре, – отчитался председатель комитета по транспорту Казани Алексей Сидоров. – В их числе территории в районе Казанского кремля, туристические зоны с большим пешеходным потоком – там мы полностью исключили места парковок СИМ (средство индивидуальной мобильности. – Ред.) для предоставления в краткосрочную аренду».
В итоге количество парковок для прокатных самокатов в городе заметно сократилось: сейчас их 1443 против 1940 в прошлом сезоне. Но есть нюанс. Общая вместимость прошлогодних парковочных мест составляла 19 160 самокатов. В этом году с уменьшением количества парковок снизилось и количество мест – до 14 430. Однако от подобных ограничений кикшеринговые компании едва ли сильно пострадают. Как и в прошлом сезоне, в этом году они выставили на казанские улицы 7300 самокатов. Получилось, что ограничения вроде как и ввели, но при этом у кикшеринга по-прежнему остались огромные возможности для наращивания мощностей.
Интересно заметить, что ещё в начале весны МВД по Татарстану предложило вообще отменить самокатный сезон. А начальник казанской ГИБДД Михаил Савин тогда предлагал оставить на весь город всего 115 парковок. Но в итоге столь серьёзные ограничения решили не вводить. Хотя отсутствие разбросанных вокруг Казанского кремля электросамокатов по нынешним временам вполне можно считать серьёзным достижением – в других крупных российских городах по историческому центру так просто не прогуляешься.
Авиакомпаниям могут разрешить продавать лишние билеты на рейс
Иначе поступили в Екатеринбурге. Там городская администрация заключила соглашение с кикшеринговыми компаниями, в рамках которого было принято решение об ограничении скоростного режима, а также о полном запрете на пользование самокатами в определённых локациях. Как и в Казани, резко против прокатных электросамокатов здесь выступили представители городской ГАИ. Начальник службы Роман Ярыш в апреле прошлого года предлагал выделить для самокатчиков отдельные спецзоны, выезд из которых им был бы строго-настрого запрещён. Но до радикальных мер тогда так и не дошло. В итоге самокатные безобразия в этом году снова обсуждали в городском департаменте транспорта. «Самокаты паркуются не по правилам, а горожане продолжают ездить парами на одном самокате. Если ситуация не изменится, мы готовы применить самые суровые меры – от ограничения количества устройств вплоть до полного запрета. Прокуратура выступает на нашей стороне», – заявлял глава местного дептранса Игорь Ощепков в преддверии открытия нынешнего самокатного сезона.
Кстати, по состоянию на конец апреля в Екатеринбурге произошло уже 10 ДТП с участием электросамокатов – в общей сложности в них пострадали 47 человек. Представители кикшеринговых контор тут же поспешили оправдаться: так, в Whoosh рассказали о том, что заблокировали 4,3 тыс. аккаунтов пользователей-нарушителей и увеличили штрафы, а в «Яндексе» отрапортовали, что ежедневно штрафуют не менее 200 нерадивых самокатчиков. Вот только может ли такое скромное количество штрафов переломить ситуацию в городе-миллионнике?
Охотники на самокатчиков
Впрочем, позитивные изменения в Екатеринбурге всё-таки случились: во-первых, кикшеринговые компании начали нанимать контролёров, которые колесят по городу, выявляя самокатчиков-нарушителей. Во-вторых, в городе начали появляться общественные активисты, также готовые следить за порядком в самокатных рядах. «Всё началось с того, что меня сбил тандем на самокате на проезжей части, – поделился один из таких активистов. – Видя, как ситуация с каждым месяцем ухудшается, я решил с этим бороться. Ну, насколько могу, ибо если ничего не делать, то будет хуже». Каждый день общественник фиксирует двух-трёх нарушителей. Обычно это лихачи, катающиеся на самокате вдвоём, дети, которым запрещено пользоваться прокатными самокатами, а также случаи хамской парковки. Все нарушения активист снимает на видеокамеру. «Оформление доноса занимает достаточно много времени, так как номера на самокатах нашего города в основном маленькие, зашарканные. В движении даже с оптической стабилизацией их сложно заснять, поэтому приходится описывать точный адрес, направление движения, вычленять из видео точное время вплоть до секунд, описывать дополнительную информацию по типу были ли рядом другие самокаты», – поясняет неравнодушный екатеринбуржец. Отдельную проблему, по его словам, составляют дети на прокатных самокатах. Оказалось, что по факту существующий запрет на регистрацию в кикшеринге аккаунтов несовершеннолетних очень легко обойти. «Кикшеринги в курсе, что существуют онлайн-сервисы для регистрации различных аккаунтов с помощью виртуальных сим-карт? Стоит всё это примерно 50 рублей. Я считаю, что надо ужесточать регистрацию аккаунтов и вход в них. Либо через «Госуслуги», либо через запоминание банковской карты. Всё это помимо номера телефона. Не знаю, возможно ли это законодательно. Также считаю, что нужно поднять возраст с 14 до 18 лет (как минимум) для управления электросамокатами, так как основные нарушители, как правило, люди этого возраста», – отмечает он.
Скауты-контролёры, официально работающие на кикшеринговые компании, рассказывают, что в среднем им приходится штрафовать до 40 пользователей за смену. При этом назвать скаутов «работниками» можно разве что формально: за каждого оштрафованного кикшеринговая компания готова заплатить всего лишь 30 рублей. Так что работа скаутов во многом похожа на труд общественников. Показательно, что сами самокатчики нередко ведут себя с контролёрами по-хамски, порой доходит и до откровенных угроз. «Штрафами должны заниматься сотрудники ГИБДД, а не представители сервиса, – возмущался в местных СМИ один из пользователей кикшеринговым СИМ. – Я видел много случаев, как штрафуют детей на 100 тысяч. Это борьба с нарушениями? Нет, это поборы. Не предотвращение преступлений, а заработок». О том, что детям вообще запрещено пользоваться прокатными самокатами, «поборник справедливости» почему-то предпочитает не вспоминать.
Неухоженные садовые участки будут отбирать
Одностороннее движение
Тем временем в Петербурге задумываются о введении запрета на пользование электросамокатами для подростков в возрасте до 14 лет. Как поясняется, запрет на пользование детьми аккаунтами в кикшеринге, по сути, оказался декоративным. Потому управление самокатами планируется разрешить только с 18 лет.
Ограничения на открытие учётной записи в кикшеринговых сервисах действуют сегодня во многих городах. Кое-где авторизация в кикшеринге в качестве эксперимента даже привязана к официальным электронным городским сервисам. Только вот по факту эта мера оказывается нерабочей.
Активно бороться с самокатчиками власти Санкт-Петербурга начали ещё в прошлом году: местные правоохранители тогда чуть ли не первыми в стране решились изъять более 10 тыс. прокатных электросамокатов, припаркованных с нарушением правил. Рейды состоялись после того, как городская администрация утвердила список из 68 площадок, где запрещено парковать электросамокаты. В этом сезоне городские власти и представители бизнеса снова подписали соглашение о сотрудничестве. Документ изобилует громкими заявлениями и красивыми обещаниями, но возможно ли их будет выполнить на практике, пока не очень понятно. «Четвёртый сезон работает горячая линия, а также чат-бот по приёму обращений о нарушениях, операторы ежегодно проводят школы вождения для всех желающих, второй год ассоциация проводит информационные кампании, напрямую работает с Комитетом по транспорту для решения оперативных задач по поддержанию порядка в городе в разрезе парковочных пространств для СИМ», – рассказывала директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. При этом в конце апреля она отмечала, что предложения по транспортной и парковочной инфраструктуре «находятся на стадии разработки».
Неудивительно, что некоторые депутаты городского собрания выступают за более жёсткое регулирование. Парламентарии подчёркивают, что кикшеринговые компании до сих пор так и не выполнили взятые на себя обязательства по развитию необходимой им же инфраструктуры. «Мы уже третий год наблюдаем, как в марте-апреле они говорят про ответственность бизнеса и вложения в инфраструктуру, а осенью просто убирают самокаты на зиму, – констатировал руководитель комиссии по транспорту заксобрания Алексей Цивилёв. – Говорят, что надо создавать велодорожки, километр такой дорожки стоит 10 млн рублей. Почему город должен их делать, если ничего не получает от этого бизнеса? Автомобилисты платят налоги, акцизы, которые есть в цене на бензин. А самокаты хотят просто получать прибыль».
Готовят дело
Опыт Санкт-Петербурга взяли на вооружение власти Челябинска. В середине мая местные правоохранители изъяли с городских улиц 1,5 тыс. прокатных электросамокатов. А в Следственном комитете сообщили о возбуждении уголовного дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности группой лиц по предварительному сговору! Следствие настаивало, что кикшеринговые компании не обеспечивают надлежащие условия для пользования прокатными электросамокатами. Впрочем, окончательная точка в противостоянии городских властей и надзорных служб с кикшеринговыми компаниями поставлена так и не была – в итоге работа кикшеринга была приостановлена всего на неделю, после чего самокаты вновь появились на улицах города. Также представители «МТС Юрент» заявили, что уголовное дело в отношении компании прекращено. Однако в пресс-службе управления СКР по Челябинской области отметили, что такого решения не принималось и расследование продолжается.
Ну, а пока идёт разбирательство, депутаты Челябинской городской думы проголосовали за запрет на стоянку самокатов на остановках общественного транспорта, придомовых территориях, а также в парках и ряде других локаций.
Двухколёсные убийцы
Пока что никакие из действующих ограничений не помогли сделать электросамокаты хотя бы немного менее опасными. При этом нетрудно предположить, что в статистику попадают только самые вопиющие ДТП. Но даже в особо громких случаях добиться справедливости (не говоря уже о материальной компенсации) жертвам самокатчиков удаётся далеко не всегда.
В Екатеринбурге две девушки, ехавшие на одном самокате, сбили молодую маму с коляской. Пострадавшая успела обратить внимание, что самокат был фиолетового цвета, и обратилась с жалобой в компанию «МТС Юрент». Там поначалу помогать пострадавшей отказывались, ссылаясь на то, что у них нет ни номера самоката, ни фото, ни видео- съёмки. В итоге женщине пришлось потратить два месяца, чтобы найти видео с камер, на котором была запечатлена авария с её участием. «На записи прекрасно видно, как самокат въезжает мне в спину, опрокинув и меня, и коляску. Жители города вообще никак не защищены от СИМ? Все эти чат-боты, якобы помогающие штрафовать нарушителей, не работают или работают крайне избирательно», – поделилась она. Дело о ДТП в итоге прекратили. А двух девушек, управлявших самокатом, оштрафовали на 16 тыс. рублей и заблокировали их аккаунты.
Такой исход дела ещё можно считать хорошим. Гораздо чаще самокатчики вообще не несут никакой ответственности, попросту уезжая с места происшествия. Именно так вышло с екатеринбурженкой Оксаной. «Её сбил самокатчик, мчавший по тротуару как по гоночной трассе, – рассказали о случившемся в фонде «База добра». – Большой вопрос, почему он не сбавил скорость, по Оксане издалека видно, что она инвалид».
Пострадавшей в результате пришлось поставить в руку три спицы. Но никакого расследования начато так и не было.
Жертвами ДТП становятся и сами самокатчики. В Калининграде две 16-летние девушки, ехавшие на одном самокате, врезались в бок легкового автомобиля на нерегулируемом пешеходном переходе. Правилами пользования СИМ, запрещающими езду вдвоём, а также предписывающими обязательно спешиваться на переходах, подруги решили пренебречь. В результате аварии обеих девушек пришлось отправить в больницу. А в Челябинске 17-летний самокатчик на полном ходу на тротуаре сбил 77-летнюю женщину. Пострадавшую с места происшествия увезли на скорой.