Российские потребители значительно переориентировались с немецких автомобилей на китайские. После 2022 года российский рынок покинули не только немецкие автоконцерны, но и предприятия машиностроения и химической промышленности.
Об изменениях в предпочтениях российских автомобилистов заявил РИА «Новости» глава строительной компании Bavaria-Bau Вальдемар Эбергардт, член Российско-германской внешнеторговой палаты. По его словам, немецкий автопром потерял свою привлекательность для российских покупателей. Основной причиной он назвал отсутствие конкурентоспособных предложений – немецкие производители могут предложить только автомобили с двигателями внутреннего сгорания, тогда как в сегменте электромобилей они существенно отстают.
Китайские автопроизводители, напротив, смогли закрепиться на российском рынке, предложив потребителям узнаваемые бренды и более доступные по цене модели. «Китайцы не только делают автомобили лучше, они делают их еще и дешевле», – подчеркнул представитель ВТП.
После событий конца февраля 2022 года российский рынок покинули многие иностранные автопроизводители, в том числе, Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW. Однако автомобили некоторых европейских, японских и корейских марок продолжают поступать в Россию через каналы параллельного импорта.
Статистика подтверждает резкий рост экспорта китайских автомобилей в Россию – в прошлом году их поставки увеличились более чем в семь раз, достигнув 11,5 миллиарда рублей. Это позволило Китаю в 2023 году стать крупнейшим мировым экспортером автомобилей, обогнав Японию.
Тем не менее, в апреле 2025 года наблюдалось резкое снижение объемов поставок китайских автомобилей в Россию. Страна потеряла статус крупнейшего покупателя китайских легковых автомобилей. Месячный объем поставок сократился на 16,2% до 507,1 миллиона долларов по сравнению с 605 миллионами долларов в марте.
Аналитики и представители дилерских сетей прогнозируют возможный уход с российского рынка до десяти китайских автобрендов, среди которых Oting, Kaiyi и MG. Основными причинами называются низкий потребительский спрос, высокие затраты на содержание сервисных центров и невостребованный модельный ряд.