Версия // Власть // Франко-германскому союзу предстоит большая работа по реформированию еврозоны

Франко-германскому союзу предстоит большая работа по реформированию еврозоны

4180

Скромные шаги по узкому пути

В разделе

С победой Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции и Христианско-демократического союза Ангелы Меркель в Германии открылось окно для реформы еврозоны. Евро всегда был франко-германским проектом. С динамичным новым лидером в одной стране и новым популярным мандатом в другой, теперь у Франции и Германии есть возможность для исправить свои ошибки.

Обе страны остаются глубоко разделенными. Макрон, в давней французской традиции, настаивает на том, что валютный союз страдает от небольшой централизации. Еврозоне, по его мнению, необходим собственный министр финансов и собственный парламент. Еврозона нуждается в бюджете в сотнях миллиардов евро для финансирования инвестиционных проектов и увеличения расходов в странах с высоким уровнем безработицы.

Ангела Меркель, с другой стороны, рассматривает проблему валютного союза с точки зрения слишком большой централизации и слишком маленькой национальной ответственности. Она опасается, что большой бюджет еврозоны не будет расходоваться ответственно. Не выступая против министра финансов еврозоны, она полагает, что чиновник не будет обладать широкими полномочиями.

Но есть путь вперед, который выглядит приемлемым для обеих сторон. Он начинается с формирования полноценного банковского союза. В Европе сейчас есть один наблюдатель в Европейском центральном банке, но в нем отсутствует общая схема страхования вкладов. Немецкие официальные лица опасаются, что сборы, взимаемые с банков Германии, будут использованы для погашения долгов в других странах.

Решение заключается в «пуленепробиваемости» банков, строго применяя требования к капиталу Базеля III и ограничивая концентрированные запасы государственных облигаций. Парадокс состоит в том, что европейские регуляторы, в том числе немецкие, фактически спорили о свободном применении этих правил на переговорах с Соединенными Штатами, при этом наступая на свои собственные интересы.

Далее Европе необходимо реформировать фонд помощи в реальный Европейский валютный фонд (EMF). Ресурсы могут быть увеличены за счет расширения подписки на капиталы правительств и возможностей по займу. Принятие решений может быть упрощено путем перехода от действующего правила единогласия к квалифицированному большинству голосов.

Затем EMF мог бы занять место ЕЦБ и Европейской комиссии в обсуждении условий финансирования программ с правительствами. Окончательное решение о продлении срочного кредита больше не будет навязываться главами государств на ночных переговорах. Скорее всего этим займется совет представителей еврозоны, в том числе из гражданского общества, подтвержденный Европейским парламентом, что предоставит процессу легитимность, которой он в настоящее время не располагает.

Но Германия согласится только если увидит действия, ограничивающие вероятность дорогостоящего вмешательства. Это подводит нас к досадной проблеме фискальной политики. Настало время отказаться от иллюзии, что основным источником бюджетной дисциплины является набор строго соблюдаемых правил ЕС. Налогообложение и государственные расходы остаются чувствительными национальными прерогативами, что делает внешний надзор неэффективным. Назначение надзора Еврокомиссии в Брюсселе обещает не дисциплину, а опасную популистскую реакцию.

Альтернативой является возвращение контроля над бюджетной политикой национальным правительствам, отказ от догмы, что политика может быть регламентирована правилами ЕС. Затем правительства могли бы принимать свои собственные решения; если они принимают плохие, им придется реструктурировать свои долги. Принятие европейского механизма реструктуризации долга поможет избежать наихудших последствий. Любые неблагоприятные ситуации больше не смогут распространяться на другие страны, поскольку их банки не будут концентировать государственные облигации. Они не обанкротили бы ЭМП, которая могла бы одалживать только в случаях неликвидности, а не несостоятельности.

По теме

Подобные идеи убьют посвященных евро-федералистов. Одна кость, которую они могут выбросить, это пилотный фонд страхования от безработицы, составляющий, скажем, 1% ВВП еврозоны. Это будет аналогично договоренностям с США, согласно которым федеральное правительство предоставляет частичное финансирование государственного страхования по безработице. И это дало бы министру финансов еврозоны возможность что-то сделать.

Но немецкие политики осознают, что во Франции безработица в 2,5 раза выше, чем у них дома, что повышает опасность того, что денежные потоки будут идти в одну сторону. Вот почему такие предложения зависят от структурных реформ, которые снижают уровень безработицы там, где она высока, и повышают гибкость рынков труда и продуктов.

Перефразируя Меркель: «Я буду проводить глубокие структурные реформы, если вы согласитесь на скромные шаги в направлении фискального федерализма, завершения банковского союза и создания Европейского валютного фонда».

Никто по обе стороны Рейна не оценит эту сделку как совершенную. Но с евро на балансе идеальному не должно быть позволено стать врагом добра.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.09.2018 16:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх