Пока вся страна, подобно боксеру в углу ринга между раундами, усиленно «отходит» от последствий коронавирусного удара по экономике и готовится к следующему, российская таможня заставляет клиентов оставаться в тонусе. С пугающей регулярностью в новостных лентах появляются сообщения о задержках с таможенным оформлением посылок из иностранных интернет-магазинов. На складах растут горы застрявших пакетов и посылок, а у граждан заканчивается терпение: ну не три же года заказанного ждать? Почему таможня не дает добро, попробуем разобраться.
Трудности перевода
С лета 2018 года Федеральная таможенная служба (ФТС) проводит некий эксперимент, цель которого усовершенствовать подачу отчетности по экспресс-грузам. Речь в первую очередь о посылках с международных интернет-ресурсов, которые так полюбились россиянам в последние годы.
Увидев, что поток стал неиссякаемым, фискалы решили его несколько бюрократизировать (а вернее – взять под тотальный контроль). 15 июля 2018 года выходит Приказ ФТС №1060, который регламентирует Порядок использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования. Первоначальная реакция тех, кого он касался – перевозчиков, грузооператоров, была сдержанной. Начались стандартные рабочие процедуры – встречи, совещания, обсуждение, как работать по новым правилам.
В процессе обсуждения выяснилось, что таможня жаждала получать детализированную отчетность по всем отправлениям. Не сказать, что это сильно удивило участников рынка грузоперевозок. Профессионалы хоть и говорят с фискалами и бюрократами на разных языках, но одну особенность всех их нововведений усвоили четко: лучше не будет.
Так и здесь. Первыми поняли, как, мягко говоря, мудрено будет жить по новым правилам, операторы, работающие с грузопотоком из Китая (а это очень солидная доля рынка). Представьте себе огромный перечень данных на китайском языке, который кое-как переводят на английский и присылают в Россию. Здесь же этот не самый точный и литературный перевод адаптируют уже под великий и могучий, и потом уже помещают в отчетность. Надо ли уточнять, что любое формальное отклонение – повод наказать. Фискалы верны бюрократическим традициям!
На практике дела обстояли из рук вон: информационные системы запестрили недоработками, экспресс-перевозчики, неготовые к такому повороту событий, стали плодить ошибки. То подают данные в форматах, не подходящих таможне, то допускают неточности в сложной цепочке переводов, то слишком поздно реагируют под гнетом значительных предновогодних объемов и многое другое. Любая нестандартная схема выдачи – например, обратный возврат остатков отправителю – дополнительная головная боль, потому что никто толком не знает, как сделать это все правильно. Получение электронных сообщений от таможенных органов самого ожидаемого вида – «выпуск разрешен» – стало сродни новогоднему чуду.
Квест – это по нашему?
Согласно первоначальному плану, эксперимент ФТС с переходом на новую систему работы с экспресс-грузами должен был закончиться 15 апреля 2021 года. Это было логично: к этому моменту сезонный объем перевозок падал, и можно спокойно внедрять новые системы. Однако на то и правила, чтобы менять их, как кому-то очень захотелось. Вот и решил кто-то, что хорошей идеей будет сократить срок, запустить работу по новой с 1 августа 2020 года. В январе 2020-го таможня публикует соответствующий Приказ №112-ФТС, который радикально передвигает сроки.
До этого за провоз валюты наказывали лишь в случае, если это происходило умышленно. Однако с конца апреля наказания вводят и за действия, совершенные по неосторожности, уточнили в ведомстве.
Даже если пытаться искать логику и обоснование подобного решения и умолчать о многих особенностях «ковидного» 2020 года (тем более, что в январе все казалось очень типичным и очевидным), то один вопрос все равно останется: зачем аккурат перед началом сезона высокой активности экспресс-перевозок начинать экспериментировать?! Тем более уже было очевидно, что новые правила нуждаются в доработке.
Но с января до августа – срок пусть и небольшой, но время-то есть, успокаивали себя грузоперевозчики. Бюрократы думали также. И только 20 июля (!) текущего года ФТС направляет причастным лицам письмо, информирующее о новой особенности работы – необходимости подачи детализированной отчетности. До этого об этом на встречах таможенников с представителями перевозчиков, по их словам, не было сказано ни слова.
Массовое недоумение, сменяющееся паникой и столь милым нашему сердцу авралом, – таким запомнилось 1 августа 2020 года всем, кто стоит на передовой экспресс-перевозок. Последовавшее чуть позже заявление главы ФТС Владимира Булавина о том, что «в 2030 году скорость, удобство и простота таможенного оформления достигнут совершенно нового уровня – главными элементами станут цифровые технологии и искусственный интеллект», было воспринято с недоумением. Если до начала обработки грузов с космической скоростью шагать еще две «пятилетки», то зачем было так спешить в 2020-м?! Тем более, что уже в конце августа стало ясно, что тестировать систему можно только в «боевом» режиме, отдельных тестовых мощностей не было…
Очень реально и глубоко в творившийся бардак окунулись экспресс-перевозчики, работающие с Шереметьевской таможней. Крупнейший аэропорт, центр притяжения отправок и посылок, снабжает предпраздничную, потрепанную коронавирусом Москву товарами. Сводки из аэропорта, где в онлайн режиме проходят бесчисленные совещания экспресс-перевозчиков и складов с таможней, рекой широкой текут претензии, – не то что в одной статье, под одной обложкой не собрать!
Работа по новым правилам превратилась в настоящий квест. Процедуры не описаны, регламенты отсутствуют, как обмениваться данными с экспресс-перевозчиками – решительно непонятно, да и системы у всех разные. В итоге «продвинутая цифровизация» скатывается на уровень пересылки по электронной почте «Excel»-евских файлов (!). Спасибо хоть не голубями… Качество и скорость доставки становятся труднодостижимыми задачами.
На то и таможенник
14 сентября в Шереметьевской таможне созывается совещание. Робкие надежды грузооператоров на то, что сроки наладки сбоившей системы таки перенесут на апрель 2021-го, разбиваются о броню таможенников, которым за державу не стыдно. Представители таможенной службы выносят вердикт: без детализированной отчетности выпускать товары не будут.
В октябре, когда грузов уже действительно много, со стороны таможни появляется обновленный альбом форматов электронного обмена. К этому моменту «сырая» система продолжает сбоить и добавлять сложности к обработке грузов. Тем временем к подаче детализированных сведений присоединяются все новые экспресс-перевозчики и погрязают в проблемах: системы у всех по-прежнему разные. «Переобуваться» приходится и на ходу, и на лету, в «боевом» режиме на фоне постоянного роста грузопотока.
А в это время Шереметьевская таможня начинает составлять протоколы. Их список автоматически пополняется за счет неразберихи с внедрением новой таможенной системы. И, вроде бы, все объяснимо: на то и таможенник, чтобы коммерсант не скучал. Но тогда имейте смелость, мух от котлет-то отделите, господа таможенники. Скажите честно, цифровизация, прозрачность, достоверность, оперативность, - это только разговоры, чтобы в новостной повестке поучаствовать. А сущность, похоже, неизменна: фискальная, обвинительная, карательная.
Логика бюрократов
Законность подобных постановлений о привлечении к административной ответственности очень сомнительна. Нет четких регламентов, опробированных сценариев работы. Но уже есть наказанные, - такова действительность. Поэтому многие постановления, вынесенные таможенниками, уже оспариваются в судах. Но это требует времени. О судебной практике в отношении нетерпеливого таможенного органа мы узнаем уже в следующем, 2021 году.
По словам главы ведомства, их служба изучила финансово-экономические показатели самых крупных компаний. В итоге было установлено, что «повышение отпускных цен производителей на сырое молоко и сливочное масло сопровождалось аномально высоким ростом рентабельности».
Максимально абсурдно смотрится обвинение авиационных складов временного хранения. Такое ощущение, что таможенные органы просто не придумали, на ком еще выместить свою злость.
Судите сами, в цепочке отправки Вашей посылки из, допустим, Китая, участвует огромное количество людей: от оператора, который обрабатывает заказ клиента на сайте интернет-магазина и иностранного грузового агента, отправляющего груз, до российского экспресс-перевозчика и отечественного грузооператора. По большому счету, россиянину, заказывающему кроссовки или комплект нижнего белья абсолютно безразлично, в какой момент этот товар превращается в груз. Это – дело профессионалов. И они-то сегодня испытывают, мягко говоря, недоумение от работы новой системы.
Несмотря на то, что конкретно данные о товаре (а именно это интересует таможню, именно поэтому и начался весь этот бюрократический ад), имеет, по сути, только продавец и покупатель, а все остальные представители логистической цепочки работают с грузом, таможня штрафует и отечественных грузооператоров. В нашем случае, протокол могут выписать на российский склад временного хранения. Тот самый, который получает информацию от других участников цепочки и обязан передать ее в таможенный орган. Но как это возможно?! Понятно, что раньше гонца могли наказать за плохие вести, но мы вроде как не в средневековье живем…
Им не за державу обидно
Аналогии с давно прошедшими временами возникают еще и потому, что крепнет убеждение: уверения фискалов во взятом курсе на эффективность и цифровизация, похоже, останутся в формате разговоров. Они сроки для космических перемен измеряют десятилетием, а здесь и сейчас мыслят совсем о другом. О том, что понятнее и привычнее для них. О деньгах.
Первый заместитель руководителя Федеральной Таможенной Службы Руслан Давыдов в интервью «Ведомостям» на всю страну заявляет, что в рамках интернет-торговли «все должно облагаться платежом». Как это по нашему! Есть популярная опция – значит, надо на ней заработать.
Пошлину ввести легко. Работу наладить сложно. Для получения объективной отчетности нужны отработанные каналы, а программные решения у всех сторон перевозки груза должны хорошо сочетаться. Вся процедура нуждается в грамотном регулировании путем издания подробных регламентов, каждый пункт которых проработан, опробован и доказал свою работоспособность.
Но эта работа требует времени и профессиональных решений. С введением новой подати попроще будет. Как и с еще одной новацией, о которой господин Давыдов проговорился в том же интервью. Таможня мечтает о создании института операторов интернет-торговли. То есть, между покупателем и продавцом, по мысли фискала-надзорника, должен появиться посредник. Оплатит его «ничегоне деление» (ах, простите, надзор и контроль), естественно, покупатель, то есть мы с вами. Впрочем, разве мы за последние годы не привыкли именно к такой схеме «частно-государственного партнерства», приводящей к одному - повышению тарифов под благостные уверения совсем о другом? Очередной риторический вопрос.
Поэтому если через какое-то время мы услышим о создании нового акционерного общества с участием очень уважаемых тендерными комиссиями людей, которому от государства будет предоставлено уникальное право взимать с граждан плату за оформление интернет-посылок, вспомните эту историю. Вспомните, кто придумал способ, как превратить работу чуть ли не в каторгу, а доставку - в бесконечное ожидание со всегда неизвестным результатом. Вам надоело ждать, а им – стоять и смотреть, как ваши деньги получают другие.