Версия // Общество // Фастфуд хотят приравнять к сигаретам и алкоголю

Фастфуд хотят приравнять к сигаретам и алкоголю

3100

Налог на вредность

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Роспотребнадзор всерьёз взялся за «Макдоналдсы». Символично закрыт самый первый ресторан сети на Пушкинской. Впрочем, вскоре зарубежный фастфуд могут ждать ещё большие неприятности – законодатели предложили ввести в России повышенные налоговые сборы для предприятий быстрого питания, или, попросту говоря, налог на «вредную еду». Более того, в перспективе производители газировки, сладостей и всевозможных бургеров рискуют быть приравнены к производителям сигарет и алкоголя.

«Я много езжу по стране, и практически во всех регионах всплывает проблема переизбытка фастфуда. Бабушки жалуются, что внуки променяли их паровые котлетки и пюре на чизбургеры и картофель фри. Медицинские исследования также доказали негативное влияние чрезмерного потребления фастфуда на здоровье населения. До 50% всех заболеваний россиян связаны с плохим питанием. Результат – гастрит, пищевая аллергия, панкреатит и ещё целый будет недугов. В зоне особого риска дети и подростки», – пояснил автор законопроекта депутат Игорь Зотов. В предложенном им документе предлагается повысить ставку налога на прибыль для иностранных организаций, работающих в сфере быстрого питания, с нынешних 20% до 23.

Почему зарубежный фастфуд оказался вреднее отечественной шаурмы, автор законопроекта объясняет сугубо политическими причинами. «Не могу не отметить и политический подтекст данной инициативы. Это своеобразная ответная санкция в адрес США и некоторых стран Европы. Среди крупнейших американских сетей быстрого питания есть компании, которые активно финансируют крупнейшие политические партии США», – пояснил депутат.

Между тем, если отвлечься от нынешней политической ситуации, можно заметить, что наступление на фастфуд и производителей «вредной еды» за рубежом уже вовсю набирает обороты. Декларируемые причины введения запретов – забота о здоровье населения. Хотя так ли это на самом деле, ещё большой вопрос.

Чизбургер – ничто, имидж – всё

Стоит или не стоит бороться с фастфудом – вопрос, однозначный ответ на который сегодня не получен в экспертном сообществе (подробно о качестве еды в «Макдоналдсе» «Наша Версия» писала в №29 за этот год). Однако все аналитики сходятся в одном: одними налоговыми ужесточениями оздоровления населения не добиться. «Если ограничиться только повышенным налогом, предприятия фастфуда будут закупать ещё более дешёвые, а значит, ещё более вредные продукты», – отмечает глава Ассоциации производителей и поставщиков качественных и безопасных продуктов питания Елена Нагорная. По её словам, необходимо законодательно определить допустимый состав используемых ингредиентов: в частности, характеристики продуктов не должны способствовать перееданию, ожирению и приносить вред организму.

«Бессмысленно бороться с котлетой, если мы живём в мире с искажёнными социальными стандартами. Сами по себе котлета, булочка и листик салата не наносят никакого вреда. Яда в никаком фастфуде нет. Однако в современном обществе есть некие образы, создаваемые в том числе и рекламой. Так, в своё время именно реклама создала целый тип молодёжного пивного алкоголизма. И я рад, что её запретили. Так что плоха не булка или фастфуд, но создаваемый образ потребления», – рассуждает руководитель консалтинговой практики компании Reland Group Николай Григорьев. По его словам, единственным итогом фискальных методов борьбы с «вредной едой» может быть лишь некоторое наполнение бюджета.

По теме

При этом совсем не очевидно, что это наполнение произойдёт непременно за счёт именно зарубежных корпораций. «Мне не нравится эта идея, мы обещали бизнесу, что поднимать налог не будем. В данном случае всё равно – российская или не российская компания. Сейчас непонятно, какая компания, когда давно всё продали российским инвесторам. Есть просто название, получают франшизу – и больше ничего», – напоминает вице-спикер Совета Федерации, член Комитета Госдумы по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин.

Между тем, по мнению некоторых экспертов, даже нынешнюю политическую ситуацию и чисто политические запреты вполне можно обратить на пользу российскому рынку. «Я вообще обязала бы их (предприятия фастфуда. – Ред.) поднимать отечественное сельское хозяйство, обязав покупать российские продукты в качестве сырья, – предлагает Елена Нагорная. – Тогда наши производители и поставщики будут иметь определённый объём продаж, что поможет им встать на ноги. Сейчас многие охают, а ведь ситуация уникальная: отечественные производители стали хозяевами рынка. И бизнесу и государству надо использовать эту ситуацию».

Всем миром против сахара

Интересно заметить, что во всём мире нападки на фастфуд и производителей «вредной еды» давно уже стали тенденцией. Больше других в этом направлении преуспела Мексика, власти которой в настоящее время готовы даже ввести частичные ограничения на телерекламу высококалорийной пищи и газировки. И это при том, что в стране с прошлого года уже действуют повышенные налоговые ставки на газировку. Кроме того, с будущего года все производители в Мексике будут обязаны отдельно маркировать содержание сахара и жиров на всех пищевых продуктах и напитках.

, прежде всего мороженого, пользующегося большой популярностью у тамошних потребителей. С инициативой введения дополнительного налога на сладкую газировку выступилии в Великобритании.

Примечательно, что общемировая кампания по борьбе с «вредными продуктами» поддерживается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), традиционно находящейся в контакте с крупными фармпроизводителями. Так, ещё в 2010 году ВОЗ представила доклад, в котором была сделана попытка сопоставить данные о потреблении сахаросодержащих прохладительных напитков (в первую очередь газировки) с данными о заболеваниях диабетом, проблемами с сердечно-сосудистой системой, некоторыми видами рака, сравнив всё это в конечном итоге с данными об уровнях смертности от этих болезней в разных странах. В докладе в числе прочего содержался вывод о том, что в 2010 году 132 тыс. случаев смертей от диабета, 44 тыс. – от сердечно-сосудистых заболеваний и 6 тыс. – от рака были связаны с чрезмерным употреблением сладких напитков.

Правда, Американская ассоциация производителей безалкогольных напитков указала тогда на научную несостоятельность исследования. «Ввиду того, что этот доклад не был опубликован в рецензируемом научном журнале, как это делается обычно, применённая авторами методология не поддаётся проверке», – говорилось в заявлении ассоциации.

Бизнес на здоровье

В 50-е годы прошлого века в США столь же активно начиналась борьба с производителями сигарет. Тогда часть экспертного и научного сообщества с жаром доказывала вред курения. И доказала. Только вот очевидными выгодоприобретателями от доказанности этого вреда стали вовсе не потребители, о чьём здоровье вроде бы беспокоились борцы с вредной привычкой, а крупные фармацевтические компании, заинтересованные в продаже антиникотиновых препаратов. Примечательно, что, по данным открытых источников, только в США фарминдустрия на лоббизм своих интересов тратит по 150 млн долларов в год.

Борьба с «вредной едой» в этом смысле сулит ещё большие прибыли. Ведь производителей продуктов не так-то просто будет заставить признать свою продукцию вредной. «Ну давайте тогда майонез тоже отменим, сметану жирную отменим. Попробуйте есть каждый день по литру жирной сметаны – и вы умрёте раньше, чем от чизбургеров. Конечно, если ваш ребёнок каждый день выпивает двухлитровую бутылку газировки, в которой содержится пачка сахара, ждите у него диабет 2-го типа. Если же ребёнок получает пол-литра воды на день рождения, то с ним ничего не будет», – замечает Николай Григорьев.

Однако кампанию по борьбе с «вредной едой», похоже, уже не остановить. Ещё в 2013 году, то есть до начала «санкционных войн», наш Роспотребнадзор представил доклад, в котором говорилось, что в 34 российских регионах количество страдающих ожирением превышает средний уровень по стране. А у 95% россиян отмечается чрезмерное потребление жирных блюд.

Правда, борцы с «вредной едой» почему-то забывают связать все эти данные с уровнем жизни в стране и с уровнем доступности полезных, экологически чистых продуктов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.08.2014 15:39
Комментарии 0
Наверх