Версия // Украина // Дизельное топливо с «Лукойл Нефтохим Бургас» в критические моменты спасало ВСУ

Дизельное топливо с «Лукойл Нефтохим Бургас» в критические моменты спасало ВСУ

6149

Нефтяное пятно на репутации

Дизельное топливо с «Лукойл Нефтохим Бургас» в критические моменты спасало ВСУ
(фото: flickr.com/Фотобанк Moscow-Live)
В разделе

О том, что продукция, производимая на нефтеперерабатывающем заводе Лукойла в Болгарии может затем поставляться украинским вооружённым силам, мы писали ещё в декабре прошлого года. И вот – история получила продолжение. «Болгария стала одним из крупнейших экспортёров дизеля на Украину и периодически покрывала до 40% потребностей этой страны в этом виде топлива», — сообщила немецкая газета Die Welt.

Бывший министр финансов Болгарии Асен Василев похвалился германскому изданию что его страна в некоторые моменты обеспечивала до 40% поставок дизельного топлива, на котором работает почти вся тяжёлая и гусеничная техника, на Украину. Якобы, тем самым болгары «спасли» её от разгрома. В Киеве, в ответ на запрос немецких журналистов, пришло подтверждение, что «в критические моменты украинские войска получали дизель из Болгарии».

Надо заметить, что «помощь украинским братьям» со стороны болгарских «братушек» выглядит довольно сомнительно: без этих поставок спецоперация уже, может быть, закончилась бы или была близка к завершению, а это значит, что были бы сохранены сотни и тысячи солдатских жизней.

Чей завод и чья нефть

Теперь давайте попробуем разобраться, каким образом Болгария, не имеющая сколько-нибудь значимых нефтяных месторождений, ухитрилась в буквальном смысле этого слова «залить» дизельным топливом Украину?

70% горюче-смазочных материалов Болгарии производится на нефтеперерабатывающем заводе «Лукойл Нефтохим Бургас». По некоторым данным завод перешёл под оперативный контроль болгарского правительства году. А до этого, то есть, весь 2022 год его контролировала российская компания. Отдавало ли себе отчёт руководство «Лукойла» в том, куда направляется дизельное топливо, производимое на его болгарской «дочке»?

То, что основные поставки топлива на Украину для обеспечения ВСУ фактически осуществляла российская компания «Лукойл», подтвердил и генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский во время телешоу «60 минут» 9 января 2023 года:

— Что это означает? А то, что единственный в Болгарии нефтеперерабатывающий завод «Лукойл» в Бургасе производит и поставляет дизтопливо и бензин на Украину, в том числе ВСУ. Причём вся изюминка кроется в том, что НПЗ «Лукойл Бургас» перерабатывает нефть, поставляемую танкерами из России.

За 2022 год нефтеперерабатывающий завод на побережье Черного моря произвел почти вдвое больше топлива, чем годом ранее. Но на болгарский рынок пришлось всего около 50% продукции. Остальная часть была направлена в Незалежную, в чем немецкому изданию признались украинские чиновники. По словам экс-министра финансов, автоцистерны регулярно отправлялись на Украину через Румынию, топливо также поступало по железнодорожному маршруту. И местные источники подтверждают, что локомотивы идут в сторону Украины до сих пор.

В компании «Лукойл» попытались откреститься от этой истории, был распространён пресс-релиз, в котором сообщалось следующее:

По теме

— «Лукойл» не имеет и не имел контрактов на поставки топлива на Украину с НПЗ в Болгарии, власти Болгарии не обращались с просьбами о поставках на Украину, продукция НПЗ компании в Бургасе продается оптом и в розницу на внутреннем рынке только болгарским покупателям, «Лукойл» ведёт диалог с госорганами Болгарии только по вопросам, связанным с регулированием бизнеса, политические темы не обсуждались.

В народе это называется «заправлять арапа»; дескать, мы продавали нефтепродукты болгарам, а куда они их девали, «знать не знаем, ведать не ведаем». Но тут есть один важный нюанс – завод кроме «лукойловской» нефти в значимых объёмах другую не использует. Болгария изначально, при введении санкций, сохранила возможность заводу работать только на внутренний рынок и Украину. Выходит поставки лукойловской нефти и работу НПЗ уже тогда сохраняли под снабжение ВСУ.

Бизнес или всё же что-то личное?

А вот матерям российских солдат, наверное, интересно было бы узнать, чьим топливом заправляются украинские танки, с которыми сражаются их сыновья. Жители ДНР и ЛНР, думается, должны быть в курсе, откуда берётся солярка для американских установок HIMARS, которые бомбят их жилые кварталы…

Тут, как говорится, не проверишь. Кто-то скажет – «бизнес и ничего личного»: нефть – фракция текучая, и где она окажется после того, как была продана оптовому покупателю, уследить невозможно. Но сделать всё возможное для того, чтобы продукция, произведённая из нефти, добытой на территории Российской Федерации, не оказалась в топливном баке танка или самоходной ракетной установки, которые будут стрелять по гражданам твоей страны, российский бизнесмен обязан.

Интересна на этот счёт позиция Евросоюза, обложившего, как известно Россию санкциями со всех сторон. Так, премьер технического правительства Болгарии Гылыб Донев заявил СМИ, что НПЗ сможет продолжить работу в полном объеме. По его словам, в Еврокомиссии «в порядке исключения» Болгарии было предоставлено право использовать российскую нефть до 2024 года в порядке исключения — для внутренних нужд страны…». Стоит подчеркнуть, что когда были введены санкции, «исключение» сделали именно для «Лукойла» и его болгарского актива. А ГСМ для «внутренних нужд» Болгарии – не более чем лукавство, ведь по данным Национального статистического института (НСИ) Болгарии, которые находятся в открытом доступе, в августе Украина неожиданно вошла в тройку торговых партнёров по болгарскому экспорту за пределами ЕС, вытеснив даже США. В годовом исчислении экспорт в страну вырос более чем на 130% и достиг почти 1,2 миллиардов левов (600 млн. евро). В прошлом году Украина занимала лишь восьмое место среди стран за пределами ЕС, где реализуются товары болгарского производства. При этом, увеличение экспорта происходит именно за счет топлива: на разные виды нефтепродуктов приходится почти три четверти экспорта на Украину за первые восемь месяцев 2022 года.

Ответственность перед самим собой

Валерий Андрианов, доцент финансового университета при Правительстве РФ, в этой связи вспомнил роман Джозефа Хеллера «Уловка-22». Один из его героев, Милоу Миндербиндер говорил, перефразируя Генри Форда: «Что хорошо для моей фирмы, то хорошо и для Родины». Нюанс лишь в том, что этот персонаж, ответственный за снабжение американской армии, через созданную им фирму лихо продавал продовольствие и оружие фашистам. А затем взял подряд на бомбежку американского аэродрома. При этом он искренне возмущался: а что здесь такого, бизнес есть бизнес и не все ли равно, кто разбомбит взлетную полосу».

«Предположим, что ЛУКОЙЛ действительно вынудили (или пытались вынудить) подписывать условия соглашения с Западом кровью российских солдат, — пишет Андрианов, — но, увы, в данном случае вполне закономерно, что объектом такой «провокации» стала именно эта компания. Изначально одной из ее стратегических целей был максимальный вывод своих активов за рубеж – ради диверсификации бизнеса и… снижения политических рисков.

Однажды великая актриса Фаина Раневская произнесла замечательную Фразу: «Деньги закончатся, позор – останется». Мысль возникает только одна: тот факт, что именно ДТ «Лукойла» помешало российским войскам быстро и без больших потерь завершить СВО, усадив украинские власти и их заокеанских хозяев за стол переговоров, останется на репутации компании пятном, которое невозможно смыть. Как и кто после этого будет заправлять свои автомобили на лукойловских заправках? Не исключено, что в скором времени на лобовых стёклах российских автомобилей появятся наклейки «Я не заправляюсь на «Лукойле». Может действительно, российским автомобилистам, которым дороги жизни наших парней, выполняющих солдатский долг в зоне СВО, стоит проголосовать рублём?!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.01.2023 11:11
Комментарии 1
Наверх