События на рынке пассажирских авиауслуг развиваются стремительно, один процесс сменяет другой, но корень всех проблем в отрасли остается неисследованным, и пассажиры продолжают жаловаться на авиаперевозчиков. Специалисты и сами пассажиры единодушно указывают на отсутствие необходимой информации об авиауслугах либо неспособность авиакомпаний объективно информировать о них.
По административным делам о тарифах на авиабилеты в Крым, возбужденным в марте Роспотребнадзором против «Аэрофлота», достигнута «неформальная мировая». Об этом общероссийской газете независимых журналистских расследований «Наша версия» рассказал Егор Кулаков, пресс-секретарь общественного движения «Молодые юристы России», которое инициировало возбуждение дел.
«Мировая абсолютно неформальная, но мы получили комментарий от авиакомпании, который нас полностью устраивает», - заявил Кулаков. Он отметил, что «Аэрофлот» «откровенно законодательство не нарушал», и молодые юристы «претензий к «Аэрофлоту» не имеют». Пресс-секретарь сообщил, что судебное заседание по административным делам против «Аэрофлота» было перенесено с апреля на май, и дела будут рассмотрены после праздников.
Ранее молодые юристы распространили сообщение, в котором говорилось, что «Аэрофлот» продавал билеты тарифа «Бюджет-Эконом» в Крым под видом билетов тарифа «Премиум-Эконом». Другими словами, флагман воздушного флота России продавал дорогие билеты на "плохие" места. При этом пассажиры были лишены возможности отказаться от перевозки и сдать билеты, так как в случае билетов класса «Премиум-Эконом» данная процедура не предусмотрена.
Молодежное общественное движение отреагировало на три жалобы граждан, полученные по форме обратной связи на своем сайте, и направило самолетом «Аэрофлота» в Крым своего представителя, который подтвердил нарушение. «Любой гражданин, пользователь авиауслуг, может понять, что есть один класс, а есть другой», - заявил в беседе с нашим корреспондентом Кулаков. Молодые юристы сетовали, в частности, на то, что авиаперевозчик ввел в заблуждение пассажиров, не предоставив полной информации об услуге на сайте компании.
Нарекания к российским авиакомпаниям и судебные процессы – не редкость, но в этом случае «Аэрофлоту», похоже, удастся уладить дело с пассажирами. Звучат претензии и к единственной в России низкобюджетной авиакомпании «Победа», дочке «Аэрофлота».
«Билеты не настолько дешевле, чтобы терпеть такие неудобства, плюс ко всему я переплатил 6500 рублей», - пишет пользователь сайта Airlines Inform в отзывах об авиакомпании «Победа». Он заплатил за свой багаж больше, чем за авиабилет. Билет из Уфы в Москву обошелся ему в 2500 рублей, перевес багажа лишь на 4 кг – в 2000 рублей, плюс пришлось заплатить еще 2000 за рюкзак.
Другой пассажир авиакомпании «Победа» пишет, что его непредвиденные расходы составили 10 000 рублей. Именно такую сумму пришлось заплатить за багаж в 20 кг (с собой разрешается брать бесплатно только 10 кг).
«Мнимая экономия денежных средств, куча сборов, платный звонок в компанию - это вообще что-то с чем-то, - жалуются пассажиры в отзывах об авиакомпании «Победа». - 65 рублей минута разговора с НДС, такое ощущение, что позвонил за границу, операторы тянут время, переспрашивая каждую букву хотя им четко и внятно произносил все слова при заказе билета, в итоге заказ билета обошелся: бронь 400 рублей, плюс списано за разговор со счета 700 рублей».
«Не разъяснили, что с собой в салон нельзя брать даже пакет с вещами, можно только, как мне сказали потом, маленькую сумку, но какой размер у них считается маленьким по габаритам мне так и не смогли пояснить», - рассказывает еще один оставшийся недовольный сервисом дочки «Аэрофлота» клиент.
«Перед полетом я несколько раз прочитала правила перевозки багажа, нигде не сказано, что у каждого члена семьи должен быть свой личный чемодан с 10 кг. Полный беспредел! Хамское отношение и уверенность в своей безнаказанности! Никогда не полетим "Бедой" и никому не посоветуем! Это не Лоу-кост, а лох-развод!!!» - резюмирует пассажирка.
Из России улетают зарубежные авиакомпании - к выгоде «Аэрофлота»
Если ранее крупнейшие аэропорты страны направляли миллионы долларов на модернизацию, обустраивая новые терминалы и взлетно-посадочные полосы, то теперь все выглядит намного скромнее. По мнению президента Американской торговой палаты в России Алексиса Родзянко, который следит за состоянием российской экономики в течение многих лет, мы наблюдаем сейчас самый существенный спад "из тех, которые мне довелось видеть ранее". Нынешний экономический кризис выглядит намного серьезнее, чем кризис 1998 года. И хотя международные авиалинии по-прежнему работают, число самолетов, которые их обслуживают, сократилось, - отмечает Родзянко.
Слова президента АТП в России подтверждаются фактами. В частности, компания Delta Air Lines Inc., которая занимается воздушными перевозками между США и Россией, уже сделала заявление о том, что полеты из Нью-Йорка в Москву переносятся на зиму. И это - впервые с периода "холодной войны", то есть почти за 30 лет. Число рейсов по международным направлениям, запланированных на весну и лето, также сокращено. Представители компании связывают это со снижением цен на нефть.
Вдвое сократила число летних перелетов и компания EasyJet PLC, полеты, назначенные на 26 января и далее также сокращаются. Причина - в недостаточно высоком спросе. Реже стали летать в Москву и самолеты Qatar Airways и Etihad Airways, их примеру следует Air India Ltd., которая сокращает число авиаперелетов Москва-Дели до 2 раз в неделю. А компания Cathay Pacific Airways Ltd. - вовсе заявила о прекращении полетов в столицу Российской Федерации с июня.
Такое положение не только в столичных аэропортах: сразу три авиакомпании, Austrian Airlines, Deutsche Lufthansa AG, CSA Czech Airlines уменьшили число перелетов в регионы. Оптимисты и в этом умудряются находить позитив, в самом деле: конкуренты уходят, значит, преимущество - на стороне российских аэрокомпаний. И из этой ситуации флагман отечественных авиаперевозок - «Аэрофлот», также сумел извлечь выгоду: авиаперевозчик уже подсчитал, что в первом квартале 2015 года число пассажиров на международных рейсах компании выросло более чем на 7%.