Версия // Общество // Чёрные списки авиадебоширов авиакомпании будут составлять по своей воле

Чёрные списки авиадебоширов авиакомпании будут составлять по своей воле

2109

Небесный суд

2
В разделе

Соответствующий законопроект в первом чтении на днях был принят в Госдуме. Правда, решению проблемы данное нововведение едва ли поможет. К тому же если законопроект будет принят окончательно, он создаст почву для многочисленных нарушений прав граждан.

Документ в его нынешнем виде предполагает создание «единого реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена». В эти списки попадут пассажиры, нарушившие правила поведения на борту, а также создавшие угрозу безопасности полёта и жизни и здоровью других пассажиров. При этом основанием для включения буйного пассажира в чёрный список будет лишь постановление о назначении административного наказания. Никакого судебного решения для ограничения прав граждан законопроект не предусматривает – фактически формирование списков будет отдано на откуп авиакомпаниям, где стюардесса сама станет определять, просто ли вы возмущаетесь качеством её работы или тем самым устраиваете дебош. В последнем случае вы не сможете купить билет на самолёт в течение трёх лет.

Публиковаться списки будут на сайте Росавиации и станут обязательным руководством для всех авиакомпаний на всех направлениях – как на внутрироссийских, так и на зарубежных.

Сегодня у российских авиаторов, по сути, нет никаких законодательных рычагов воздействия на авиадебоширов. И эта проблема действительно требовала решения. Так, только в прошлом году, по данным МВД, к административной ответственности за авиадебош привлекли более тысячи человек. А к уголовной – более 100. При этом ныне действующие законодательные нормы в отношении авиадебоширов очень размыты. Применить крупные штрафы к ним авиакомпании не могут, чётких инструкций, прописанных в законе, по действиям экипажа в случае потасовки на борту нет. Как отмечают юристы, даже снятие с рейса дебошира далеко не всегда может соответствовать Воздушному кодексу.

Полиция тоже не спешит помочь авиакомпаниям. По словам экспертов, российские правоохранители очень неохотно открывают подобные дела. А в подавляющем большинстве случаев авиадебоширы не преследуются вовсе.

Например, в США проблема с авиадебоширами решена именно через правоохранительные органы. Любителей пошалить на борту в аэропорту уже встречает полиция. По итогам разбирательства нарушителю может быть выписан штраф до 20 тыс. долларов или же он и вовсе может отправиться в тюрьму на пять лет.

Российский же законопроект драконовских санкций не предусматривает: штраф увеличен лишь до 40 тыс. руб­лей. Сумма хотя и значительная, но вполне подъёмная. Но главное – авиакомпании наделяются, по сути, полицейскими функциями. «Нельзя позволять авиакомпаниям или кому бы то ни было лишать граждан их прав без решения суда. Это очень опасный путь. Командир экипажа напишет докладную записку, и человека включат в реестр без всяких разбирательств. Мы выступаем за то, чтобы это было возможно только по решению суда», – говорит председатель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков.

Алексей СИНИЦКИЙ, главный редактор «Авиатранспортного обозрения»:

– Дебоширов надо наказывать, я не спорю. Но это вопрос, у которого нет простых решений. Я не уверен, что надо делать списки. Мне кажется, что особо большой пользы от них не будет. Если пассажир напился и ему море по колено, то разговоры о том, что он попадёт в чёрный список, его едва ли будут волновать.

При этом, насколько я себе представляю, среди авиадебоширов рецидивистов как-то не наблюдается. Не только в России, но и вообще везде. Поэтому не стоит непременно ожидать повторения дебоша от одного и того же человека. Тот, кто уже один раз попался, как правило, не повторяет свои «подвиги».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.10.2017 07:51
Комментарии 1
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх