Версия // Общество // Чудо придумали в церкви, чтобы скрыть гомоскандал?

Чудо придумали в церкви, чтобы скрыть гомоскандал?

10692

Зоино нестояние

В разделе

Истории о том, как в середине 50-х годов юная комсомолка пустилась в пляс с иконой, отчего внезапно окаменела и простояла столбом несколько месяцев, посвящено немало книг, по её мотивам был снят художественный фильм, а в Самаре в честь чуда даже установлен памятник. Однако при всей распространённости легенды практически ни одна из её деталей не имеет документального подтверждения, отчего уже не раз возникали подозрения: «стояние Зои» – не более чем выдумка.

Не так давно появилась версия: чудо пришлось придумать для того, чтобы отвлечь внимание верующих от позорного скандала, разразившегося внутри церкви.

Легенда гласит следующее: вечером 31 декабря 1955 года в городе Куйбышеве (так до 1991 года именовалась Самара) в доме № 84 по улице Чкалова, принадлежавшем продавщице из пивного ларька Клавдии Болонкиной, весёлая компания молодёжи собралась встречать Новый год. В числе прочих была работница местного трубного завода Зоя Карнаухова. Незадолго до того она познакомилась с неким Николаем, который также был приглашён на вечеринку, но по какой-то причине не пришёл, отчего Зоя осталась без пары. Сидеть в одиночестве, пока другие вовсю танцевали, девушке было скучно. Тогда Зоя подошла к стене, на которой висели иконы, сняла образ Николая Чудотворца и воскликнула: «Если мой Николай не пришёл, буду танцевать с этим!» Когда же подруги попытались отговорить её, кощунница дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть меня накажет», после чего закружилась с иконой.

«На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор», – описывает дальнейшее портал «Православие.ру». – Её не могли сдвинуть с места, ноги её как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце её билось. С того времени она не могла ни пить ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести её в чувство».

Прознав о случившемся, посмотреть на окаменевшую девушку пришли тысячи людей. Однако партийное начальство приказало милиции никого не пускать в дом и говорить, что ничего не произошло. Пропустили только священников. Отслужив молебен, иеромонах Серафим смог вытащить из рук Зои икону, после чего сказал, что надо ждать Пасхи.

«Зоя простояла четыре месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать.

Всё случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещёные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих)», – свидетельствует «Православие.ру».

«Неумно поступили руководители милицейских органов»

Сомнения в том, что «стояние Зои» на самом деле имело место, возникли не без причины. Казалось бы, прошло всего 60 лет – ещё должны оставаться в живых очевидцы. Однако нет не только родственников Зои или её друзей – в архивах не имеется документальных свидетельств даже о существовании её самой, что выглядит весьма удивительно, учитывая тотальную советскую бюрократию. Ведь если она работала на заводе, то обязаны были сохраниться её личное дело, паспорт и документы об образовании. Наконец, непонятно, куда исчезла сама героиня после того, как ожила. Одни источники уверяют, что спустя три дня она умерла, другие – что до конца дней пробыла взаперти в психбольнице. В общем, никаких зацепок.

По теме

Путаницы добавляют пересказы легенды, встречающиеся в церковных изданиях: по одной версии, Зоя стояла почти четыре месяца, по другой – две недели. Вызывает вопросы и личность иеромонаха Серафима. Одни источники утверждают, что икону из рук «каменной девушки» принял ныне глубоко почитаемый верующими иерей Серафим (Тяпочкин). Однако в то время он всего лишь год как вернулся из ссылки, жил в Запорожской области и вряд ли мог оказаться в Куйбышеве. К тому же кто бы допустил вчерашнего ссыльного к охраняемому месту. Потому в других источниках можно встретить упоминание, что на самом деле речь идёт о местном священнике Серафиме Полозе, служившем в городском храме.

Единственное свидетельство о том, что на улице Чкалова действительно что-то произошло, на котором, собственно, и базируется легенда, – стенограмма 13-й областной партконференции, сохранившая слова первого секретаря Куйбышевского обкома Михаила Ефремова: «В городе широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской. Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо – позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ, потому что неумно поступили руководители милицейских органов. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живёт там старуха. Бюро обкома порекомендовало рассмотреть этот вопрос и виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС «Волжская коммуна») дать разъясняющий материал в виде фельетона».

То, что именно так в реальности всё и происходило, уже в наше время выяснил самарский журналист Валерий Ерофеев, разыскавший тех, кто в середине 60-х жил по соседству с домом Болонкиной. Все они подтвердили: никакой Зои не существовало, а сама Болонкина никогда не устраивала в своём маленьком доме никаких вечеринок для молодёжи – не тот у неё был возраст. Весть же о чуде пустили две старушки, которые пришли с просьбой показать им «наказанную грешницу», на что хозяйка погнала их со двора. Старухи ушли, а на следующий день улицу заполонила обезумевшая толпа желающих посмотреть на «каменную девку».

Итак, источник слуха был найден. Но кто и зачем его пустил?

«…стали заниматься взаимным щекотанием»

Свою версию на этот счёт недавно выдвинул историк Ульрике Хун, изучавший куйбышевский феномен массового психоза и обративший внимание на прозвучавшее в этой истории имя Серафима Полоза. Дело в том, что как раз в декабре 1955 года в Куйбышеве произошёл скандал. У местной жительницы имелся 17-летний сын Володя, проявлявший большой интерес к вере и в связи с этим собиравшийся поступать в семинарию. С просьбой подготовить сына к поступлению мать обратилась к настоятелю Петропавловского храма иеромонаху Серафиму (Полозу). Однако после нескольких встреч с ним юноша «впал в уныние». Встревоженная мать насела на сына с расспросами и тот признался…

«…Отец Серафим с Володей после соответствующих соблазнительных разговоров о женщинах стали заниматься взаимным щекотанием, что привело к обоюдной малакии, – приводит дьякон Андрей Кураев* архивный Журнал заседания Священного Синода от 7 февраля 1956 года, на котором разбирался скандальный инцидент. – На замечание Володи, что «это же грех», Серафим ответил: «Ну что ж, ничего… все люди грешные». Мать заявила, что она этого дела не оставит и потребует удаления из Куйбышева Серафима».

Если верить приведённому Кураевым документу, то окажется, что инцидент сперва пытались замять. Так, отец Серафим пытался передать матери юноши 100 рублей. Спустить дело на тормозах пытался и епископ Иероним, однако оставить в тайне гомосексуальный скандал не удалось – женщина обратилась в милицию, и в отношении Серафима Полоза было возбуждено уголовное дело за насильственное мужеложство. Отсюда и родилось предположение – слух о чуде мог быть пущен специально, чтобы нивелировать волнения, которые неизбежно возникли бы в городе после того, как стало известно о «щекотаниях» иеромонаха. Так и вышло – гомоскандал отошёл на второй план, а суд над отцом Серафимом позволил представить его как невинно пострадавшего от рук советских властей за непосредственное участие в чудесном происшествии.

Тем временем

Сенсационное заявление на днях сделал бывший спикер патриархии Всеволод Чаплин. «В церковной среде есть практикующие гомосексуалисты, – признался он в интервью «Собеседнику». – Конечно, они ведут себя закрыто, доказать факты их гомосексуальной связи бывает очень сложно. Но эти люди пытаются создавать своего рода мафии, группы по интересам, которые прикрывают, поддерживают своих. Это усугубляет кризис соборности, когда многие решения принимаются не Церковным советом, а в рамках узких групп со своими определёнными симпатиями и антипатиями. Это, увы, создаёт множество нарывов в церковном теле».

*
Андрей Кураев внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.07.2016 08:13
Комментарии 1
Наверх