Версия // Власть // Что еще можно сделать в отношении ядерной программы Северной Кореи

Что еще можно сделать в отношении ядерной программы Северной Кореи

5234

Не каждая проблема может быть решена

В разделе

Северная Корея создала ядерные боеголовки и работает над баллистическими ракетами, которые позволят доставлять их по всему миру. Многие правительства обсуждают, как предотвратить или замедлить дальнейшие успехи в работе ученых КНДР, и что следует делать, если такие усилия потерпят неудачу.

Это, очевидно, важные вопросы, но далеко не все. Важно также понять, как Северной Корее удается продвигать свои ядерные и ракетные программы, несмотря на огромное международное противодействие. Возможно, уже не удастся повлиять на политику Северной Кореи, но еще не поздно проанализировать ошибки.

Во-первых, рано или поздно правительство, обладающее фундаментальными научными ноу-хау и современным производственным потенциалом, и всерьез вознамерившееся разработать ряд рудиментарных ядерных вооружений, скорее всего, добьется успеха. Большая часть необходимой информации находится в широком доступе.

Во-вторых, помощь со стороны может быть затруднена и ограничена, но не перекрыта полностью. Черные рынки существуют, когда есть покупатели. Некоторые правительства будут содействовать таким рынкам, несмотря на обязательство не делать этого.

В-третьих, существуют ограничения, какие именно экономические санкции могут быть введены. Хотя санкции могут увеличить стоимость производства ядерного оружия, история свидетельствует о том, что правительства готовы переплачивать. Имеются также основания ждать того, что ограничения в конечном итоге будут сняты, поскольку другие правительства смирятся с ядерным статусом страны и решат сосредоточиться на других целях. Так произошло в случае с Индией.

В-четвертых, правительства не всегда готовы ставить соображения глобальной безопасности (в данном случае распространения ядерного оружия) выше того, что они называют своими непосредственными стратегическими интересами. Китай выступает против распространения ядерного оружия, но преданность этой идее не так сильна, как желание сохранить разделенным Корейский полуостров, и обеспечить сохранение КНДР буферным государством у своих границ. Это ограничивает любое экономическое давление, которое Китай готов направить против Северной Кореи, чтобы заставить ее отказаться от ядерной программы. Соединенные Штаты выступали против разработки Пакистаном ядерного оружия, но медлили в силу своего стремления в 1980-х годах оказать стране поддержку в борьбе с СССР в Афганистане.

В-пятых, спустя примерно три четверти века с момента первого и последнего использования, а также через четверть века после окончания холодной войны, ядерное оружие считается ценным. Этот расчет основан больше на обеспечении безопасности, чем на престиже.

Израиль, например, принял такое решение перед угрозой уничтожить еврейское государство со стороны арабских государств. Совсем недавно Украина, Ливия и Ирак отказались от своих программ ядерного оружия либо добровольно, либо под давлением. Северная Корея избежала такой судьбы, и третье поколение семьи Ким правит железной рукой.

В-шестых, договор о нераспространении - соглашение 1970 года, которое поддерживает глобальные усилия по предотвращению распространения ядерного оружия за пределами пяти стран (США, Россия, Китай, Соединенное Королевство и Франция), - не совсем адекватен. ДНЯО является добровольным соглашением. Страны не обязаны подписывать его, и они могут в любой момент передумать. Инспекции, предназначенные для подтверждения соблюдения ДНЯО, проводятся в основном на основе информации, предоставленной правительствами принимающих стран, которые, как известно, не раскрывают всех карт.

По теме

В-седьмых, дипломатические усилия, такие как недавний запрет на все ядерное оружие, организованный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, не будут иметь заметного эффекта. Подобные решения являются современным эквивалентом пакта Келлога-Бриана от 1928 года, который запретил войну.

В-восьмых, в международной системе безопасности имеется большой пробел. Существует четкая норма против распространения ядерного оружия, но нет консенсуса или договора, описывающего шаги, которые должны быть предприняты после того, как страна начинает разрабатывать или приобретает ядерное оружие. Юридически и дипломатически противоречивые варианты превентивных и упреждающих ударов лишь затрудняют их реализацию.

В-девятых, альтернативы для борьбы с распространением ядерного оружия со временем не развиваются. В начале 1990-х годов США рассматривали использование военной силы для пресечения северокорейской программы в зародыше, но эту идею отбросили, опасаясь развязать вторую корейскую войну. Этот аргумент остается актуальным, в то время как использование силы сегодня должно быть гораздо более масштабным с еще более неопределенными последствиями.

Наконец, нужно понимать - не каждая проблема может быть решена. Слишком рано, например, делать вывод о том, что Иран в один прекрасный день не вернется к разработке ядерного оружия. Соглашение 2015 года отсрочило этот риск, но отнюдь не устранило его. Остается понять, что можно сделать в отношении Северной Кореи.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.04.2018 17:25
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх