Версия // Конфликт // Чьи интересы стоят за кризисом на Казанском вертолётном заводе?

Чьи интересы стоят за кризисом на Казанском вертолётном заводе?

18827

Нелюбимое «дитя»

В разделе

В холдинг «Вертолёты России» входят два дочерних предприятия, выпускающих советский бестселлер – вертолёт Ми-8/17. Эта модель – основной экспортный потенциал холдинга. Выпускают вертолёты Ми-8/17 ПАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ) и АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ).

Когда КВЗ и У-УАЗ не были ещё дочерними предприятиями холдинга, то они очень серьёзно конкурировали на внешнем рынке. Хотя конкуренция эта в холдинге признаётся негативной, но по иронии судьбы именно благодаря противостоянию этих двух сборочных заводов и появился изначально АО «ОПК Оборонпром», а потом и нынешнее образование – АО «Вертолёты России» (ВР).

В далёких уже 90-х конкурентная борьба за внешний рынок между предприятиями шла, можно сказать, «на выживание». Так как внутренний заказ в то время стремился к нулю, то предприятия выживали исключительно за счёт экспортного потенциала. Руководители заводов того периода не могли или не хотели договариваться. Положение на рынке у КВЗ было более устойчивым, чем у У-УАЗ, но когда появился холдинг, ситуация со временем поменялась. И если сегодня У-УАЗ пребывает в относительно хорошем состоянии, то КВЗ находится в полном кризисе. И поэтому многие винят во всех бедах КВЗ именно АО «Вертолёты России», считая эту структуру механизмом лоббирования интересов У-УАЗ.

К таким мыслям трудящихся подталкивает то обстоятельство, что нынешний министр промышленности Денис Мантуров, являясь идеологом создания АО «ОПК Оборонпром» и АО «Вертолёты России», начинал свою карьеру «вертолётчика» именно на У-УАЗ.

Несговорчивые индусы

Как сообщает информационное агентство Inkazan.ru, проблемы у КВЗ связаны с тем, что головному управляющему холдингу никак не удаётся уговорить индусов подписать контракт на поставку вертолётов казанского производства. Издание утверждает:

«Разговоры о 50%-ной вероятности заключения индийского контракта на $1,1 миллиарда шли еще в начале 2016 года. Как отмечали опрошенные изданием эксперты, индийцам эти «вертушки» не очень-то и нужны - местный рынок ими насыщен. Казанские вертолеты должны были пойти «в нагрузку» к кораблям, самолетам и ЗРК С-400».

Но вопрос по С-400 похоже уже решен без вертолётов, хотя гендиректор холдинга Андрей Богинский продолжает утверждать, что всё ещё остаётся шанс подписать контракт на поставку вертолётов в Индию в этом году. При этом возникает впечатление, что Богинский косвенно пытается снять с себя ответственность за срыв сроков. По его словам, за подписание контракта отвечает АО «Рособоронэспорт» (РОЭ). То есть получается, что холдинг как бы и не при чём?

Однако, это не так, активно «заниматься» Индией холдинг «Вертолёты России» начал загодя до нынешних событий. Хотя деятельность холдинга касалась вопросов поддержки лётной годности – самой проблемной области в исполнении ВР, поскольку именно качественное решение вопросов эксплуатации побуждает заказчиков к расширению или смене парка воздушных средств.

Вероятно, с целью «освоения» индийского рынка, нынешний заместитель гендиректора холдинга Игорь Чечиков ранее объединил свои усилия с Федеральной Службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ). Получается, что при непосредственном участии заместителя директора федеральной службы Анатолия Пунчука, Чечиков, под предлогом вытеснения из Индии более 20 российских компаний, которые, якобы, оказывали услуги по послепродажному обслуживанию вертолётов марки «Ка» на самом деле составил конкуренцию «Рособоронэкспорту», от которого холдинг теперь и ожидает подписания поставочного контракта.

В своём обращении на имя Пунчука от 30.04.2014 года Чечиков просит поручать проработку обращений индийских компаний исключительно АО «ОПК «Оборонпром»/АО «Вертолёты России». Можно конечно сказать, что это касалось только вопросов поддержки лётной годности и послепродажного обслуживания, но есть мнение, что на практике это сказалось на общих позициях «Рособоронэкспорта» в Индии, для которого она, наряду с Китаем, является ключевой страной в вопросах военно-технического сотрудничества.

То же касается и вертолётов марки «Ми». В этот же день, Игорь Чечиков направляет Анатолию Пунчуку второе письмо, которое касается вопроса поддержки лётной годности вертолётов марки «Ми». Под видом проведения «единой централизованной политики в отношении организации послепродажного обслуживания вертолётной техники, эксплуатируемой в Минобороны Индии» и ссылаясь на «принятые решения по передаче функций по послепродажному обслуживанию продукции военного назначения, поставленной (поставляемой) инозаказчикам в рамках военно-технического сотрудничества» (здесь скорее всего имеется в виду передача функций от единого специализированного посредника в области ВТС, которым на тот момент являлся «Рособоронэкспорт»), Чечиков просит Пунчука «пролоббировать» АО «ОПК «Оборонпром»/АО «Вертолёты России» на государственном уровне (силами федеральной службы), и все поступающие заявки направлять исключительно в АО «ОПК «Оборонпром»/АО «Вертолёты России».

Как писало ранее наше издание, АО «ОПК «Оборонпром» приказал долго жить, а Игорь Чечиков, возможно, при поддержке федеральной службы, благополучно перебрался в АО «Вертолёты России».

Таким образом, «спихивать» вину за крайне затяжную историю с подписанием индийского контракта исключительно на «Рособоронэкспорт» было бы крайне несправедливо а «Вертолёты России» также ответственны за то, что можно назвать провалом на индийском рынке. Похоже, что пытаясь отжать объёмы продаж у РОЭ на рынке Индии по поставкам запчастей (понятно, что неуказанные мифические фирмы в количестве 20 штук никакой конкуренции «Рособоронэкспорту» составить не могли) «творческий союз» ВР и ФСВТС РФ потерпел глобальное поражение на этой территории.

Не исключено, что, судя по всему, имевшие место интересы Игоря Чечикова, при поддержке Анатолия Пунчука, в переброске части валютной выдержки от РОЭ к ВР сказались на общих вопросах военно-технического сотрудничества с Индией, что привело не только к оттяжке срока подписания вертолётного контракта, но и к осложнениям в других вопросах военно-технического сотрудничества в этой стране.

Вот и получается, что в текущей ситуации Казанский вертолётный завод стал заложником игр холдинга «Вертолёты России» и ФСВТС РФ по разведению финансовых потоков в «разные карманы».

Адресная поддержка

Но «Вертолёты России» не унывают. Вместо поддержки одного из крупнейших сборочных производств холдинга, руководство АО «Вертолёты России» приняло решение вкачать аж 300 млн. рублей в фонд «Сколково». И теперь «Вертолёты России» стали вторым ключевым инвестором «Сколково». Ну что ж, это престижно. Только вот за состояние переданных государством вертолётному холдингу заводов, похоже, и спросить-то не с кого…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.06.2018 13:53
Комментарии 0
Наверх