Российский телеканал «Звезда» смакует высказывание украинского депутата Ляшко: «Одно из ведущих предприятий в мире по выпуску авиационных двигателей для самолётов и вертолётов «Мотор Сич» сегодня оказалось в тяжёлом положении. Из-за агрессии Москвы оно потеряло российский рынок, куда шло 40% продукции».
Скорее всего такое снижение объёмов продаж соответствует действительности, но вот то, что информационный канал «Звезда» ссылается на мнение человека с крайне подмоченной репутацией, не делает ему чести, можно было бы найти более авторитетное мнение. Как известно, за политику в области военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами отвечает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ). Увы, в деле военно-технического сотрудничества (ВТС) эта служба, замкнувшая на себя всё и вся, что касается ВТС, сама активно занимается сомнительными делами.
Если дети в детском саду на новогоднюю ёлку обычно переодеваются в зайчиков, снежинок и тому подобное, то деятели из ФСВТС РФ любят наряжаться в военную форму, цепляя на свои плечи погоны с большими звёздами. К примеру, заместитель директора этой службы Анатолий Пунчук может надевать китель с погонами генерал-полковника, хотя до этого звания, он, похоже, не дослужился. Выпускник артиллерийского училища, сменивший гаубицу на военную коммерцию, скорее всего едва ли может похвастаться даже полковничьими погонами. Однако в должности заместителя директора федеральной службы ему, видимо, хочется выглядеть в переговорном процессе так, чтобы те, с кем его ведомство ведёт переговоры, воспринимали её сотрудников солидно. Ведь известно, что встречают по одёжке. Зато проводы по уму чиновников из ФСВТС РФ, вероятно, не интересуют. И действительно, если многих наших чиновников провожать «по уму», то их просто будут гнать пинками. Неудивительно, что они стараются ограничиться только «встречей».
Американское ОДКБ
В октябре 2016 года генеральный директор киргизского авиаремонтного предприятия Central Asian Aviation Services письмом за № CSF 71/16 обратился в «Ростех» с просьбой о проведении встречи представителей этого предприятия с АО «Рособоронэкспорт» и АО «Вертолёты России» для обсуждения вопросов о возможном партнёрстве. Но российская федеральная служба, ответственная за сотрудничество субъектов права в военно-технической сфере (несмотря на то, что в письме речь шла исключительно об обслуживании гражданских вертолётов типа Ми-8), допустить бесконтрольных сношений киргизского предприятия с заявленными российскими партнёрами, по всей видимости, не могла.
Неужели причиной этого стали какие-то меркантильные интересы? Ведь если сотрудничество будет отлажено без «всевидящего ока» ФСВТС РФ, то разве можно будет надеяться на конкретную благодарность?!
В американских политических кругах обсуждается возможность введения ограничений на приём иностранных студентов из университетов, связанных с палестинским движением ХАМАС.
Именно поэтому информацию, похоже, «слили» директору компании ООО «Инвестиционная группа С.А. и К.» Виктору Токаренко, имеющему хорошие контакты с сыном Анатолия Пунчука Алесем, который после «правильной» проработки вопроса, по-видимому, стал «активно двигать» интересы киргизского предприятия. При этом, для солидности что ли, в эту тему втянули американскую компанию ARMA Aviation, которая любезно предоставила компании Виктора Токаренко право представлять свои интересы в России на основании договора № 23/2014 от 01.11.2014 года.
Похоже, что компания Токаренко ранее представляла интересы американских компаний ARINC Aerospace и DynCorp international, являясь стабильным посредником между этими компаниями и Анатолием Пунчуком, на имя которого адресовались письма с непременной незастенчивой просьбой направлять ответы от ФСВТС РФ в адрес v.tokarenko. А сын Пунчука, Алесь Анатольевич, являясь юристом по работе с контрагентами компании Виктора Токаренко, мог регулярно получать ответы папы в адрес американских компаний, в том числе и конфиденциального характера.
Письмо американской компании ARMA Aviation, которое повторно было направлено в адрес гендиректора АО «Рособоронэкспорт» Александра Михеева, посредством сопроводительного письма Виктора Токаренко исх. № 52 от 21.03.2017, выражало интерес этой американкой компании к процессу сертификации киргизского предприятия Central Asian Aviation Services.
То есть стараниями Виктора Токаренко и его друзей из ФСВТС РФ переговоры с киргизами отныне должны вестись через американскую компанию ARMA Aviation? Возникает правомерный вопрос: чью политику проводит российская федеральная служба, если благодаря её стараниям отношения Киргизии и России в области ремонта вертолётов теперь будут регулироваться американцами?
Сервис российских вертолётов
Письмо компании ARMA Aviation от 17.03.2017 года, повторно переданное в адрес Александра Михеева 21 марта, адресовано не только ему. Среди получателей также значатся новоиспечённый директор ФСВТС РФ Дмитрий Шугаев и гендиректор АО «Вертолёты России» Андрей Богинский. И касается это письмо не только вопроса получения киргизским предприятием Central Asian Aviation Services сертификации, но и других более значимых вопросов.

В частности, американцев интересует политика правительства РФ относительно американских компаний, работающих напрямую с АО «Вертолёты России» (несмотря на то, что АО «Вертолёты России» находятся под американскими санкциями), а также возможные области сотрудничества относительно потенциальных требований Агентства по тыловому обеспечению НАТО (NSPA). То есть весь спектр вопросов, связанных с послепродажным обслуживанием вертолётов российского производства, находящихся за пределами нашей страны.
Андрей Богинский, назначенный гендиректором АО «Вертолёты России», неоднократно заявлял, что «наша задача на ближайшее время – сделать упор на разработку новых продуктов и повышение качества послепродажного обслуживания; в частности, необходимо создать такую систему сервисных услуг, которая будет соответствовать лучшим мировым практикам». Однако, судя по письму руководителя компании ARMA Aviation, российская сторона, как мне кажется, полностью расписывается в неумении создать собственную систему поддержки лётной годности вертолётов и может быть готова отдать эту область своим прямым конкурентам – американцам.
Переговоры такие скорее всего ведутся давно. В письме упоминается встреча президента компании ARMA Aviation с российскими «коллегами» в феврале 2017 года на выставке вооружений в Абу-Даби, где Александр Михеев дебютировал в качестве гендиректора АО «Рособоронэкспорт». Кстати, очевидцы говорят, что Александр Михеев там, по всей видимости, предпочитал для передвижения автомобили марки «Майбах», а геликоптер для него и его супруги (в целях экономии времени) могла предоставить компания его давнего партнёра и бывшего политработника Олега Федельского AAL Group Ltd.
Специфика коррупции
Хорошо известно, что американцы в качестве основных обвинений российской власти выдвигают обвинение в коррупции. Но коррупция не возникает на пустом месте. Обвиняя в ней российскую власть, надо немного оборачивать взгляд и на себя. Ведь всем известно, что основной источник денежных знаков – это Америка. Надо иногда и в зеркало смотреть, как говорит старая русская пословица…
Похоже, что в данном конкретном случае Анатолий Пунчук не мог бы выстраивать свои специфичные схемы без российско-американского интернационала в виде содружества компании ООО «Инвестиционная группа С.А. и К.» Виктора Токаренко, вероятно трудоустроившего в своё время Алеся Пунчука, и американской компании ARMA Aviation. Так что американский вклад в российские коррупционные схемы явно требует дополнительного осмысления.