// // Чем обернулась для Москвы массовая установка водомеров

Чем обернулась для Москвы массовая установка водомеров

1265

Поставьте нас на счётчик

2
В разделе

На минувшей неделе столичные власти порадовали хорошей новостью: традиционного повышения услуг ЖКХ с 1 января 2013 года не произойдёт. Однако потратиться нам всё равно придётся: те москвичи, которые несколько лет назад в массовом порядке устанавливали в своих квартирах индивидуальные счётчики воды, сегодня столкнулись с проблемой их проверки. Делать это необходимо самостоятельно, да и процедура выглядит далеко не самой простой, вызывая всё больше жалоб и нареканий. «Наша Версия» разбиралась в тонкостях, которые необходимо учитывать при проверке и установке водомеров, а также выяснила, чем обернулась для Москвы массовая установка счётчиков.

Как сообщил в четверг руководитель департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников, повышения тарифов ЖКХ с 1 января не будет. Правда, оно запланировано на 1 июля, хотя конкретных цифр чиновник пока не назвал. Так что платить за воду и свет ещё почти год мы будем по действующим тарифам. Но если с электричеством вопросов, как правило, ни у кого не возникает, то с тем, как оплачивать воду, многие москвичи ещё не определились. Между тем как раз до 1 июля следующего года жители мегаполиса должны будут в обязательном порядке установить индивидуальные счётчики воды. И несмотря на то что основная масса москвичей счётчики уже поставили, противников водомеров по-прежнему немало. Кто-то утверждает, что не хочет ради экономии отказываться от принятия ванн, другие делают упор на необходимости проверки счётчиков. Мол, процедура эта сложная и далеко не дешёвая. Мы решили разобраться, что же всё-таки выгоднее – платить за фактический расход или по средним показаниям. И так ли на самом деле страшна процедура проверки счётчиков, которой, кстати, вполне можно избежать?

Если вы за месяц потратили 100 литров воды, а ваш сосед – 500 литров, платить вы всё равно будете поровну, даже за ту воду, которую не использовали. Массовая установка счётчиков воды началась в Москве 4–6 лет назад – именно такой межпроверочный интервал в среднем установлен для приборов учёта. Сегодня большинство москвичей пытаются понять, как проверять счётчики, куда обращаться и сколько за это «удовольствие» платить. Кстати, проверка счётчиков необходима в первую очередь для самого потребителя – ведь неисправный прибор будет почти наверняка ошибаться не в вашу пользу. По нормативам проверка счётчиков горячей воды производится через 4 года после установки, холодной – через 6 лет. Сначала нужно вспомнить, когда в вашей квартире появился водомер. Если забыли или потеряли документы, можно обратиться в расчётный центр, где эту информацию могут предоставить.

На первый взгляд, сама процедура проверки выглядит непростой. Безусловно, можно вызвать специалистов и проверить счётчик на дому, но это по карману далеко не каждому. Тогда выход один – нести прибор на проверку. Для этого, естественно, его необходимо демонтировать, и сделать это, разумеется, должен мастер. Сначала нужно вызвать техника из Мосводоканала, который снимет пломбу, затем – монтёра, который демонтирует сам прибор. Затем на место счётчика устанавливается часть трубы, которую, кстати, вам тоже придётся купить, и только после этого вы повезёте прибор на проверку. Пока счётчик проверяют, платить за воду придётся по общим нормативам. Сама проверка обычно длится от 2 до 4 недель, после чего придётся вновь повторять процедуру, но уже в обратном порядке – вызов слесаря, а затем представителя Мосводоканала, который поставит новые пломбы. Стоимость всех этих телодвижений может колебаться от 1,5 до 3 тыс. рублей в зависимости от типа счётчика. Но главный подвох кроется даже не в этом. Нет никакой гарантии, что прибор признают исправным. По статистике, отбраковывается примерно каждый пятый счётчик.

По теме

При этом особенность конструкции устройства такова, что ремонтировать его попросту нет смысла, а заводы-изготовители даже не поставляют к ним запасные части. Вот и получается, что самый выгодный способ – сразу менять счётчики.

Специалисты не советуют откладывать эту процедуру в долгий ящик. Дело в том, что одной из причин неправильных показаний может быть чрезмерно жёсткая вода. За несколько лет в трубе накапливается шлак, давление повышается, а отверстие счётчика забивается. В результате вертушка начинает крутиться быстрее, и стоимость оплаты будет постепенно расти, хотя расходовать вы будете такое же количество воды, как и раньше. В этом случае специалисты советуют устанавливать фильтр грубой очистки, что позволит продлить срок службы счётчиков.

Если же говорить о качестве московской воды, то буквально на днях Мосводоканал сообщил, что уже в этом году столица полностью откажется от очистки воды традиционным жидким хлором, который использовался около 80 лет и небезопасен для здоровья.

Новый способ дезинфекции воды – гипохлоритом натрия уже внедрили на Северной станции водоподготовки, на остальных он будет использоваться уже в октябре. Как заявил гендиректор Мосводоканала Станислав Храменков, «на вкус вода станет приятнее, а запах хлора исчезнет». Всего в столице питьевую воду обеззараживают четыре станции. Воду Москвы-реки очищают и подают в город Рублёвская и Западная станции, а воду из Волги – Северная и Восточная. При этом Западная станция работает с гипохлоритом натрия уже с 2009 года.

Справедливости ради стоит отметить, что до западных стандартов нам пока далеко, хотя новый способ очистки, как считают специалисты, станет ещё одним шагом к идеально чистой воде. Так, например, в Германии уже который год воде присуждают наивысшую оценку, а последние исследования и вовсе показали, что воду из-под крана можно давать… даже младенцам.

Сегодня счётчиками воды оборудованы более 60% московских квартир – это около 2 млн приборов водоучёта. По данным Мосводоканала, потребление воды в Москве в 2011 году снизилось на 5,6%, и по итогам 2012 года эта тенденция сохранится. На сегодняшний день в столице ежесуточно потребляется около 3,5 млн кубических метров питьевой воды, которая после использования очищается и возвращается в водоёмы города. В 2011 году водопотребление составило 187 литров на человека в сутки, а в текущем году планируется снизить эту цифру до 177 литров на человека в сутки. По словам чиновников из Мосводоканала, особенно заметной экономия стала именно после установки счётчиков воды.

И если раньше жители столицы к нововведению относились скептически, то за несколько лет пользования на собственном опыте убедились, что платить по ним действительно выгоднее, нежели по неким «усреднённым» счетам общедомовых показаний, которые выставляет ДЭЗ или управляющая компания. Проверить достоверность этих данных практически невозможно, а платить «за себя и за того парня» вряд ли кто захочет. Дело в том, что показания общедомового прибора распределяются поровну между всеми жильцами. И получается, что, Пожалуй, это самый веский аргумент в пользу счётчиков. Согласитесь, далеко не у каждого есть время и желание вникать во все тонкости при оплате квитанции, которую присылает управляющая компания, особенно если переплата с каждой отдельно взятой квартиры не столь велика, чтобы оспаривать её в суде.

Подобная невнимательность жильцов лишь на руку тем организациям, которые выставляют завышенные счета. Свою историю «Нашей Версии» рассказал житель Марьина Василий, которому пришлось в суде отстаивать своё право платить только за ту воду, которую он потребляет.

«В 2002 году мы въехали в новостройку, где уже были установлены счётчики. Они прекрасно работали, я по ним исправно платил, но их показания никому не были нужны. Однако ДЭЗ, в ведении которого на тот момент находился дом, выставлял нам счета за воду не по счётчикам, а по числу прописанных в квартире человек, – рассказывает Василий. – Разумеется, я стал требовать, чтобы с меня брали деньги лишь за ту воду, которую наша семья расходует. К тому же в квартире было прописано больше человек, чем реально проживало, поэтому платить по счётчикам нам было намного выгоднее».

По теме

Война с представителями ДЭЗа затянулась на несколько лет. «В итоге был суд, который я выиграл и сейчас вполне доволен, что в месяц расходую всего три кубометра воды, а не плачу в разы больше по числу прописанных в квартире человек», – говорит наш собеседник.

Таким образом, счётчики действительно помогают экономить, за исключением разве что ситуаций, когда в квартире вода льётся из кранов постоянно. На сегодняшний день в Москве кубометр холодной воды стоит 26,75 рубля. Стоимость кубометра горячей воды в домах, обслуживаемых ОАО «Мосэнерго» и ОАО «МТК», составляет 93,38 рубля. В домах, обслуживаемых иными организациями, за кубометр горячей воды нужно платить уже 116 рублей. В среднем семья из трёх человек тратит в месяц 18–20 кубометров горячей и холодной воды, а если в семье нет маленьких детей, то потребление составляет и вовсе 10–12 кубометров. По счётчикам это порядка 700 рублей в месяц. Но если водомер не установлен, платить в среднем приходится, как если бы каждый член семьи расходовал по 10–12 кубометров ежемесячно. Другими словами, экономия в некоторых случаях получается трёхкратной. К примеру, если ваша семья состоит из четырёх человек, установка счётчиков полностью окупится уже через три месяца.

Кстати, и на самой установке счётчиков тоже можно сэкономить. Правда, делать это самостоятельно запрещено, но прибор можно купить в обычном хозяйственном магазине в среднем за 2 тыс. рублей, а затем обратиться в свою эксплуатирующую организацию для его монтажа. Существует также множество организаций, которые предлагают подобную услугу в комплексе за 3,5–4 тыс. рублей. В эту сумму уже включены оба счётчика и их годовое обслуживание. Найти такую фирму можно как по объявлениям в подъезде, так и в Интернете, но в любом случае необходимо внимательно проверить у организации лицензию.

И даже после установки счётчиков можно продолжать экономить, особенно если знать несколько простых рекомендаций. Для этого даже не обязательно доходить до абсурда и чистить зубы, наливая воду в стаканчик. Для начала советуем правильно выбрать тип смесителя. Самые экономичные – рычаговые, которые быстрее смешивают воду, нежели смесители с двумя кранами. При этом меньше воды выливается просто так, пока вы подбираете оптимальную для себя температуру.

Замените душевую лейку на более экономичную, у которой меньший диаметр отверстий рассеивателя. В этом случае расход воды составит всего 6 литров в минуту, и никакой потери в комфорте от водной процедуры вы не ощутите. Не экономьте и на сантехнике. Так, на Украине купить люк под плитку и другие товары для дома можно на специализированном сайте www.стройдом.com.ua, в России недостатка в сантехнической продукции также нет. Используя сливной бачок с двойной системой, можно сэкономить до 10 тыс. литров в год на человека. Если же установка такой сантехники вам не по карману, есть куда более доступные – «народные» способы. Наполните водой двухлитровую пластиковую бутылку и положите ее в бачок. Это позволит вам экономить еще до 7 тыс. литров воды на человека ежегодно. Обращайте внимание и на класс бытовой техники – посудомоечных и стиральных машин. Чем он выше, тем ниже расход воды, поэтому отдавайте предпочтение технике класса А или выше – А+ или А++.

Немаловажно знать и о другой тонкости. Наверняка всем знакома ситуация: открываешь горячую воду и несколько минут ждёшь, пока она нагреется, и даже после нагрева её температура кажется недостаточной. Дело в том, что в современных домах много воды расходуется для обогрева ванных комнат. Это не только полотенцесушители, но и водяные подогревы полов. Зачастую коммуникации к такой нагрузке оказываются не готовы: потребление горячей воды сильно возрастает, и её температура падает ниже положенных по нормативам 50–60º. Порой эту разницу невозможно почувствовать без замера, и в этом случае ваш расход горячей воды будет возрастать, а вы этого даже не заметите.

Корреспондент «Нашей Версии» на собственном примере убедился, к чему может привести неправильно настроенный полотенцесушитель. Всё началось с того, что температура горячей воды стала постепенно снижаться. Поначалу никто не придавал этому значения, но когда из крана стала течь едва тёплая струя, весь подъезд забил тревогу. Сантехникам управляющей компании пришлось проверять все без исключения квартиры. В результате выяснилось, что в нескольких квартирах были слишком сильно открыты краны, которые отводили воду для полотенцесушителей, и в результате общая температура воды падала.

Некоторые москвичи нашли выход даже из подобных ситуаций – устанавливают в квартирах электрические водонагреватели. Трубу с горячей водой в этом случае просто перекрывают и платят только за холодную воду. Но тогда следить придётся уже за электричеством, хотя в последнее время всё больше москвичей отдают предпочтение многотарифным счётчикам, которые позволяют серьёзно экономить на электроэнергии в ночное время.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.06.2015 22:01
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх