Центробанк опубликовал методические рекомендации бизнесу, в которых разъяснил, как избежать блокировки счетов и что необходимо делать, если компания все-таки попала в черный список.
Совместно с деловыми объединениями Центробанк разработал инструкции для бизнеса, в которых отметил, какие действия предпринимателей могут привести к блокировке определенных операций или отключению дистанционного обслуживания бизнеса, сообщает РБК.
Методические рекомендации размещены на сайте регулятора.
За что блокируют
Согласно данным MAGRAM Market Research, 10% блокировок связаны с подозрением в нарушении 115-ФЗ. При этом 20% всех зарегистрированных компаний хотя бы единожды сталкивалась с проблемой блокировки.
Столкнуться с этой проблемой может любой предприниматель, так как в каждой кредитной организации имеется ряд своих критериев, по которым бизнес может оказаться в списке «сомнительных» клиентов банка. Не все эти критерии вытекают из «антиотмывочного» закона, некоторые из них опираются на подзаконные акты Центробанка, которых насчитывается порядка 200 штук.
Что делать, если
В инструкциях ЦБ не только рассмотрел причины и меры, предусмотренные Федеральным законом 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но и дал рекомендации по тому, как необходимо действовать. Большая часть рекомендаций сводится к предоставлению максимального количества документов и исчерпывающей информации по ведению бизнеса и проводимых операциях банку.
Так, для возобновления работы онлайн-сервиса банк-клиент, необходимо предоставить документы, которые потребует кредитной организации. При этом банк самостоятельно устанавливает как перечень необходимых документов, так и сроки их предоставления.
В случае, если был заморожен платеж, в банк также необходимо предоставить документы. Чаще всего, необходима информация по конкретной проводимой сделке. Если запрошенные документы не будут предоставлены банку в срок, кредитная организация заблокирует операцию и отправит в Росфинмониторинг запрос на внесение юрлица (или ИП) в так называемый «черный список».
В случае, если ваша операция не была проведена банком, необходимо срочно связаться с ним: кредитная организация не обязана информировать клиентов о приостановке операции, поэтому клиент может даже не подозревать о возникшей проблеме (всегда проверяйте статус своих платежей). После обращения в банк нужно будет предоставить необходимые подтверждающие документы по требованию банка и дать соответствующие пояснения.
В том случае, если юридическое лицо не предоставило запрошенные банком документы в срок, оно попадает в список Росфинмониторинга. Если такое произошло, необходимо как можно скорее предоставить в банк все необходимые документы. Если после этого операции не будут разблокированы банком, придется обратиться в межведомственную комиссию Центробанка.
Мошеннические мобильные приложения стали серьезной угрозой для пользователей смартфонов, предупреждают эксперты по кибербезопасности. Существуют несколько типов приложений, под которые чаще всего маскируется вредоносное ПО.
Срок рассмотрения комиссией заявления от юридического лица не может превышать 20 дней. Однако, если клиент до обращения в комиссию не пытался исправить ситуацию в банке обслуживания, не смог или отказался предоставить все запрашиваемые документы, либо причины блокировки находятся вне сферы деятельности бизнеса, комиссия имеет право отказать в рассмотрении заявления.
Выжившие
По статистике, приведенной MAGRAM Market Research, более половины компаний, подвергнувшихся блокировке счета, закрываются. Председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев, принимавший участие в разработке инструкции, уверен, что тот механизм блокировок, который существует в настоящее время, в случае применения его к компании, наносит значительный удар по бизнесу.
По его словам, это происходит потому, что предприниматели даже не имеют права узнать, что послужило причиной блокировки. Это происходит из-за того, что, по мнению законодателей, при получении информации о блокировке мошенники могут приспособиться. Однако тем, кто профессионально занимается незаконными финансовыми махинациями, критерии и причины блокировок и без того известны. Как следствие – больше всего страдает малый бизнес, отмечает Самиев.
Срок восстановления репутации компании после внесения ее в список Росфинмониторинга может растянуться до полугода. На протяжении всего этого времени счета бизнеса будут оставаться в заблокированном состоянии. При этом снять деньги с заблокированного счета можно только переводом в другой банк, предварительно заплатив комиссию. Банк, заблокировавший счет, в таком случае удерживает 15% от всей суммы. При этом, даже если блокировка будет снята в дальнейшем по решению межведомственной комиссии, клиент не сможет потребовать от банка возмещения убытков, которые были понесены из-за блокировки счета.