Версия // Общество // Бывшее немецкое катапультное судно служило на советском ракетном полигоне 26 лет

Бывшее немецкое катапультное судно служило на советском ракетном полигоне 26 лет

5719

История гидроавианосцев. Малые формы

Бывшее немецкое катапультное судно служило на советском ракетном полигоне 26 лет
В разделе

Для некоторых флотов иметь в своем составе большой гидроавианосец было не нужно, а небольшой корабль с несколькими гидросамолетами (иногда только с одной большой летающей лодкой) был крайне необходим. Всё зависело от того, какие задачи необходимо было решить. Это было справедливо и для океанского театра военных действий, и для флота, защищающего свои берега. В этой статье мы расскажем о другой разновидности носителей гидросамолетов – небольших гидроавиатранспортах.

Сюжет: Армия

Швеция

Шведские моряки впервые столкнулись с этим вопросом в 1925 году. После очередных маневров своего флота, шведские адмиралы осознали, что флоту при обороне своего побережья необходимы данные воздушной разведки, и не всегда морская авиация со своих стационарных аэродромов может их оперативно предоставить. Нужен был корабль с несколькими гидросамолетами на борту, который мог бы проводить разведку оперативно и в том районе, который был интересен командованию флота.

Швеция в первой половине ХХ века была не богатая страна, поэтому первый авианесущий корабль флота решено было создать, переделав один из старых броненосцев береговой обороны.. Выбор пал на выведенный в резерв броненосец береговой обороны HSwMS «Dristigheten» («Дерзость») водоизмещением 3 400 тонн. Он был спущен на воду в 1900 году, и введен в состав ВМФ Швеции в 1901 году. Его пушки безнадёжно устарели, но корабль имел крепкий корпус, мог прослужить ещё некоторое время, и его можно было переделать под базирование гидросамолетов. Первоначально корабль был вооружен двумя 210-мм и шестью 152-мм орудиями. При модернизации их демонтировали. Вместо носовой башни главного калибра броненосца была размещена надстройка с зенитными орудиями, а вместо кормовой башни – длинная надстройка до кормы корабля на которой разместили площадку для двух гидросамолетов. Самолетами были немецкие бипланы-торпедоносцы Heinkel HD-16 и HD-19. В ВМФ Швеции они получили обозначение Т1 и J4 соответственно) и кран для их спуска на воду. В 1927 году «Dristigheten» был поставлен на переоборудование, которое закончилось в 1930 году. Во время Второй мировой войны старый корабль патрулировал зону вокруг шведской военно-морской базы Карлскрона. 13 июня 1947 года «Dristigheten» был переоборудован в корабль-мишень. В этом качестве он прослужил до 1961 года, когда был отправлен на слом.

По теме

Результаты модернизации и первых испытаний стали основой для создания, без преувеличения уникального корабля – лёгкого крейсера-гидроавианосца «Готланд». Шведские адмиралы оценили возможности небольших авианесущих кораблей и задали своим кораблестроителям непростую задачу. Они должны были спроектировать небольшой легкий крейсер, который в дополнение к своему обычному «крейсерскому» вооружению нес бы 12 гидросамолетов. В результате проектирования получился небольшой крейсер, водоизмещением 5 550 тонн, со скоростью хода 27,5 узла (около 51 км/ч). Корабль был вооружен шестью 152-мм орудиями, четырьмя 76-мм зенитными орудиями и шестью 25-мм зенитными автоматами. Дополняло вооружение два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 30-е годы ХХ века это было типовым вооружением небольшого легкого крейсера. Но его дополняла полетная палуба с 8 гидросамолетами (разместить 12 самолетов, как хотели шведские адмиралы конструкторы не смогли) и катапультой для их запуска. Кроме этого, корабль мог взять на борт 100 морских мин. Вот это делало «Готланд» (так назвали крейсер) кораблем уникальным и неповторимым. Ни в одном из флотов не было кораблей с подобными характеристиками.

HSwMS «Gotland» был спущен на воду 14 сентября 1933 года, а 14 декабря 1934 года крейсер вошёл в состав ВМФ Швеции. Корабль активно патрулировал Балтийское море во время Второй мировой войны. Самым ярким эпизодом военной службы крейсера «Готланд» стало обнаружение прорыва немецкого линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Евгений» в Атлантику в мае 1941 года. Тогда «Готланд» вышел в море на учебные стрельбы. Но поскольку в мире уже бушевала война, с крейсера регулярно поднимали самолеты для проведения разведки. Один из самолетов обнаружил немецкий линейный корабль и тяжелый крейсер. Эта информация была передана в шведский морской штаб, а оттуда она каким-то образом дошла Великобританию. Британское Адмиралтейство стало срочно разрабатывать план перехвата «Бисмарка» Напомним, что этот прорыв закончился потоплением «Бисмарка».

Постепенно роль гидроавиации уменьшалась, новые самолеты позволяли эффективно решать проблему разведки в Балтийском море. Поэтому еще в 1943-1944 годах «Готланд» поставили на модернизации, суть которой заключалась в том, что на палубе, где ранее находились гидросамолеты, были установлены четыре спаренных 40-мм зенитных орудия «Бофорс» и два спаренных 20-мм зенитных автомата. После неё «Готланд» стал крейсером ПВО Крейсер совершил несколько дальних морских похода. 1 июля 1960 года «Готланд» был исключен из списков флота, а 1 мая 1963 года продан на слом.

Германия

После Первой мировой войны немецкие адмиралы очень хотели восстановить могучий океанский флот, но возможности страны в части военного судостроения были меньше, чем у кайзеровской Германии. Поэтому больших гидроавианосцев в Кригсмарине не было. С началом войны были мобилизованы четыре катапультных судна «Люфтганзы». О катапультных судах, обеспечивающих почтовые и пассажирские перевозки через Атлантику, смотри статью «Необычные корабли. Катапультные суда «Люфтганзы»».

Военный флот сделал ставку на два типа кораблей. Всё началось с эксперимента. В 1934 году был построен «Krischan». Это была небольшая плавбаза гидроавиации, построенная на базе проекта буксира. На корме находилась слип-палуба для одного легкого гидросамолета и кран. На этом корабле отрабатывалась идея небольших плавбаз гидроавиации. Эксплуатация корабля показала возможность базирования гидросамолетов с такого типа кораблей, после чего с немецких верфей сошли десять плавбаз шести разных типов. Они отличались размерами, грузоподъёмностью крана и другими техническими элементами. Но главная тактическая задача у всех десяти кораблей была одна. Кригсмарине был нужен корабль, берущий на борт большую летающую лодку, которая могла бы осуществлять разведку больших акваторий. Эти плавбазы гидроавиации должны были осуществлять базирование и обслуживание этой летающей лодки, включая небольшой ремонт. Идея заключалась в том, что несколько таких плавбаз гидроавиации, расположенных в разных портах побережья могли бы контролировать большие океанские акватории. Обнаружить их было бы значительно труднее, чем большой гидроавианосец, а площадь контроля (за счет того, что плавбазы располагались на значительном расстоянии друг от друга) была больше, чем при использовании гидроавианосца с большим количеством гидросамолетов.

По теме

Вторым направлением для Кригсмарине стало создание катапультных судов. Здесь логика была другой. После оккупации Норвегии, Германии нужно было постоянно контролировать морской путь, по которому союзники доставляли грузы ленд-лиза в Мурманск и Архангельск. Эти катапультные суда дополняли группировку самолетов Люфтваффе на сухопутных аэродромах Норвегии. Их иногда называли «шхерные авианосцы», хотя действовали они не шхерах, а в фьордах. Им ставилась задача, умело маскируясь в фьорде, быть готовым к быстрому старту самолета-разведчика для контроля нужного района Норвежского, или Баренцево морей. Катапультные суда – очень необычные корабли. На них полностью отсутствовали практически все надстройки, то есть у корабля был только корпус. На палубе находилась мощная катапульта, способная обеспечить старт тяжелой летающей лодки и кран. На судне базировались три летающие лодки Blohm&Voss BV-138. Зенитное вооружение состояло из нескольких 20-мм автоматических пушек. Всего было построено три корабля:: «Sperher» и два однотипных – «Falke» и «Bussard». Ещё одной интересной особенностью \этих кораблей стал их движитель. На них не было классических гребных винтов. Вместо них использовались так называемые установки Шнайдера – сегодня их называют крыльчатыми движителями.. По сути это 12 вертикальных лопастей, установленных на вращающемся основании на днище. Такой движитель позволял, в случае необходимости, кораблю оставаться неподвижно в одной точке, или двигаться бортом. Воевали они успешно. Так, самолеты «Falke» обнаружили, или участвовали в потоплении 16-ти торговых судов.

После войны, Советскому Союзу отошли по репарациям два корабля – плавбаза гидроавиации «Richthofen» и катапультный корабль «Falke» – «Сокол». Надобность в носителях гидросамолетов к тому времени отпала, поэтому «Richthofen» переоборудовали в спасательное судно и переименовали в «Хибины». «Falke» же ожидала долгая и необычная служба. У корабля оказалось два необыкновенно ценных качества. Во-первых, это фантастическая по тем временам управляемость, а, во-вторых, кран грузоподъёмностью 20 тонн. Именно эти два качества и определили его место службы. В Белом море есть Нёноксинский ракетный полигон. Это место где испытывали все советские баллистические и крылатые ракеты для подводных лодок. «Falke», переименованный в «Аэронавт», стал обеспечивать эти испытания. Списали «Аэронавт» только в 1972 году, после 32 лет службы.

Югославия

Командование флота Королевства Югославия, образовавшегося после распада Австро-Венгерской империи, посмотрев на моду 20-х годов на гидрокрейсера в средиземноморских странах, приняло решение о строительстве малого транспорта гидроавиации. Насколько это было обоснованно – сегодня сказать сложно. Есть еще одна версия. Для авиации ВМФ Югославии были заказаны 24 гидросамолёта торпедоносца «Dornier» Do-D и 10 учебных гидросамолётов «Hanriot» H-41 Кроме оборудования прибрежных гидроаэродромов, для обеспечения их полетов, было принято решение построить корабль с универсальными возможностями – гидроавианосец, плавбаза, ремонтная мастерская и, в случае необходимости, спасательное судно. Как бы то ни было, в Германии был заказан гидроавианосец (по югославской классификации авиатранспорт) «Zmaj» – «Змей». Водоизмещение нового корабля югославского флота было 2 084 тонны, длина 76,5 метра, скорость хода 15 узлов (около 28 км/ч). «Змей» мог брать на борт 11 гидросамолетов. Катапульты на корабле не было, взлет самолетов предполагался с воды. Артиллерийское вооружение состояло из двух 83,5-мм универсальных орудий и двух 40-мм зенитных автоматов.

По теме

После длинных сдаточных испытаний, «Змей» был принят в состав югославского флота в 1931 году. Корабль использовался несколько однобоко, что, впрочем, объяснялось спецификой небольшого флота. На борту «Змея» постоянно находился только один гидросамолет De Havilland DH-60 «Moth». Остальные постоянно базировались на гидроаэродромы, а на «Змей» прибывали только для ремонта и обслуживания, так как гидроаэродромы своей ремонтной базы не имели. В мирное время «Змей» обеспечивал обучение морских летчиков. После начала Второй мировой войны, корабль захватили итальянцы, но передали его немцам.

С этого момента началась вторая часть биографии корабля. Для начала немцы переоборудовали его корабль-спасатель, который должен был проводить спасение сбитых в море летчиков Люфтваффе. Корабль переименовали в «Drache» – «Дракон». Но самое интересное началось в 1942 году, когда корабль еще раз изменил своё назначение. Его вооружили двумя 105-мм орудиями, 11-ю зенитными автоматами калибром 37-мм и 20-мм. «Дракон» мог принимать на борт 240 мин. На корабле была оборудована площадка размером 20 на 5 метров для базирования немецкого вертолета Flettner Fl-282. То есть, фактически, «Змей» – «Дракон» стал первым в мире противолодочным кораблем с вертолетом на борту. 24 сентября 1944 года четыре английских бомбардировщика потопили корабль. После войны его решили не восстанавливать. На металл он был разрезан только в 1967 году.

Япония

Японские адмиралы внимательно следили за европейскими новинками в области военно-морских вооружений, поэтому строительство плавбазы гидроавиации для обеспечения одной большой летающей лодки, удивления не вызвало. Но всего была построена только одна плавбаза. Скорее всего, это объясняется различными задачами, которые решали Кригсмарине и Императорский флот Японии. Немцам для контроля акватории у побережий оккупированных Франции и Норвегии такие корабли были нужны. Японцы же вели боевые действия на просторах Тихого и Индийского океанов, где использовались большие гидроавианосцы.

Плавбаза гидроавиации «Акицусима» была введена в состав флота 29 апреля 1942 года. Водоизмещение корабля 5 000 тонн, длина 115 метров, скорость хода 19 узлов. Вооружение «Акицусимы» состояло из четырех 127-мм орудий, четырех 25-мм зенитных автоматов, одного бомбомета и 6-ти бомбосбрасывателей. На плавбазе могла находится одна летающая лодка Тип 97 или Тип 2. Правда, запасы, перевозимые плавбазой, позволяли заправлять и обслуживать восемь таких летающих лодок. В августе 1944 года «Акицусима» была потоплена самолетами американской палубной авиации.

США

В период между Первой и Второй мировыми войнами американских адмиралов не очень интересовали гидроавианосцы и плавбазы гидроавиации. Они делали ставку на авианосцы и их палубную авиацию. Поэтому в составе американского флота была только одна плавбаза гидроавиации«Wright» AV-1. Первоначально это было грузовое судно «Hog Island», которое еще на стапеле было перестроено в плавбазу для обслуживания привязных аэростатов. В этом качестве «Wright» вошел в состав американского флота в 1921 году, а через пять лет, в 1926 году, его переоборудовали в единственную в ВМФ США плавбазу гидроавиации, на которой базировалась эскадрилья гидросамолетов. В этом качестве корабль прослужил до 1944 года, когда в очередной раз был переоборудован во вспомогательное судно.

С нападением Японии ситуация изменилась. Возникла настоятельная необходимость ведения разведки большими летающими лодками «Каталина» множества островов и атоллов в Тихом океане. Поэтому на американских верфях стали строить в большом количестве плавбазы гидроавиации для обеспечения полетов «Каталин». Что интересно, плавбазы (по водоизмещению) были большие и малые, но все они несли на борту одну или две летающие лодки. Семь больших плавбаз были переоборудованы из транспортных судов, а пять были кораблями специальной постройки. Водоизмещение последних достигало 15 000 тонн, скорость хода – 18 узлов. Они несли мощное пушечное вооружение. Несколько плавбаз имели катапульты. Эта пятёрка служила в составе американского флота до 60-х – 80-х годов, обеспечивая полеты больших летающих лодок. В конце службы часть из них выполняла функции опытовых судов. Плавбазы, переоборудованные из транспортных судов, были списаны сразу после войны.

Малых плавбаз гидроавиации во флоте США было больше. Была построена серия из 35 малых плавбаз типа «Barnegat». От строительства еще 6 кораблей отказались. Это были небольшие корабли, водоизмещением 2 620 тонн и скоростью хода 18 узлов. Корабли имели мощное пушечное вооружение и могли обслуживать несколько «Каталин» без возможности постоянного базирования. Две плавбазы были повреждены японской авиацией.

Заключение

Эпоха гидроавианосцев, плавбаз гидроавиации и катапультных судов была не долгой, чуть меньше 20 лет. Самолеты на авианосцах и базовая противолодочная авиация оказались эффективнее гидросамолетов, хотя, повторимся, они до сих пор эксплуатируются в гражданской авиации и в морской авиации некоторых стран.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.05.2022 18:02
Наверх