Снижение авансового платежа и рост доли сделок с нулевым авансом при лизинге дорожно-строительной техники создали двойственную ситуацию. Определённые «финансовые поблажки» для лизингополучателя привели к тому, что лизингодатель начал массово забирать назад технику.
Вот один из показательных примеров: 2022 году уфимский «Башкиравтодор» приобрёл в лизинг у компании «Балтийский лизинг» 10 самосвалов КамАЗ для дорожно-строительных работ. По прошествии 2 лет у башкирских дорожников перед лизингодателем из-за невыплат платежей образовался долг в 135 млн рублей. В «Балтийском лизинге» ждать устали и через арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти потребовали вернуть самосвалы назад. Суд поддержал требования истца, несмотря на аргументы представителя «Башкиравтодора», что изъятие грузовиков приведет к невозможности исполнять госконтракты на ремонт и строительство дорог.
Ранее петербургский партнёр предлагал урегулировать спор мирно и вернуть технику добровольно. Но уфимцы отказались, что и привело к судебному разбирательству.
К судам привыкшие
Указанный иск – далеко не первый к «Башкиравтодору». Видимо, и предположение о создавшемся отношении к лизингу спецтехники как к аренде, не лишено оснований. Косвенно это же проглядывает и в споре уфимцев с челябинцами. Ранее Челябинский арбитраж по просьбе ООО «Эксперт-лизинг» арестовал 55 единиц арендованной спецтехники. Среди них грузовики Mercedes-Benz, дорожные катки, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и другое оборудование. Интересно в этой тяжбе то, что суд не стал запрещать «Башкиравтодору» эксплуатировать технику и передавать имущество на хранение истцу. Суд посчитал, что это неизбежно повлечет за собой невозможность исполнения обязательств по строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог.
К этому плюсом идут ещё не законченные судебные споры. Подобные описанным иски по изъятию у дорожного подрядчика различного оборудования и дорожно-строительной техники подали также альметьевский «Восток-лизинг», владивостокский «Дельтализинг», московский «Альфамобиль».
8 мая 2024 года в «Башкиравтодоре» по решению Арбитражного суда Башкирии ввели процедуру банкротства. С иском почти в 33 млн рублей обратилась екатеринбургская компания компанией «РВ-Тариф». Это требование уже 24-ое в общем списке инициаторов банкротства дорожного подрядчика. В отношении компании действуют исполнительные производства по взысканию в общей сложности 1,1 миллиарда рублей. При этом, стоимость чистых активов «Башкиравтодора» на конец 2023 года составляла 956,4 млн рублей, рухнув за год с 5 миллиардов, уставный капитал – 4,4 млрд рублей. И хотя в 2023 году выручка компании выросла по сравнению с предыдущим годом на 14%, до 12,7 млрд рублей, АО получило почему-то 4,1 млрд рублей чистого убытка против 29,095 млн рублей прибыли годом ранее.
Но всегда ли у крупнейшего строителя дорог региона было плохо с выручкой и прибылью?
Неполный век успеха
Ничего личного, просто война, потому она такая долгая и дорогая
Чехарда в кадровой политике «Бишкекавтодора» началась с 2010 года – с момента его преобразования с ГУП в АО. Подробности будут позже.
А начиналась история крупнейшего автодорожного подрядчика республики в 1924 году. Созданному предприятию «Башмест» передали в ведение дорожный инвентарь, имущество и кредиты на дорожное строительство от отдела государственных сооружений при Совете народного хозяйства. В этот период работы проводились исключительно вручную наёмной рабочей силой, так как для возведения новых дорог элементарно не хватало техники, не хватало даже ломов и лопат.
Похожая ситуация была и в других регионах, из-за чего была законодательно введена дорожная повинность – это создало огромный источник бесплатной рабочей силы для данной сферы. Но понятно, что «сила» эта была неквалифицированной (как в анекдоте – «могу копать, могу не копать»).
В 1930 году пошли ещё дальше и ввели по стране трудовую гужевую повинность для сельских жителей. В соответствии с указом, крестьяне должны были отрабатывать на строительстве дорог определённое количество трудодней с использованием своих лошадей (и других животных, кого можно впрячь в гужевую повозку). Затем была война и долгие годы восстановления страны, когда восстанавливали уже привычные дороги, оставив строительство новых на «попозже».
Наконец, в 1965 году в регионе создали полноправного предшественника «Башкиравтодора» – трест «Башдорстрой». Дорожники к этому времени уже получили всю необходимую и современную технику при должном финансировании. В 60-е годы в республике смогли построить 370 километров дорог местного значения, 1,8 тысячи километров дорог капитально отремонтировали.
Опустим некоторые подробности. Своё название «Башкиравтодор» предприятие получило в 1987 году. В 1999-ом его преобразовали в ГУП (государственное унитарное предприятие). В новое тысячелетие компания вошла во главе с директором Шамилем Аминовым – инженером-строителем, бывшим замминистра сельского хозяйства и продовольствия республики, который курировал сферу строительства.
Велики соблазны
С Шамиля Аминова, пожалуй, и можно начинать отсчёт руководителей предприятия, которые путали казну с личным карманом. Отработал на этом посту господин Аминов до 2009 года. И если кратко, то по материалам возбуждённого в середине 2000-х уголовного дела, с 2006 по 2009 год гендиректор ГУП «Башкиравтодор» незаконно вывел в подконтрольные ему организации 62 млн рублей и дорожную технику стоимостью 2 миллиона. И это по курсу рубля тех годов.
Нет смысла расписывать здесь «послужные списки» всех руководителей преобразованного в 2010 году из ГУП в АО «Башкиравтодор». Остановимся на последних.
В этом смысле показательны факты, когда в ноябре 2023 года обвинение в мошенничестве предъявили гендиректору «Бишкекавтодора» Ильдару Юланову. Руководителю предприятия и двум его предполагаемым подельникам инкриминируют хищение более 91 млн рублей бюджетных средств, выделенных на мероприятия в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество, совершенное в особо крупном размере). В частности, по версии следствия, подсудимые по подложным документам оформляли доставку грузов на реконструкцию трассы Бирск–Тастуба–Сатка и уфимской улицы Пугачева. Общая сумма ущерба превысила 152 млн рублей. Из трех подсудимых вину признает только один — главный инженер «Баштранслогистик» Ринат Мардисламов.
А годом позже в получении взятки обвинили министра транспорта Башкирии Александра Клебанова. Как следует из материалов дела, в мае 2023 года Клебанов, будучи членом совета директоров «Башкиравтодора», потребовал от руководства компании-грузоперевозчика «Баштранслогистик» за общее покровительство 5 млн рублей, а в случае отказа пригрозил создать административные препоны.
Сообщается, что у семьи Ирины Болгар, которая называет себя матерью троих детей основателя Telegram Павла Дурова, были серьезные проблемы – долги за оплату коммунальных услуг, суды из-за недвижимости и не только.
И это далеко не все подвиги «предбанкротного» директора Юланова и его друзей-подельников.
В частности, в конце октября 2024 года уфимское ООО «Сколхимпром» выступило с требованием привлечь к субсидиарной ответственности гендиректора АО «Башкиравтодор» Ильдара Юланова, двух и.о. гендиректора Ильгиза Усманова и Александра Ликомаскина, а также региональное министерство земельных и имущественных отношений (как мажоритарный акционер, владеющий 59,33% в уставном капитале АО).
Истец изложил в заявлении факты о текущих долгах дорожного треста. На момент подачи иска сумма заявленных требований кредиторов к «Башкиравтодору» достигла 8,5 млрд рублей, почти в 2 раза превысив уставный капитал предприятия в 4,4 миллиарда.
То есть, лизинг – не основная «статья» банкротства предприятия.
Тенденция
Рост числа случаев изъятия лизинговой техники с прошлого года стал общероссийским явлением. Так, по словам гендиректора «Газпромбанк Лизинга» Вячеслава Спирова, по итогам десяти месяцев 2024 года лизинговые компании изъяли у клиентов 33 тысячи легковых автомобилей и 19 тысяч грузовиков. В пересчёте на деньги это 260 млрд рублей.
Плюс к этому падает интерес к лизингу и со стороны потенциальных клиентов. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», за 9 месяцев 2024 года объем лизинга грузовой техники по сравнению с таким же периодом 2023 года снизился с 853 млрд до 763 млрд рублей, а лизинг строительной техники – с 387 млрд до 318 миллиардов.
Специалисты «винят» в падении интереса к лизингу и росте числа изъятий ухудшение платёжеспособности клиентов. Как сказал руководитель управления анализа данных и принятия решений «Альфа-Лизинга» Вадим Данилов, в числе причин и рост ключевой ставки, и сокращение инфраструктурных проектов, и «вызревание» последствий санкций в ряде отраслей.
Но одну из причин лизингодатели породили себе сами в 2022–2023 годах. Компании стали снижать размер авансового платежа, вплоть до того, что вообще отменили авансы. А раз клиент ничего не платил вперёд – почему бы не попользоваться техникой пару-другую лет, затягивая или совсем игнорируя платежи. А пока там суд решит – сколько воды утечёт…
Что касается банкрота АО «Башкиравтодор», то ещё в апреле 2024 года глава региона Радий Хабиров предположил, что государственная форма управления оказалась неэффективной. Предприятию нужен частный инвестор.
Серьёзно? Нужен инвестор? Или нужны руководители, которые не выдумывают хитрых схем по выводу денег, проще говоря – не воруют? Тогда сотни миллионов и миллиарды останутся на балансе компании, не требуя инвестиций извне.