Версия // Власть // Азиатские союзники США могут не только выжить при Дональде Трампе, но и стать сильнее

Азиатские союзники США могут не только выжить при Дональде Трампе, но и стать сильнее

2737

Не стоит впадать в отчаяние

В разделе

Поведение президента США Дональда Трампа, с момента его избрания, а также явно изоляционистское послание его инаугурационной речи позволяют с уверенностью предположить, что внешняя политика его администрации изменит многие представления о роли Америки в мире. Это может особенно огорчить союзников США в Азии.

Пока еще слишком рано говорить о том, что именно правление Дональда Трампа будет означать для Азии. Спектр последствий довольно широк. Трамп может изменить «стратегическую направленность» президента США Барака Обамы в Азии, в результате чего этот регион может погрузиться в хаос. Он может продолжать оказывать внимание Азии, используя более милитаристский подход. При самом пессимистичном сценарии он заключит союз с Пекином, создав своеобразную «Большую двойку» из крупнейших экономик мира.

В любом случае, с далекого 1972 года, когда президент Никсон неожиданно для многих посетил Китай вместе с советником по нацбезопасности Киссенджером, политика США в отношении Поднебесной остается открытым вопросом. Это заставляет нервничать зависящие от гарантий безопасности США страны - такие как Япония, Южная Корея и Австралия.

Многие азиатские государства, привыкшие к предсказуемости политического взаимодействия с США, воспринимают как само собой разумеющееся приверженность Вашингтона идеи их безопасности. И, в отличие от многосторонних механизмов обеспечения безопасности, таких как НАТО, в Азии США опирались на двусторонние соглашения. В результате союзники Вашингтона в этом регионе оказались особенно уязвимы с приходом Дональда Трампа.

Главный недостаток двусторонних соглашений в том, что сильный подписант имеет больше власти, в то время как многосторонние соглашения позволяют распределить влияние более равномерно. Именно так все работает в Азии - США находятся в центре системы, участники которой соединены с другими странами только через этот центр.

Еще накануне выборов политолог Виктор Ча отмечал, что возможные региональные изменения, появление новых угроз и вызовов в XXI веке подталкивают к созданию новой, многосторонней структуры безопасности в Азии. Недовольство Трампа многосторонними институтами - и его нежелание брать на себя расходы, а также заниматься централизованным руководством – делает эту задачу все более насущной.

Вместо того, чтобы впадать в отчаяние, азиатские союзники Америки должны взять дело в свои руки. Занявшись строительством и институционализацией связей между собой, союзники США в Азии могут изменить региональную сеть безопасности, отказавшись от США как от центра. Такая система позволит в разы укрепить стабильность по трем важнейшим направлениям.

Во-первых, если США откажутся от выполнения взятых на себя обязательств перед региональными союзниками - от участия в формировании потенциала для противостояния агрессивным территориальным претензиям Китая в Южно-Китайском море – партнерская сеть может помочь союзникам это компенсировать. Япония, Австралия и Южная Корея уже сотрудничают между собой в вопросе обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии. Пока это сотрудничество строится на двусторонних соглашениях, однако появление многостороннего координационного механизма дало бы им возможность повысить согласованность усилий и, как следствие, потенциал для продвижения общих интересов в области безопасности. Причем добиться этого удастся даже в том случае, если США сократят свое участие, как финансовое, так и административное.

По теме

В противостоянии с Северной Кореей, однако, Южная Корея, Япония и Австралия могли бы провести триангуляцию информации, которую они получают от США, и ускорить формулирование ответа их агентствами. Их недавнее соглашение GSOMIA по обмену разведданными представляет собой существенный шаг для продвижения такой прозрачности путем создания сети.

Кроме того, такой подход позволил бы азиатским странам занять гораздо более сильную позицию для сдерживания США, если администрация нового президента предпримет шаги, которые приведут к дестабилизации ситуации в регионе, например, обострит напряженность в отношениях с Китаем. Трамп уже подверг сомнению приверженность Вашингтона «политике одного Китая» - в том числе приняв поздравительный звонок от главы Тайваня после оглашения результатов выборов - и пригрозил ввести высокие тарифы на импорт из Поднебесной, которую он обвинил (ошибочно) в обесценивании своей валюты с целью получения торгового преимущества.

Китай заявил, что если Трамп продолжит двигаться по этому пути, он ответит симметрично. Ничего хорошего от этого союзникам США ждать не стоит.

Впрочем, для азиатских союзников США есть и хорошая новость – им не придется начинать с нуля. За последние несколько лет некоторые союзы уже сформировались и, причем, весьма органически. Япония заключила двусторонние экономические и оборонные соглашения с Филиппинами и Австралией. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - не только глубоко сетевая организация; она также активно культивирует отношения со своими соседями в Северо- Восточной Азии через ряд двусторонних и многосторонних соглашений.

Администрация Обамы благосклонна отнеслась к этому начинанию. В прошлом году чиновники начали продвигать идею «принципиальной сети безопасности» в Азии. Впрочем, вряд ли это начинание сможет пережить президентство Трампа. Залогом его успешности должны были стать трехсторонние встречи, которые Обама провел с руководителями Японии и Южной Кореи.

Ячеистые сети – крайне устойчивая модель, что обусловлено независимостью структуры от отдельной ячейки. Другими словами, если один из участников решит выйти из соглашения, структура выживет. Данная логика используется при проектировании всего - от заборов до рыболовных сетей. Настало время применить ее к мерам по обеспечению безопасности в азиатском регионе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.02.2017 12:00
Комментарии 0
Наверх