Версия // Общество // Автосалон «Автомир» Николая Груздева может навязывать дополнительные услуги при использовании кредитных средств

Автосалон «Автомир» Николая Груздева может навязывать дополнительные услуги при использовании кредитных средств

1746

Наценочка вышла

(Фото: Commons.wikimedia.org)
В разделе

Пока готовятся поправки в КоАП РФ об установлении административной ответственности за навязывание потребителю дополнительных товаров и услуг это самое «навязывание» на полную ногу используют автодилеры, как рассказал нам наш читатель Никита, лично оказавшийся участником такой ситуации после обращения а один из офисов компании «Автомир».

Автомобиль – давно уже не роскошь, и утверждение, сказанное классиком на этот счёт прочно укрепилось как в головах производителей, так и в умах потребителей. Железный конь пришёл-таки на смену крестьянской лошадке, как и предрекали прозорливые Илья Ильф и Евгений Петров, авторы «Золотого телёнка», романа, написанного в далёком 1931 году.

Дважды подстраховать

Но существует ещё одна категория причастных к автотранспорту специалистов – речь идёт об автодилерах. У них, вероятно, свой взгляд на обладание человека автомобилем. Возможно, они полагают, что любой гражданин, являющийся автовладельцем может считаться состоятельным, потому не зазорно попытаться получить с него кое-какую дополнительную прибыль. Как раз посредством навязывания дополнительных услуг и товаров.

Как это реализуется, мы, с помощью Никиты, продемонстрируем на примере компании «Автомир». Эта группа компаний основана в России в 1993 году. Её штаб-квартира находится в Москве, председателем совета директоров является Александр Митько, а генеральным директором ГК «Автомир» (ЗАО) и ЗАО «НП Автомир» – Николай Груздев. Автомир – крупный российский автомобильный дилер, один из крупнейших автомобильных ретейлеров в стране, входящий в ТОП-5 автодилеров по выручке. Совокупная прибыль двух юрлиц, работающих под руководством Николая Груздева, составила в 2021 году (согласно данным портала Rusprofile.ru) 25 млрд рублей при общей численности сотрудников – 27 человек. Интересно, что совокупная выручка при этом оказалась всего 403 млн рублей.

Никита (имя которого в данном материале изменено по его просьбе) обратился в салон ГК «Автомир», являющийся официальным дилером в России китайских автомобилей Geely. У него появилось желание приобрести себе авто за 2 080 000 рублей. Проверив информацию на официальном сайте компании, мы предположили, что речь шла о Geely Atlas Pro. Так вот, когда Никита выразил желание воспользоваться для приобретения кредитом, оказалось, что, дабы получить кредит (при первоначальном взносе 1 млн рублей), он должен взять не 1 080 000 рублей, как видится, если применить простую арифметику, а 1 410 000, то есть на 330 000 больше, чем предполагалось.

Никита так прокомментировал получившуюся разницу в суммах: «Думаю, что я не единственный потребитель, а «Автомир» не единственный салон, который пытается навязать таким образом дополнительные услуги. По факту, как я понимаю, всё произошло следующим образом. Я пришёл в салон, чтобы приобрести автомобиль и выбрал понравившийся, увидел конкретную цену представленной в салоне версии авто в представленной комплектации и понял, что вариант мне подходит. Далее я начал согласовывать условия покупки с менеджером салона. Кредит, трейд-ин, рассрочка и так далее. Согласовали. Перешли к окончательной завершающей стадии процесса оформления всех документов и подсчетов. Тут выяснилось, что по факту к кредиту банку «прицепил» ещё дополнительно примерно так около 300 тысяч рублей. Как я понял, это обязательные дополнительные страховки. Так называемый «ГАП» (GAP – Guaranteed Asset Protection), переводится как «гарантия сохранения стоимости». Это полис страхования, позволяющий получить полную выплату по КАСКО без учета амортизационного износа до действительной или рыночной стоимости, в зависимости от комплектации и года выпуска автомобиля».

По теме

«Что есть «GAP? – продолжил Никита. – GAP, в переводе – «разрыв», «расхождение», «интервал», – это меры по «сохранению» автомобиля путём предоставления услуг помощи на дороге, хранения вашей резины и так далее, отказаться от которых нельзя. И это при том, что сама страховка КАСКО идёт отдельно. Понимаете? То есть, получается, «прилетела» навязанная, кабальная для потребителя наценка на конечную стоимость выбранного нового автомобиля в виде 300 тысяч рублей, от которой, повторюсь, не отказаться. В этом и заключается своеобразный подвох салона автодилера – потребитель несёт бремя гарантированного платежа салону посредством схемы продажи через кредит (оплачивая, естественно, эту банковскую услугу из своего кармана). Кто сталкивался меня поймёт…»

Некоторые говорят, что инициатива о вменении наказаний за навязанные услуги запоздала, что дилеры активно использовали такой подход год-полтора назад, Но, безусловно, с принятием такого законопроекта наступит определённость и ясность в вопросах продажи автодилерами автомобилей, во всяком случае, схема навязывания допуслуг «банк-салон» должна будет исчезнуть.

В заключение Никита показал нам банковские расчёты, где ему как обязательные условия получения кредита на покупку автомобиля предложили согласиться на оформление страховки ГАП на 1 год за 45 000 рублей, страховки КАСКО на 1 год за 70 000 рублей и оформление кредита на банковскую карту сроком на 4 года в размере 215 000 рублей. Хотя, у потребителя должна быть возможность отказа от дополнительных платных, зачастую задвоенных страховок, и от ненужных услуг на дороге, которые, кстати, раньше шли просто в подарок клиенту и назывались «Карта помощи на дорогах».

«Так работает «Автомир», – заключил Никита. – Кстати, ещё они берут деньги за резервирование авто, пусть небольшую сумму – 5-10 тысяч рублей, но при отказе клиента от покупки эти деньги возвращают до 15 дней, что тоже не очень удобно. Такая вот клиентоориентированность».

Навязывать будет нельзя

Вторит нашему читателю и популярный ресурс «Отзовик», где люди описывают впечатления от сотрудничества с различными организациями. При 213 отзывах «отлично», на странице автосалона «Автомир» 232 отзыва с оценкой «ужасно», и многие недовольны именно навязыванием услуг и попытками увеличить изначально обозначенную цену. Значит, такое явление, всё же, распространено и на него следовало обратить внимание.

Отметим, что соответствующий законопроект был внесён в Госдуму 27 июня 2022 года. В пояснительной записке к нему указывается, что некоторые права потребителей до сих пор не получили надлежащей и четко определенной административно-правовой охраны, в том числе право на заказ или приобретение конкретного товара (работы, услуги) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Особо авторы инициативы отметили такие злоупотребления при покупке автомобилей.

Роспотребнадзор отмечает, что злоупотребления обычно происходят на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, при этом максимальный размер административного штрафа за данное правонарушение составляет для должностных лиц (включая ИП) от 1 тыс. до 2 тыс. руб., а для юрлиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., что, по мнению разработчиков законопроекта, является недостаточным. Авторы обратили внимание и на то, что навязывание таких услуг способствует в том числе и росту цен на отдельные товары.

Кроме того, авторы поправок указывают, что навязывание покупателям дополнительных товаров (работ, услуг) вызывает рост цен на основные товары (работы, услуги). Теперь предлагается внести административную ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату с наказанием в виде штрафа на должностных лиц и юрлиц в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг). Также необоснованный отказ от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав, будет наказываться штрафом в отношении должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на ИП – от 150 тыс. до 500 тыс. рублей и на юрлиц – от 250 тыс. до 1 млн рублей. Будем надеяться, что поправки будут приняты в ближайшее время.

МНЕНИЕ

Наталия Рыбкина, юрист компании «Вектор-Право»:

«По собственной практике могу сказать, что проблема, поднятая в статье, существует. Зачастую привлекательные условия, на которых изначально предлагают товар или услугу, существуют лишь в рекламных рассылках. По факту, приступив к покупке, человек не получает обещанных выгод, а иногда, особенно, согласившись на привлечение кредитных средств, может существенно переплатить. Вот здесь, зачастую, вместе с кредитным продуктом, и навязываются дополнительные страховки и услуги сервиса.

Закон, по моему мнению, назрел давно, и он, я думаю, вскоре будет принят. Но вот практика его применения будет ещё формироваться. Поэтому тем, кто захочет в дальнейшем защитить свои уже законные права (когда законопроект будет принят), советую, по возможности, фиксировать каждый шаг во взаимоотношениях с продавцом: делать фотографии, сканы рекламных рассылок, копии всевозможных, особенно финансовых документов. Безусловно, потребуется терпение и своего рода педантичность (внимание к деталям), чтобы суметь доказать навязывание услуг. В конечном счёте, я уверена, навязывать лишние услуги, а тем более обманывать потребителей станет невыгодно. Повышение сумм штрафов сделает своё дело, а доказывать свою правоту люди научатся быстро, как вариант, при помощи специалиста».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.07.2022 08:05
Комментарии 0
Наверх