Версия // Колумнисты // Аварийная Россия

Аварийная Россия

4725
Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений
В разделе

Два больших ЧП за одну неделю показывают, что дела у нас идут не очень. Хотя существуют и технадзор, и множество других ведомств, которые должны следить за порядком. Как же тут думать о глобальных проектах?

Авариями и катастрофами нас не удивишь. За последние годы их были десятки, причём порой речь шла о сотнях человеческих жизней. Достаточно вспомнить торговый центр «Зимняя вишня» в Кемерове, корабль «Булгария» или клуб «Хромая лошадь» в Перми. На сей раз обошлось без людских потерь. Сначала рухнул железнодорожный мост, связывавший Мурманск с остальной Россией, оставив город и регион без необходимых грузов. Мост простоял 100 лет, а теперь вдруг взял и развалился. Сразу после этого случился разлив дизельного топлива в Сибири.

Конечно, аварии могут быть в любой стране. Никакая техническая система не гарантирована на 100% от сбоев и поломок. Но в современной России подобные события происходят со зловещей регулярностью и с частотой, явно превышающей статистические прогнозы. Так что причину надо искать в системе управления и даже шире – в сложившемся у нас социально-экономическом порядке.

Причин две. Первая – погоня за прибылью, не ограниченная уже ни законами, ни общественным контролем, ни административными мерами. Советское наследие, включая объекты инфраструктуры, новые собственники воспринимают как дармовой ресурс, из которого нужно выжать максимум дохода за минимальное время. Любые расходы на поддержание и ремонт объектов считаются ненужными издержками. Даже если потом компании несут убытки из-за аварий, эти убытки ничтожны по сравнению со средствами, изъятыми из предприятий и из страны посредством такой варварской эксплуатации.

Вторая причина лежит в характере нашего государства и бюрократии. Сверхцентрализованная, недемократичная и насквозь коррумпированная система просто не может в режиме реального времени заниматься отслеживанием и поддержанием сотен тысяч локальных объектов, нуждающихся в постоянном уходе. Это могут делать только местные власти, у которых нет ни денег, ни полномочий. Тем временем центральное правительство заинтересовано в концентрации средств на нескольких неимоверно дорогих (и, как правило, не слишком эффективных, но очень престижных) суперпроектах. Эти проекты можно более или менее проконтролировать из центра, через них можно перераспределить казённые деньги в руки приближённых людей. А какой откат можно получить с денег, выделенных на ремонт моста, соединяющего приходящий в упадок райцентр с нищей деревней? Другой вопрос, что упадок райцентра и обнищание деревни не в последнюю очередь предопределены именно тем, что мостом или другим жизненно важным объектом никто не занимается.

Мосты, топливные резервуары, дороги и прочие инженерные сооружения, естественно, надо чинить. Но в первую очередь надо чинить систему. Пока этот главный, политический, ремонт не начат, дома будут гореть, а мосты – рушиться.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.06.2020 10:23
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх