Версия // Культура // Артист Алексей Петренко главными грехами считал лень, любовь к деньгам и невнимание друг к другу

Артист Алексей Петренко главными грехами считал лень, любовь к деньгам и невнимание друг к другу

4570

Строитель внутреннего мира

Алексей Петренко в роли аббата Фариа (фильм "Узник замка Иф")
В разделе

22 февраля 2017 года не стало народного артиста России Алексея Петренко. Родившийся в 1938 году, перед большой войной в украинском селе, переживший оккупацию, он был лишен счастливого детства. Но, в противовес этому, насыщенной и полной мечтаний была послевоенная юность: в только-только отстроенном после бомбежек Чернигове, куда переехала семья, в театральной студии при Доме пионеров, Алексей Петренко нашел призвание на всю жизнь.

Два года после школы он отработал кузнецом-молотобойцем, слесарем, матросом на пароходе. И, наверное, был красив и хорош в работе. Но все равно стремился в театр. Дважды неудачно поступал в Киеве. А потом – как будто, оценив усилия и упорство, за руку взяла Фортуна.

Театральный институт в Харькове, театры в Мариуполе и Запорожье, театр имени Ленсовета, театр на Малой Бронной, МХАТ, легендарные работы в «Серсо» у Анатолия Васильева в Театре на Таганке и «А чой-то ты во фраке?» в «Школе современной пьесы» у Иосифа Райхельгауза. И кино, кино.

Алексей Петренко запомнился миллионам зрителей множеством прекрасных ролей. Актер широкого дарования, обаятельный, фактурный, он мог играть пассионариев и злодеев, мудрецов и простаков. Он был из тех, кого принято называть старой гвардией, для кого пребывание на сцене и в кадре было не заработком, а делом. «Самый страшный грех – любовь к деньгам. Дальше – лень. И еще невнимание друг к другу», – говорил Петренко.

Подлинная актерская работа (и в кино, и в театре), предполагает работу не только с поверхностными эмоциями, но и с глубокими слоями души. Алексей Петренко имел для этого все необходимые инструменты. Взгляд, голос, умение преображаться внешне, обращаться к зрителю так, что нельзя не услышать. «Друг мой, запомни! Зло нельзя победить, ибо борьба с ним – и есть жизнь». Может быть, эти слова аббата Фариа, произнесенные тихо и убедительно, сделали чью-то жизнь осмысленной?

Справочники кино насчитывают 111 работ Алексея Петренко. В их числе – грандиозный в своих страстях и пороках Распутин в «Агонии», до мурашек страшный Меллер в «Дне гнева», комический Подколесин в «Женитьбе», колоритный Мокий Кнуров в «Жестоком романсе», потешный Голиаф в короткометражке «Давыдов и Голиаф»… Великий Петр Первый («Сказ про то, как царь Петр арапа женил»), коварный банкир в «Невероятном пари», циничный репортер Пол Дик в сериале «Тасс уполномочен заявить». Фроим Грач, Сталин, Конан Дойль…

Можно долго перечислять, но лучше – пересматривать. Для памяти и для себя.

Несколько фраз из интервью разных лет

• Мне надо, чтобы от меня что-то требовали. Что-то трудное. Может быть, даже потруднее того, на что я способен.

• Я работал среди кузнецов. В большинстве это народ очень серьезный, интересный. Многим и, может быть, самым лучшим обязан… людям, которых встретил среди кузнецов.

• Надо показывать людей честных, талантливых. Надо же учить быть людьми, это самая трудная профессия на земле.

• Мастерство в нашем деле – это прежде всего строительство внутреннего мира.

• Я вообще всем говорю, что я – садовник! Обрезаю деревья, кусты. Жгу и выкорчевываю сухое. Кошу, держу в порядке сад.

• Надо предчувствовать и предвидеть свое одиночество. И надо к нему готовиться. Мы живем сообща, а умираем одинокими. Предвидя это, надо уметь отказывать себе во многом, готовиться достойно уйти в мир иной.

• Если трудишь себя, обязательно что-нибудь придет, что тебя вознаградит.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.02.2017 13:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх