Версия // Общество // Американцы перекупили все танкеры, везущие иранский бензин в Венесуэлу

Американцы перекупили все танкеры, везущие иранский бензин в Венесуэлу

6887

Подготовка к новой танкерной войне

4
В разделе

Мир сейчас сосредоточен на важных, топовых событиях - выборы президента США, пандемия коронавируса, белорусский узел. Однако, те важные события, которые приковывали внимание всего мира несколько месяцев назад, не закончились. Начатые процессы продолжаются, иногда переходя в другие формы. Но оттого, что мир не рассматривает их в топе новостей, эти процессы не стали менее опасны. В этой статье мы расскажем о новых формах санкций и блокады Венесуэлы, и чем это может обернуться для ВМФ России.

Карфаген должен быть разрушен

Еще со времен исламской революции в Иране в 1978-1979 годах, Иран стал для США, как минимум, недружественной державой. Захват американского посольства радикально настроенными студентами-исламистами США не простили. Вражда переросла в ненависть после начала реализации руководством Ирана национальной ядерной программы. Тегеран стабильно входит в список главных врагов Соединенных Штатов. О последних событиях в непростых взаимоотношениях США и Ирана на море смотри статьи «Очередная война в Заливе – миф или реальность?» и «Будет ли новая танкерная война?». Напряженность между странами не уменьшается. В ООН американцы потерпели сокрушительное дипломатическое поражение при голосовании 15 августа в Совбезе по продлению оружейного эмбарго в отношении Ирана. Но есть у США и успехи в борьбе с исламской республикой.

Венесуэльский узел

Введённые против Венесуэлы жёсткие экономические санкции вынудили Мадуро покупать бензин за границей. Единственной страной, согласившейся продавать бензин, был, естественно, Иран. Ранее мы писали, как иранские танкеры прорвались через американскую блокаду в Венесуэлу. Если быть честными, американский флот не пошел на обострение, и пропустил иранские танкеры в Венесуэлу. Иран недвусмысленно дал понять, что в случае захвата своих танкеров он заблокирует судоходство в Ормузском проливе. Трамп посчитал, что экономические потери от такого шага Ирана перекроют выгоды от смещения режима Мадуро, но от своих целей не отказался.

Американцы провели, прямо скажем, блестящую двухходовую операцию. Первое, что сделала администрация Президента США – заблокировала во многих портах мира разгрузку танкеров с венесуэльской нефтью. Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на Refinitiv Eikon, сейчас в море находятся 16 танкеров, загруженных 18,1 миллионами баррелей венесуэльской нефти. Их не принимают нефтяные порты мира. Это объясняется тем, что нефтеперерабатывающие компании не хотят брать в работу венесуэльскую нефть, так как боятся попасть под санкции США. 18,1 миллиона баррелей – это двухмесячная добыча всех скважин Венесуэлы сегодня. Некоторые танкеры подходили к нефтяным терминалам, но вынуждены были уйти в открытое море, так как их отказались разгружать. Самые первые танкеры, попавшие под санкции, находятся в море уже полгода! Можно посочувствовать судоходным компаниям. Они попали в безвыходное положение и несут огромные убытки. Как заявил Reuters один топ-менеджер нефтяной компании, покупающий венесуэльскую нефть от государственной компании PDVSA, они предприняли уже три попытки найти покупателя на «нефть Мадуро». Их компания еще в январе купила партию венесуэльской тяжелой нефти, но до сих пор – сейчас середина августа – не может её продать из-за американских санкций. Под эти санкции в феврале и марте попали и две трейдинговые «дочки» «Роснефти». В конце марта «Роснефть» объявила о прекращении своей деятельности в Венесуэле.

По теме

Вторым шагом стало решение проблемы поставки иранского бензина в Венесуэлу. Первые танкеры, о которых упомянуто выше, дошли до порта НПЗ Эль-Палито, расположенного к западу от столицы Каракас. Но это были танкеры под иранским флагом. Дальнейшие перевозки производятся на зафрахтованных танкерах. И этим обстоятельством воспользовались в США.

12 августа было обнародовано заявление неназванного источника в Белом Доме, что США взяли под контроль груз одного из танкеров, перевозивших бензин для Венесуэлы. Как заявили американцы, еще четыре танкера - «Луна», «Панди», «Беринг» и «Белла» идут в порт Хьюстон в Техасе, чтобы сдать груз американским властям. Шаг получился эффектным. Как сообщает вездесущий Reuters, речь идет о том, что перевозчик сдает бензин американским властям, а они его конфискуют. Физически груз будет перегружен на другие танкеры. Танкеры отключили систему AIS, их местоположение неизвестно. В Венесуэлу они не прибыли. Формальным поводом для конфискации груза является то, что продавцом выступает гражданин Ирана Махмуд Маданипур, по данным американцев, связанный с Корпусом стражей исламской революции – КСИР.

Фрегат проекта 11356Р. Фото: wikipedia/Mil.ru
Фрегат проекта 11356Р. Фото: wikipedia/Mil.ru

США включили КСИР в список террористических организаций. Военная сила в данном случае не использовалась. Мнение экспертов разделилось. Одни считают, что имел место грубый шантаж – угроза создать такие условия, при которых судоходные компании не смогут вести свой бизнес. Другие – что американцы поступили изящнее, просто перекупив груз. Такие случаи в истории США бывали. Подтверждением этой версии служит использование в заявление глагола «seized». В наших СМИ его переводили как «захватили» - «США захватили иранское топливо для Венесуэлы». На самом деле, правильный перевод «завладели». Вполне может быть, что судовладельцам предложили сумму, в несколько раз большую стоимости фрахта на доставку бензина. Правда, при таком варианте, имидж судоходной компании становиться сильно подмоченным. Как бы то ни было, эта партия бензина не достигла Венесуэлы.

Иран

Естественно, такие действия США не остались без ответа Ирана. Иранский посол в Каракасе сделал заявление, в котором подчеркнул, что танкеры и их судовладельцы не контролируются Ираном, и дежурно назвал Трампа террористом. Официально, иранское агентство ИРНА сообщило, что ни иранские суда, ни груз на них не был захвачен. По данным СМИ, еще пять танкеров с бензином идут в Венесуэлу. Иранские это танкеры, или нет, не уточняется. О них пока ничего неизвестно, но, можно предположить, что скоро в СМИ появятся подробности.

12 августа иранский спецназ высадился с вертолета на палубу танкера «Вила» под флагом Либерии. Высадка проводилась прямо на фарватере в Ормузском проливе. Спецназ находился на борту танкера пять часов. Обращало на себя внимание то, что недалеко от танкера находился американский военный корабль, но он не предпринял никаких мер. Более того, американская дипломатия не сделала никаких грозных заявлений. Можно предположить, что США поняли намек Ирана по поводу их танкерной стратегии, и теперь размышляют, стоит ли перехваченный бензин для Мадуро, как минимум, остановкой судоходства в Ормузском проливе. Если они пойдут на дальнейшее обострение «танкерного диалога», то это потребует серьезного увеличения сил флота в Ормузском проливе с большой вероятностью вооруженного конфликта. Мы уже писали ранее, что Ирану вполне по силам парализовать судоходство в этом районе со всеми вытекающими последствиями для мировой экономики.

Фрегат проекта 22350. Фото: wikipedia/Mil.ru
Фрегат проекта 22350. Фото: wikipedia/Mil.ru

По теме

По появившейся информации, Иран был даже готов выкупить у судовладельцев их танкеры с тем, чтобы бензин был доставлен в Венесуэлу. Тема поставок бензина уже давно из разряда коммерческих перешла в политическую. После случившегося Ирану придется доставлять бензин на танкерах под иранским флагом. И если американцы пойдут до конца и будут задерживать иранские танкеры, блокировка международного судоходства в Ормузском проливе выглядит неизбежной. Как и последующий за ним жесточайший экономический кризис.

Россия

Если американцы упрутся по настоящему, и в Персидском заливе разгорится военный конфликт, венесуэльский узел может создать массу проблем для ВМФ России. Судите сами. Венесуэла – крупнейший покупатель российского оружия. Россия вложила в Венесуэлу миллиарды долларов. После ухода «Роснефти» из страны. собственником значительного объема венесуэльской нефти стала Правительство РФ, естественно опосредованно. Нам есть что терять. Деньги за нефть, оружие, инфраструктурные проекты. Но ещё это и потеря престижа. Россия позиционировала себя в Венесуэле как альтернатива США, и отказаться от такого положения дел без существенных потерь она уже не может. Если США будет продолжать блокаду поставок иранского топлива, Венесуэле выйти из кризиса будет крайне сложно. Имея нефть, но не имея нефтепереработки, страна вынуждена продавать нефть, покупая на вырученные деньги топливо – бензин, мазут и т.д. Россия же встанет перед выбором – или уйти из Венесуэлы и потерять всё то, что уже вложено в страну, или взять вопросы поставки топлива в Венесуэлу на себя. Танкеры в России есть, и строятся новые.

В крайнем случае, их можно купить, или зафрахтовать. Правда, как показывает практика, это не очень надёжно. Главная проблема в том, что эти танкеры нужно защищать. А кораблей океанской зоны в составе ВМФ России не просто мало, а катастрофически мало. Сейчас в составе российского флота есть 4 (5-й стоит на переоборудовании, 2 списаны) ракетных крейсеров проектов 1144, 1144-2 и 1164, 8 БПК проекта 1155 и 1155.1 (4 списаны) и 6 эсминцев проекта 956 (13 списаны), 2 сторожевых корабля проекта 11540.. Есть еще 2 древних сторожевых корабля проекта 1135. Новые корабли океанской зоны строятся, но строятся медленно. На сегодняшний день в строю два фрегата проекта 22350, в стадии постройки и испытаний ещё шесть фрегатов проекта 22350 и 22350М. Из 6 фрегатов проекта 1135.6 в строю три, строительство второй тройки заморожено из-за двигателей, которые производились на Украине. И это на все 4 флота России. Строительство новых военных кораблей в России идет ударными темпами, но в первую очередь строятся подводные лодки и корабли ближней морской зоны. И это понятно. Россия вынуждена посылать в Атлантику новые корветы – а это корабли ближней морской зоны. О деятельности российских корветов в Атлантическом океане смотри статью "Секретная миссия балтийских корветов". Для обеспечения деятельности нашей Средиземноморской эскадры привлекаются, в частности, малые ракетные корабли проекта 20631. А ведь это корабли класса «река-море»!

Дело в том, что в современных концепциях применения и развития ВМФ России нет пункта об обеспечении океанских конвоев через Атлантику. Организовать постоянное сопровождение танкеров в Венесуэлу в течение длительного времени для современного флота России невозможно. Сколько-то месяцев такая операция осуществима, но проводить ее в течение длительного времени флот не сможет. Такое положение дел ставит много вопросов. Но что делать, такова реальность.

Заключение

Пока США действуют административными мерами. Если Иран начнет доставлять бензин на танкерах под своим флагом, то вероятнее всего, судя по действиям Администрации, США ответят не силовыми действиями, а новыми санкциями.

Для России это не плохо, но план «Б» на случай силового развития ситуации вокруг Венесуэлы, будем надеяться, у Кремля есть.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.08.2020 19:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх