Версия // Общество // 5 ноября 1946 года в течение часа в аэропорту Внуково разбились три пассажирских самолета

5 ноября 1946 года в течение часа в аэропорту Внуково разбились три пассажирских самолета

4096

День трёх катастроф

5 ноября 1946 года в течение часа в аэропорту Внуково разбились три пассажирских самолета
(Фото: Wikimedia Commons/Георгий Долгопский)
В разделе

В истории гражданской авиации происходят катастрофы. Их причиной становятся плохие метеоусловия, ошибки экипажа, отказ техники, или стечение обстоятельств – например, попадание птицы в двигатель самолета. В наши дни причиной может стать террористический акт. Иногда катастрофы происходят из-за совокупности нескольких факторов.

Вообще, воздушные катастрофы с пассажирскими лайнерами – явление редкое. Если в стране происходит одна-две катастрофы в год – это говорит о серьезных проблемах с безопасностью полетов в отрасли. В этой статье мы расскажем, вероятно, о самом чёрном дне в истории мировой гражданской авиации, когда в течение часа в аэропорту Внуково разбились три пассажирских самолета. Два самолета совершали внутренние рейсы, один – международный.

Осень 1946 года

Несколько дней тому назад, на московский регион опустился густой туман, который висел над Москвой и областью три дня. В московских аэропортах объявили режим посадки «по фактической погоде», и несколько рейсов совершили посадку на запасных аэродромах. В таких случаях командир экипажа сам принимает решение о посадке.

76 лет тому назад, в конце октября – начале ноября 1946 года на Москву так же опустился очень плотный туман, который накрыл город. Видимость упала до пары сотен метров. Нужно понимать, что приближалось 7 ноября – очередная, 29-я годовщина, Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день в Москве обязательно проводился парад на Красной площади, и в столицу приезжали зарубежные гости и делегации из всех союзных республик. Напряжение в ЦК и МГК КПСС возрастало. Партийные чиновники считали отсутствие делегаций в столице 7 ноября невозможным, и требовали от метеорологов лётной погоды. Сложные метеоусловия привели к тому, что множество самолетов вынуждены были совершить посадку на запасных аэродромах, и там дожидаться улучшения погоды в Москве. По мере приближения к дате праздника, давление на метеорологов возрастало. Партийные чиновники поставили перед руководством аэропорта задачу – обеспечить прибытие почётных гостей. Метеорологи были просто обязаны дать хороший прогноз. В результате 5 ноября метеослужба выдала прогноз – с 15 до 17 часов ожидается улучшение видимости. Экипажи самолетов, ждущих разрешения на вылет на запасных аэродромах, подняли в воздух свои самолеты. На самом деле, никакого улучшения видимости в Москве не произошло – над городом висел всё такой же густой и вязкий туман. В результате, в воздушной зоне ожидания аэропорта Внуково одновременно оказались 17 пассажирских самолетов. Руководство Внуково не давало диспетчерам разрешение на отправку самолетов на запасные аэродромы – Клин, Солнечногорск и другие аэродромы Московской области. До трагедий оставался один шаг. За 48 минут произошли три авиакатастрофы.

Рейс из Ашхабада

По теме

Грузопассажирский рейс Ашхабад – Москва осуществлялся на самолете Ли-2 с регистрационным номером СССР-Л4181 Туркменского территориального управления Гражданского воздушного флота – ГВФ. Командиром воздушного судна был Заерко В.И. Из-за сложных метеоусловий самолет два дня находился на аэродроме города Воронежа. К счастью, пассажиры не стали ждать летной погоды и пересели на поезд. Самолет вылетел в Москву только с экипажем – командир, второй пилот, бортмеханик, бортрадист и стюардесса. Попав в «пробку» в зоне ожидания, самолет два часа летал по кругу. Топливо заканчивалось. Видимо поэтому экипажу было дано разрешение на посадку. Метеоусловия были очень плохими – видимость 300 метров при нижней границе облачности 30-50 метров. Выполняя разворот при заходе на посадку, Ли-2 потерял скорость, и в 18-07 в районе 34-го километра трассы Москва – Минск врезался в землю. Все пять членов экипажа погибли.

Рейс из Берлина

Дуглас DC-3
(Фото: Wikimedia Commons/Phil Vabre)
Дуглас DC-3 (Фото: Wikimedia Commons/Phil Vabre)

Рейс Берлин – Рига – Москва выполнялся на самолете Douglas C-47 с регистрационным номером СССР-Л946. Этот самолет входил в состав 10-й гвардейской авиационной дивизии гражданского воздушного флота. Во время войны часть пассажирских самолетов была мобилизована и входила в транспортные полки и дивизии ГВФ. Шёл 1946 год, и гражданские лайнеры еще не успели «демобилизоваться», хотя и работали уже на гражданских рейсах. Командир воздушного судна Найденко А.А.

При вылете из Риги на борту находилось 22 пассажира и 4 членов экипажа. Douglas C-47 так же попал в «пробку» в воздушной зоне ожидания Внуково, и провел в ней около двух часов. Как и у ашхабадского самолета, заканчивалось топливо. В 18-27 дали добро на посадку. Горизонтальная видимость 600 метров, нижняя кромка тумана – 10-50 метров. Во время первого захода экипаж промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы, и был вынужден начать разворот на второй заход. Двигатели перевели в форсажный режим. И самолет стал кабрировать – резко поднял носовую часть, потерял скорость, перешёл в сваливание и врезался в землю. Высота падения была не очень большая около 10-15 метров – именно на этой высоте командир принял решение на уход на второй круг, поэтому из 26 человек погибли только 13.

Рейс из Вильнюса

Рейс Вильнюс – Москва проводился на самолете Ли-2 Литовской отдельной авиагруппы Гражданского воздушного флота. Командир воздушного судна Болтенко В.Ф. На его борту находилось 22 пассажира и 4 члена экипажа. В зоне ожидания самолет летал по кругу немного меньше – один час пятнадцать минут. В 17-45 диспетчер Внуково дал ему добро на посадку. У этого Ли-2 был неисправен автоматический радиокомпас, поэтому на посадку он шёл по командам диспетчера Внукова, который контролировал полет и посадку самолета по экрану радиолокационной станции. Надо понимать, что РЛС в 1946 году были еще очень несовершенны. Было выполнено пять заходов на посадку. В четырех экипаж их прерывал, и уходил на второй круг. Во время пятого захода на самолете закончилось топливо. Ли-2 начал снижаться и планировать, пока на его пути не появились столбы освещения. В 18-55 самолет рухнул на землю, прямо на площадь перед аэровокзалом. Так как топливо закончилось, пожара не произошло. В результате катастрофы погибла одна пассажирка.

Работа комиссии

По теме

Такого удара по своему престижу авиация Советского Союза не получала давно. В трёх катастрофах погибло 19 человек. Поэтому, первое, что сделала комиссия – засекретила сам факт тройной катастрофы в московском аэропорту. Ничто не должно было омрачать праздник Октября. Потом стали разбираться, почему могло такое произойти. Интересно, но партийного чиновника, кто отдал приказ принять самолеты, во что бы то ни стало, не нашли. При отсутствии главного обвиняемого, стали разбираться со «стрелочниками». Руководство аэропорта Вильнюс обвинили в том, что оно выпустило в полет Ли-2 с неисправным автоматическим радиокомпасом. Досталось и авиадиспетчерам аэропорта Внуково за то, что они ставили самолеты в воздушной зоне ожидания в круг, и не давали разрешения на посадку на запасном аэродроме, в результате чего в воздушной зоне ожидания скопилось 17 пассажирских самолетов. Авиадиспетчеры отбивались от обвинений чётким приказом, полученным «сверху» – посадить все самолеты. Именно поэтому они посылали самолеты на воздушный круг в надежде на улучшение погоды и давали добро на посадку только тогда, когда топливо на самолетах подходило к концу.

Официально, в документах комиссии были указаны следующие причины катастроф.

1. Недостаточно обоснованный и впоследствии не оправдавшийся прогноз погоды, составленный работниками Внуковской метеостанции. В него не были включены коррективы по фактической погоде.

2. Аэропорты, выпустившие самолеты в воздух, сделали это без согласования с аэропортом прибытия – Внуково. Из-за этого, во Внуково не знали количество самолетов и график их прибытия в воздушную зону аэропорта. Это привело к тому, что в зоне ожидания оказались 17 пассажирских самолетов, и диспетчеры из-за тумана гоняли их по кругу.

3. Аэропорт Вильнюса выпустил Ли-2 в Москву слишком поздно, с нарушением правила прибытия не менее, чем за 30 минут до захода солнца. Повторимся, шёл 1946 год, и навигационных приборов на самолетах было очень мало. Кроме этого, в полет был выпущен самолет с неисправным автоматическим радиокомпасом.

4. Следствие констатировало плохую работу диспетчеров Внуково.

5. Следствие обвинило руководство Внукова в растерянности (ну это понятно, испытывая такое давление по партийной линии), не сумевшее (или не захотевшее0 исправить действие диспетчеров, собравших в воздухе 17 самолетов, и не сумевших принять по ним решение до наступления сумерек. Самолеты надо было возвращать на аэродромы вылета, или сажать на запасные аэродромы. Систем слепой посадки тогда не существовало.

Среди реальных выводов и рекомендаций, направленных на повышение безопасности полетов, стало внесенное в регламенты и инструкции требование о запросе аэродрома отправления самолета аэродром прибытия о готовности последнего принять самолет по погоде. Кроме этого (удивительно, что не было сделано ранее) был введен запрет на выпуск самолета в полет с неисправным оборудованием.

Аналогичные катастрофы с американцами в Китае

Дуглас C-47
(Фото: Wikimedia Commons/Airwolfhound)
Дуглас C-47 (Фото: Wikimedia Commons/Airwolfhound)

В том же 1946 году точно такая же история произошла на другом конце света. Правда, причины, приведшие к аналогичной ситуации, были иные.

В 1946 году в Китае в разгаре гражданская война. США во всем поддерживает Чан-Кайши. Была основана авиакомпания China National Aviation Corporation – CNAC. Это была очень необычная авиакомпания. Перевозила она только американцев, командирами воздушных судов были американские летчики, вторыми пилотами – китайцы. В остальном, ситуация совершенно одинаковая. Декабрь 1946 года. Приближается католическое Рождество. Наземные персонал уже празднует, но в воздухе находятся 4 самолета, которые во что бы то ни стало, хотят совершить посадку на аэродроме прибытия. Метеоусловия плохие, сильный туман. Но, несмотря на это, самолеты взлетели с аэродромов с надеждой на лётную погоду на аэродромах посадки. Кстати, и самолеты такие же - Douglas C-47. Последним аэродромом для них стал китайский Шанхай.

Пассажирский Douglas C-47 трижды пытался совершить посадку в Нанкине. Топливо заканчивалось, и самолет направился на запасной аэродром в Шанхае. При заходе на посадку из-за нехватки топлива, глохнет один из двигателей, и Дуглас падает на землю. Наземные службы видят в густом тумане яркую вспышку.

Ещё один пассажирский самолет, Curtiss C-46 Commando при попытке совершить посадку, промахивается мимо полосы, задевает здание школы, и падает на землю.

С одного из военных аэродромов в окрестностях Шанхая сообщают о гибели третьего самолета – военного Douglas C-47. В воздухе находится еще одна такая же машина. В эфире наступает тяжелая тишина. Наконец, по радио приходит сообщение, что четвертый самолет благополучно сел на еще одном военном аэродроме. В тот вечер погибло 74 человека.

Заключение

Памятник самолёту Ли-2
(Фото: Wikimedia Commons/Георгий Долгопский)
Памятник самолёту Ли-2 (Фото: Wikimedia Commons/Георгий Долгопский)

Сегодня пассажирские лайнеры оборудованы самыми современными навигационными системами, позволяющими совершать посадки в любых метеоусловиях, днем и ночью, без ограничений. Пилот осуществляет только взлет и посадку. В остальное время полета самолетом управляет автопилот. Однако, и в таких условиях, роль человеческого фактора на земле и в небе велика. От ошибок диспетчеров и летчиков подчас зависят жизни пассажиров.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2021 10:00
Наверх