Константин Кинчев (настоящая фамилия - Панфилов) является в 2016 году одной из харизматичных персон рок-музыкального мира России. Благодаря ему и ещё ряду знаковых фигур славного русского рок-пантеона, вроде Шевчука, Гребенщикова, Бутусова, Макаревича, Кипелова, Сукачева, Никольского, Летова, Горшенева, Варшавского, Шахрина, братьев Самойловых, Князева, Скородеда и других, дух беспутного и шалопайского русского рока все также парадоксально жив, хотя многими он был успешно и не раз похоронен.
На заре становления группы Алиса (образованной в 1983 году), Кинчев, (пришедший в Алису в 1984), многое взял из имиджевых фишек пост-панка, новой волны, кибер-панка с налетом милитари, глэма и частично готики Билли Айдола или Duran Duran, удачно синтезировав их музыкальные находки с сокрушающей социальной сатирой и могучим инструментальным шквалом хард-вейва. Каждая песня группы Алиса воспринималась в восьмидесятых как боевик («Экспериментатор», «Ко мне», «Аэробика») или гимн поколения («Мы вместе», «Мое поколение», «Все это рок-н-ролл»).
В настоящее время Константин ведет жизнь трезвую и по-своему размеренную. Вокалист группы Алиса, чья жизнь так похожа на воспеваемую им изменчивую стихию воздуха, сегодня избегает полярных крайностей, которыми изобилует творческий путь любого культового музыканта. Его резкая смена поведенческого стереотипа, обращение к религиозным началам, отъезд в деревню, шокировали поначалу многих. Но такая смена хорошо демонстрирует изменения в его жизни и творчестве за последние 15 лет, со времен выхода эпохальных альбомов «Солнцеворот» (2000) и «Танцевать» (2001) с композицией «Мы держим путь в сторону леса».
Так получилось, что с течением времени из неистовой рок-звезды Кинчев превратился в уравновешенного деятеля рок-искусств, получающего различные премии («Петрополь» - www.alisa.net) и заботливого семьянина (у него двое дочерей и сын), тщательно следящего за своим здоровьем. Переболев многими пороками, испытав и проверив их действие на себе, к концу 1990-х и в «нулевых» годах Константин начал писать таким языком, в котором, на мой взгляд, плакатность стала частично преобладать над образностью, а эмоции и чувства над потаенным смыслом. Прямолинейность последних альбомов «Саботаж» (2012) и «Цирк» (2014) постепенно пришла на смену витиеватости и закрученности менестрельских метафор «Для тех, кто свалился с Луны» (1993) или «Jazz» (1996), что явилось подспудным следствием неочевидных внешним наблюдателям внутренних изменений, происходившим с артистом.
Их иллюстрацией является непростой поиск себя и ответов на потаенные вопросы жизни во многих композициях группы («Власть», «Родина», «Небо Славян»). Подобными по значению вехами в творчестве Константина в свое время стали альбомы «Черная метка» (1994) и «Дурень» (1997). К началу 2000-х годов Кинчев изменился даже внешне. Он похудел, заматерел, стал выглядеть поджарым, собранным, что для его нынешних пятидесяти восьми лет пошло ему явно на пользу.
Мне кажется, что суть произошедших с ним перемен заключена в том, что Константин решил более не препятствовать слушателю, проникнуть в суть того, что он хотел не сказать – донести до него. В его сегодняшнем творчестве каждый найдет безусловно свое! Но его вдохновение в настоящем – небезразличный ответ на катастрофическое оскудение современного рокового содержания. Сколько можно вливать вино в старые мехи и подпитывать армию фанатов стихами, сразу разбираемыми на цитаты и поговорки? Когда все сказано, поэт, актер и музыкант вынужден говорить другим манером, расширять или сужать свой смысловой посыл. Можно приходить на концерт и слушать группу ради слов, музыки или шоу, а можно обходиться без них вовсе, просто смотря на энергичного Константина и его сегодняшнюю Алису, которая отлично дополняет своего Кормчего.
И это – прекрасно! Так как показывает, что артист в Кинчеве - жив! Он по-прежнему скромен, к тому же трудоголик и перфекционист. Константин научился не растрачивать себя по пустякам перед концертом, выборочно дает интервью, запрещает съемки на концертах и как прежде собирает полные залы поклонников своей музыки, чтобы поделиться с ними наболевшим. Кинчев – неравнодушный человек, который находится на грани, на острие современной музыки, чутко вслушиваясь в процессы происходящие в социуме. Ужесточение музыки Алисы, ее хард-составляющей основы, а также выпуск акустических альбомов, «Акустический альбом ч.I» (1996), «Акустический альбом ч.II» (1997), «Акустический альбом ч.III» (2000), концертников - «Пляс Сибири на берегах Невы» (1998) и «Рок-Энциклопедий Алиса» (2000) является своеобразным ответом Константина новым временным ритмам. За что и любимым своей окрашенной в фирменные красно-черные цвета армией Алисы, воины которые шли и идут на его концерты словно на праздник, чтобы зажечь в буквальном смысле фаера и дымовые шашки, как на 25-летии АрмииАлисы в Stadium. Замечу, что таким единением с поклонниками могут похвастаться считанные группы, как Ария (о чем мы писали в статье «Поют сердца, играя хэви на гитарах»), Пилот или Кипелов.
На мой взгляд, Кинчев несоизмеримо вырос со временем как музыкант и поэт, перейдя от раннего нарочито повелительного скоморошества «Шабаша», «Жги-гуляй» (часто исполняемых на концертах), к относящимся к разным периодам его творчества композициям, вроде сильных «Rock-n-roll крест», «Синему пределу», лиричным «Дождю»*, «Падал снег» и динамичным «Трассе Е-95», «Аэробика», «Соковыжиматель». Со времен эпохальных «Энергии» (1985), «Блокады» (1987), «Шестого лесничего» (1989), «Шабаша» (1990) он вышел на закрученные уровни «Геополитики» (1998), «Изгоя» (2005), «Пульса хранителя дверей лабиринта» (2008), постепенно постигая темы, которые ошарашивают слушателя своим постижением загадок бытия.
Интересно, куда приведет в итоге судьба Константина? Так как, несмотря на отмеченные мной и многими слушателями изменения его музыки, Кинчев неуловим, словно собственная поэзия, когда он может «предвидеть, но не берется предсказать…». Каким языком он опишет свои новые открытия мира и «Театра теней» в обещанном новом альбоме 2016 года? Мне кажется, что внимательные исследователи найдут в его прошлой и настоящей поэзии клады неисчерпаемых и волевых метафор, а некоторым возможно повезет похвастаться открытием неизвестно где скрывавшихся от всех предыдущих прочтений. Его артистическая харизма не забронзовела со временем, а стала ярче, покрывшись налетом благородной патины, перейдя из количества в качество, словно метка, напитанная музыкальной энергией, которая ассоциируется с черным гитарным медиатором.
Сет-лист:
1. Армия Жизни
2. Вот так
3.Ток Шок Рок
4. Солнце Встает
5. Жги-Гуляй
6. Аэробика
7. Смутные Дни
8. Небо Славян
9. Ангел
10. Ко Мне
11. Работа
12. Соковыжиматель
13. Засада
14. По Барабану
15. Все Это Рок-Н-Ролл+барабанное соло
16. Красное На Черном
17. Апрель
18. Кибитка
19. Музыка
Бис:
20. Левша
21. Фавор
Выражаем признательность Николаю Свириденко за предоставление аккредитации на концерт и фото Константина Кинчева для статьи.
- *
- Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента