Версия // Общество // 18 сентября 1939 года польская интернированная подводная лодка сбежала из Таллина

18 сентября 1939 года польская интернированная подводная лодка сбежала из Таллина

5380

Бегство «Орла»

18 сентября 1939 года польская интернированная подводная лодка сбежала из Таллина
В разделе

В истории крупных конфликтов и войн случаются очень громкие события. Правда, через несколько дней или недель из-за глобальных потрясений о них быстро забывают. Помнят о таких событиях только профессиональные историки, занимающиеся изучением соответствующей эпохи.

Сюжет: Армия

В этой статье мы расскажем об одной истории, случившейся в самом начале Второй мировой войны, когда, интернированная в эстонском Таллине польская подводная лодка ORP «Orzeł» («Орел»), разоружив эстонскую охрану, совершила побег из порта.

ВМФ Польши

Одним из результатов Первой мировой войны стал распад трех европейских империй. На их месте образовались небольшие европейские страны. Польша после нескольких веков снова получила национальную независимость и выход к Балтийскому морю. Военный бюджет страны был не очень большим, но, тем не менее, к началу 1939 года в составе польского флота находились четыре современных больших эсминца, один хорошо вооруженный минный заградитель специальной постройки, пять современных подводных лодок (из них три – подводные минные заградители), две канонерские лодки, шесть тральщиков, вспомогательные суда. Польша контролировала небольшой по протяженности участок побережья Балтийского моря от Гданьска (немецкое название Данциг) до Гдыни. Это был так называемый Данцигский коридор. После окончания Первой мировой войны Восточная Пруссия была отделена от остальной территории Германии, чтобы дать выход к морю новому государству. Ширина Данцигского коридора была от 30 до 200 км.

Несмотря на то, что количественный и качественный состав ВМФ Польши вполне соответствовал стандартам 30-х годов ХХ века, с точки зрения стратегии дело обстояло совсем не так радужно. Конечно, польский флот мог успешно противодействовать какому-то гипотетическому не очень сильному противнику, но против немецких Кригсмарине и Люфтваффе сделать ничего не мог. Кроме этого, достаточно ущербной была система базирования польского флота. Гданьск прикрывала крепость Вестеплатте, в Гдыне был небольшой военный порт, а основном местом базирования польского флота была выбрана Хель – небольшая рыбацкая деревушка на оконечности одноименной песчаной косы. Эта коса прикрывает в Гданьском заливе подходы к Гданьску и Гдыне. Польские адмиралы это понимали, и в случае войны с Германией был разработан план прорыва польского флота в порты Великобритании.

Подводная лодка ORP «Orzeł»

Последним приобретением перед Второй мировой войной в польском флоте стали две больших подводных лодки. В 1936 году в Голландии были заложены две однотипные большие подводные лодки «Orzeł» и «Sep». Обычно в те годы Польша заказывала крупные корабли во Франции и Великобритании, однако для этого заказа было сделано исключение. Дело в том, что в те годы голландский флот состоял из двух частей. В европейских водах находилось небольшое прибрежное соединение кораблей, которое должно было защитить побережье страны на Северном море. Основной же флот Голландии, в который входили самые современные корабли и подводные лодки, защищал Голландскую Ост-Индию – территорию современной Индонезии. Вот для этого колониального флота была построена серия больших подводных лодок типа О-16. Польские моряки оценили потенциал лодок этого типа и заказали две по улучшенному проекту – более крупные и несущие больше вооружения. Эти лодки имели надводное водоизмещение 1 100 тонн, скорость надводного хода 19,4 узла, рабочую глубину погружения 80 метров. Дальность плавания в надводном положении составляла 7 000 морских миль – около 13 000 км. Лодка была вооружена 12 торпедными аппаратами, 105-мм пушкой, 40-мм зенитной пушкой и спаренным 13,2-мм пулеметом. Эти характеристики соответствовали зарубежным образцам того времени. «Орел» был спущен на воду в январе 1938 года и вступил в строй 2 февраля 1939 года – за семь месяцев до начала Второй мировой войны. После прибытия в Польшу лодка прошла интенсивный курс боевой подготовки. 24 августа 1939 года она приняла полный запас торпед и ожидала приказа командования.

Интернирование

По теме

По планам боевого развертывания, ORP «Orzeł» вышел патрулировать выделенный ему квадрат в центральной части Балтийского моря. На берегу же события развивались стремительно. Немцы захватили балтийское побережье. Военно-морская база Хель была захвачена. Возвращаться лодке было некуда. На этот случай командиры польских кораблей получили приказы, регламентирующие их действия. Часть кораблей должны были прорываться в Великобританию, часть – интернироваться в Швеции. Забегая вперед, скажем, что из пяти польских подводных лодок три были интернированы в Швеции, а две прорвались в Великобританию. Такой же приказ (об интернировании в Швеции) был и у командира «Орла», однако он не был выполнен. Командир лодки Хенрик Клочковский сообщил экипажу о своем сильном отравлении продуктами. Это по одной версии. По другой симптомы болезни командира напоминали тиф – что было очень рискованно для экипажа в замкнутом пространстве подводной лодки. Кроме того, лодка получила повреждение – лопнула труба, идущая от компрессора сжатого воздуха. Поэтому командир принял решение интернироваться, но не в Швецию, как был сформулирован приказ, а в Эстонию, в порт Таллин.

14 сентября 1939 года ORP «Orzeł» прошел остров Найссаар и получил разрешение зайти на рейд Пайсаар. В порту Таллина рядом с ORP «Orzeł» отшвартовалась канонерская лодка эстонского флота «Laine» «Лайне» – «Волна». 15 сентября командир покинул лодку для посещения госпиталя. В дальнейшем выяснилось, что у него были признаки сильнейшего переутомления. Во всех последующих событиях он не участвовал. Вначале эстонские власти согласились провести необходимый ремонт, но особо подчеркнули, что лодка может находиться в эстонском порту не более 24 часов. В дело вмешалось посольство Германии. Напомним, что к тому времени Германия и Польша находились в состоянии войны. Был еще один нюанс. 15 сентября из Таллина вышло немецкое торговое судно «Талатта». По международным законам, выход в море из нейтрального порта военного корабля может произойти только через 24 часа после выхода в море торгового судна другой воюющей стороны. А такая задержка автоматически означала интернирование «Орла». Под давлением немцев на «Орле» появился эстонский офицер и солдаты, которые забрали всё личное оружие экипажа и навигационные карты. Экипажу было объявлено, что лодка интернирована. Началась выгрузка с лодки на берег торпед. Выгрузили 14 штук. После чего сломалась специальная лебедка, выведенная из строя новым командиром лодки лейтенантом Яном Грудзиньским.

Надо отдать должное польским подводникам. Находиться на интернированном корабле до конца войны они не захотели. Хотя, может быть, они понимали, что статус нейтральной страны у Эстонии будет недолго. Кроме этого, появилась информация, что советские войска вошли в Польшу. Инициаторами побега стали помощник командира Ян Грудзиньский и минер Анджей Пясецкий.

Ночью 18 сентября экипаж лодки обезоружил эстонских солдат, находящихся на борту «Орла», и захватил лодку. Так как экипаж не очень хорошо знал особенности порта, при выходе из гавани «Орел» навалился на один из волнорезов порта, получил повреждения в носовой части, но, тем не менее, вышел из акватории Таллиннского порта. На борту находились два эстонских солдата. На следующий день эстонские и немецкие газеты вышли с утверждением, что этих двоих солдат убили. Причем тон немецких газет был откровенно издевательским. Тема двух солдат находилась в медийном пространстве до тех пор, пока не пришла информация, что эстонцев освободили недалеко от побережья Швеции. Ночью 21 сентября «Орел» всплыл недалеко от шведского острова Готланд. Поляки спустили резиновую шлюпку, посадили в нее двух эстонцев – боцманмата Роланда Кирикмаа и матроса Бориса Мальстейна – дали им продукты и воду, а также 100 долларов США на покупку билетов до Эстонии. 24 сентября на рейсовом самолете они вернулись из Швеции в Таллин. Тогда же появилась информация, что ORP «Orzeł» ушел в Великобританию. Лодка относилась к типу больших подводных лодок, и её автономность позволяла ей совершить такой переход.

Политические последствия

По теме

Скандал разгорелся грандиозный. 20 сентября были уволены командующий ВМС Эстонии Валев Мере и начальник штаба ВМС Рудольф Линнусте. Наряду с Германией, которая была недовольна побегом совершенно новой подводной лодки, неожиданно неудовольствие высказал и Советский Союз. СССР потребовал незамедлительного заключения между Эстонией и СССР договора о взаимопомощи, поскольку последняя не может обеспечить охрану своих границ и ставит под угрозу безопасность судоходства в Финском заливе, что ставит под угрозу стратегические интересы Советского Союза.

24 сентября лидер эсминцев Балтийского флота «Ленинград» обстрелял воды залива Эрус. Три снаряда разорвались в воде, один – в прибрежном лесу. Причина – там якобы находилась «тайная база польских подводных лодок». Затем последовала провокация с советским пароходом «Металлист». Более подробно о том, как была осуществлена эта советская провокация, и почему не воспользовались её результатами, смотри статью «Неиспользованная провокация» То, что ORP «Orzeł» не атаковал советские суда подтверждает тот факт, что когда лодка достигла базы в Великобритании на её борту находилось 6 торпед, которые остались после выгрузки 14 в Эстонии.

Во второй мировой войне

Когда лодка вышла за пределы территориальных вод Эстонии встал вопрос – каким курсом вести лодку. Эстонский офицер изъял все навигационные карта с борта субмарины. Выход нашли весьма необычный. Эстонский офицер не обратил внимания на немецкий справочник, находившийся у штурмана лодки. Это был справочник – перечень маяков, буёв и других навигационных знаков, расположенных в Балтийском море. Штурман подводной лодки подпоручик Мариан Мокрский по памяти начертил контурную карту Балтийского моря и на базе этого чертежа и немецкого справочника нарисовал навигационную карту. Сегодня она хранится в музее. Штурман лодки был настоящим профессионалом! По этой карте «Орел» смог обогнуть Борнхольм и пройти Датскими проливами. Во время перехода «Орел» предпринял несколько попыток атаковать немецкие корабли, но безуспешно. 12 октября лодка легла на курс 253 градуса (курс на запад). Из-за сильного шторма была сломана антенна радиостанции. Подойдя к побережью Великобритании, лодка остановилась – на борту не было карт английских минных полей. 14 октября рацию удалось починить, и в эфир ушла радиограмма открытым текстом. Королевский флот выслал на встречу эсминец. Он обнаружил лодку около острова Мейн и довел её до английской военно-морской базы в Росайте. Первый боевой поход из Гдыни в Росайт (через Таллин) занял у польских моряков 44 дня.

8 апреля 1940 года «Орел» записал на свой счет первую победу – его экипаж потопил немецкий транспорт «Рио-де-Жанейро», который перевозил немецких солдат в Норвегию. Через два дня лодка совершила вторую атаку против немецкого тральщика, но она была неудачна. К 23 мая 1940 ORP «Orzeł» совершил семь боевых походов и готовился выйти в восьмой. 1 и 2 июня из Росайна на «Орел» поступил приказ об изменении квадрата патрулирования – нужно было перейти в район пролива Скагеррак. Ответа на приказ на базе не получили. 5 июня был отдан приказ о возвращении на базу. Он так же не был выполнен. 8 июня было принято решение считать лодку пропавшей без вести. Точная причина гибели лодки до сих пор не известна. Наиболее вероятна версия, что лодка напоролась на мину, форсируя неизвестное для нее минное заграждение.

Хотя, есть еще одна версия. На смену «Орлу» должна была прийти голландская подводная лодка О-13. У них были очень похожие силуэты. Голландские моряки знали, что немцы захватили несколько голландских лодок этого типа, но могли не знать о постройке двух лодок для ВМФ Польши. По иронии судьбы, О-13 через две недели была потоплена польской подводной лодкой «Wilk» – «Волк»

Заключение

Поляки очень трепетно относятся к истории своего военно-морского флота. Во времена социалистической Польши был снят художественный фильм о побеге ORP «Orzeł» из Таллина. Его показывали в 70-е годы и в Советском Союзе. В 2008 году была предпринята попытка найти место гибели «Орла». Исследовательское судно обследовало дно Северного моря в районе предполагаемой гибели лодки. Было найдено большое количество погибших судов, но обломков ORP «Orzeł» среди них обнаружено не было.

Командир «Орла» Колочковский остался в Таллине. В госпитале он провел всего три дня – болезни у него не нашли. После этого он переехал в Тарту. Удивительно, но НКВД его не тронуло. Моряк перебрался в Ленинград (до революции он там жил и учился). С началом Великой отечественной войны присоединился к польской дивизии имени Костюшко, но сразу оказался под польским судом. Отделался легко – был разжалован в матросы. Всю войну бывший командир «Орла» ходил на американских торговых судах в составе Северных конвоев. Умер Хенрик Клочковский в 50-е годы в США.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.03.2022 19:06
Комментарии 0
Наверх