События на Балтике продолжают стремительно развиваться в сторону нарастания конфронтации. Чтобы немного утихомирить разбушевавшегося лимитрофа, власти России провели операцию, абсолютно аналогичную той, что осуществили власти Эстонии с танкером российского «теневого флота» «Kiwala». Был задержан греческий танкер, вышедший из эстонского порта. После задержания на «Green Admire» под флагом Либерии, будут проверять всю документацию. В эту игру, оказывается, можно играть вдвоём. В этой статье мы расскажем о том, что известно на понедельник.
Лимитроф разбушевался
О том, что «храбрая» Эстония вдруг встала на передний край борьбы с Россией, мы рассказывали в статьях «Лимитроф разбушевался», «Промежуточный итог, или что-то пошло не так?» и «Лимитроф разбушевался. Позорное продолжение». Ситуация для торгового мореплавания в Финском заливе ухудшалась, буквально, с каждой неделей. Россия, если не считать пролета Су-35 над танкером «Ягуар», в провокации Эстонии не вмешивалось. Но. судя по всему, в высоких кабинетах приняли соответствующее решение.
18 мая 2025 года. Финский залив
Сначала немного об особенностях навигации в Финском заливе. Эстонский порт Силламяэ – второй по грузообороту морской торговый порт Эстонии – расположен на берегу Нарвского залива, который, в свою очередь, является частью Финского залива. У порта есть два выходных фарватера. Один идет в эстонских водах, но по нему безопасно могут ходить относительно небольшие суда – сухогрузы, паромы и т.д. Для движения больших танкеров используется другой маршрут. Танкеры заходят в российские воды, в них делают поворот на запад, и далее идут по своим маршрутам. Этот маршрут длиннее, но зато он полностью безопасен для судов с большой осадкой, так как проходит по центральной части Финского залива.
18 марта из Силламяэ вышел танкер «Green Admire», перевозящий сланцевое масло. Танкер принадлежит греческой судоходной компании «Aegean Shipping» и зарегистрирован в Либерии. Порт назначения Роттердам. Маршрут в российских водах был согласован с российской стороной. Все страны ведут контроль над перемещениями судов в Балтийском море. Отдел управления судоходством Департамента транспорта Эстонии зафиксировало остановку танкера. Полностью зеркально повторилась история с танкером «Kiwala». Тогда капитан танкера получил указание зайти в территориальные воды Эстонии для проверки документов судна. Вчера капитан «Green Admire» по радио получил распоряжения встать на якорную стоянку у острова Гогланд для проверки документов. Ответ российской стороны был абсолютно симметричен. Разница была только в том, что после остановки, судя по всему, была включена система подавления GPS, так как на всех Интернет-ресурсах, отслеживающих перемещение гражданских судов, местоположение танкера было в самых различных точках Финского залива. Задержание «Green Admire» произошло через четыре дня после неудачной для Эстонии попытки задержать танкер «Jaguar».
Реакция в Эстонии
МИД Эстонии озвучил несколько тревожных комментариев. То, что танкер задержан «незаконно» – это понятно. При этом, то, что «Green Admire» остановили для проверки документации в российских водах, никого в Таллине не смущает. Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна так же заявил, что отныне Эстония будет рисковать, и направлять все танкеры (а их бывает в некоторые месяцы до 30 единиц – порт Силламяэ ключевой в Эстонии по перевалке транзитных грузов) прибрежным фарватером в территориальных водах страны. То есть получается, что эстонское правительство, по сути, берет риск загрязнения Финского залива на себя. Хотя, можно быть уверенным, что если, не дай Бог, что-то произойдет, то во всем, естественно, будет виновата Россия. Закончил министр традиционно: «Россия продолжает вести себя непредсказуемо. Наши союзники проинформированы».
Вторым моментом стало подтверждение позиции страны по продолжению контроля над морским трафиком в Балтийском море. Премьер-министр Эстонии Кристен Михал заявил, что Таллин не откажется от намерения отслеживать подозрительные корабли. «Мы ясно понимаем, почему Россия нервничает. Но мы будем следить за этими судами и задавать вопросы, если что-то покажется нам подозрительным», — сказал глава правительства То есть конфликты на входе в Финский залив будут продолжаться. Судя по всему, власти страны рассчитывают на поддержку Финляндии и Швеции и, возможно, на поддержку в этом вопросе от США. Но вот что интересно. Две скандинавские страны пока молчат, и не сделали никаких заявлений ни по одному из инцидентов с участием Эстонии.
Что дальше?
Вариантов много. Что будет задействовано, а что нет – покажет время. Одно можно сказать точно – конфронтация будет усиливаться.