Версия // Колумнисты // Жадность – двигатель торговли

Жадность – двигатель торговли

3525
Алина Жестовская, юрист, политолог
В разделе

Антимонопольщики возбудили дело в отношении крупнейших продуктовых сетей экономкласса. На складах «Пятёрочки» и «Магнита» были обнаружены сахарные горы. При этом компании синхронно не поставляли товар в розничные магазины, провоцируя ажиотажный спрос.

Даром экономисты разглагольствовали на тему взаимосвязи зарубежных санкций и роста цен на отечественные продукты. Ларчик просто открывался. Разгадка тайны российской потребительской экономики оказалась в обычной жадности.

Помните, у Ильфа и Петрова в «Золотом телёнке» есть такие «пикейные жилеты»? Дремучие обыватели, «на серьёзных щщах» рассуждающие о проблемах глобальной политики. Да простят меня сограждане, но именно этих литературных героев напоминали мне некоторые из них, весь минувший месяц деловито мониторящие курс и сопоставляющие свои семейные планы по оптовым закупкам гречи и тушёнки со стоимостью американского доллара. Будем честны – акробатические номера, вытворяемые баксом в диапазоне 30 рублей, на внутрироссийские ценники в этот раз никак не влияли. Потому что коммерсантам, аргументирующим подорожание своего ширпотреба колебанием мировых рынков, курс доллара в действительности оказался не важен. Появилась возможность задрать цену – они и задрали.

СМИ обвиняют продажных коммерсантов в непатриотизме. Думается, что напрасно. Бизнес – он на то и бизнес, чтобы прибыль ставить выше всех прочих факторов. И единственное, что сдерживает бизнесмена, – это требования законодательства. На которые, впрочем, всем глубоко и столь же непреклонно плевать, будем честны.

Но уж если быть предельно откровенной, то жадность бизнеса – лишь естественное продолжение общей экономической инфантильности по обе стороны прилавка. Вспомните, например, на чём строится ценообразование на рынке частных услуг – у таксистов-нелегалов, у ремонтников с «Авито» и барышень, наращивающих ресницы на дому. С расходными материалами более-менее понятно. Ну а стоимость труда ремесленника в каждом втором случае зависит от его личных потребностей.

Бытие определяет сознание. Удастся на этой неделе сэкономить и даже чуток отложить – починит сливной бачок за 3 тыс. рублей. А если на следующей нужно платить за жильё и 5 «косарей» не хватает – значит, такой прайс и будет назначен. За тот же тип работ и без объективных для потребителя причин. Цена определяется не совокупностью издержек и математически обоснованной маржой, а нуждами и ощущениями продавца. Ну а что тут странного? Если нет контроля.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.03.2022 07:00
Комментарии 0
Наверх