Версия // Власть // Зачем властям Германии понадобилось штрафовать социальные сети за публикацию фейковых новостей

Зачем властям Германии понадобилось штрафовать социальные сети за публикацию фейковых новостей

3779

€50 миллионов за ложь

В разделе

Соцсетям в Германии теперь могут грозить штрафы в размере до 50 миллионов евро, если они слишком долго удаляют нелегальный контент, включая фейковые (фальшивые) новости. Соответствующий закон был разработан главой Минюста страны, с целью помочь правоохранителям в борьбе с опасными и недостоверными сообщениями в социальных медиа.

Явно преступный характер

Министр юстиции Германии Хайко Маас отметил, что усилия социальных сетей в решении проблемы фейковых новостей недостаточно эффективны. Его предложение требует от сайтов запуска круглосуточной службы поддержки, сотрудники которой обеспечат удаление неприемлемого контента в течение семи дней.

«Совершенно невозможно»

Социальные медиа, такие как Twitter и Facebook*, совершенствуют методы борьбы с незаконным контентом, резюмирует Маас, но обеим компаниям предстоит еще долгий путь.

Маас цитирует исследование, согласно которому Twitter удаляет лишь 1% исполненных ненавистью комментариев пользователей, а Facebook - 39%. Этого, однако, недостаточно, считает министр.

Расизм и разжигание ненависти, как полагают, стали более распространенными в немецких социальных медиа после прибытия большого числа беженцев в Германию.

Одним из примеров стала ситуация с Анасом Модамани, 19-летним сирийцем, который любит делать селфи. Уже через три недели после прибытия в немецкую столицу из окрестностей Дамаска через Турцию, Грецию и Македонию, он сделал селфи с Ангелой Меркель, которая посещала его общежитие. Снимок быстро стал вирусным, вместе с ложным утверждением, что он был террористом. Молодой человек подал в суд на Facebook. Впрочем, суд немецкого города Вюрцбурга решил, что Facebook не должен активно искать и удалять клеветнические сообщения, связанные с сирийским беженцем.

Любая публикация, имеющая «явно преступный характер», должна быть удалена в течение 24 часов, согласно требованиям нового закона. Если преступность публикации выявит экспертиза, то она должна быть удалена в течение семи дней. До сведения человека, который разместил признанную незаконной публикацию, также должен быть доведен факт ее удаления.

Проект закона требует от каждой сети создания специального отдела с доступной системой отчетности. Также компаниям предстоит назначить лицо, ответственное за рассмотрение жалоб. Этот человек может столкнуться с индивидуальным штрафом в размере пяти миллионов евро, если компания нарушит закон, ограничивающий возможность публикаций.

Как пояснил Маас, закон может применяться к поддельным новостным статьям, если они оказались порнографическими или клеветническими.

Немецкая цифровая торговая ассоциация Bitkom подвергла критике предлагаемый закон. Там сообщили, что требование об удалении материала в течение 24 часов на сайтах, которые обрабатывают более одного миллиарда сообщений в день, «абсолютно невозможно реализовать в оперативном режиме».

Twitter отказался от комментариев, и вместо этого указал на свою политику и способы обеспечения безопасности, которые за последнее время существенно обновились.

Facebook не комментировал закон после его презентации, но там отметили, что собственные исследования свидетельствуют об удалении большего процента нелегального контента, чем тот, о котором говорил Хайко Маас. Представители социальной сети заявили, что к концу года численность людей, занятых фильтрацией неприемлемого контента в Берлине, составит около 700 человек.

По теме

Сейчас в компании работают добровольцы, которые проверяют факты. Отдел корректоров состоит в основном из молодых людей, в их обязанности входит отслеживание подозрительных историй, основываясь на количестве «лайков» и «репостов».

Если заголовок выглядит подозрительным или появился на заведомо сомнительном сайте, сотрудники данного отдела связываются с оригинальным источником, чтобы подтвердить правдивость публикации. Установив правдивость или ложность публикации, они сообщают о результатах своей работы всем пользователям немецкого сегмента социальной сети.

За свою работу «корректоры» не берут деньги от Facebook, поскольку хотят сохранить полную редакционную независимость. Но они также являются признаком того, как Германия ведет борьбу против поддельных новостей.

Германия стала одним из первопроходцев в борьбе с фейковыми новостями, на что был ряд причин.

Во-первых, политика канцлера Ангелы Меркель в отношении беженцев является очень спорной. Она всколыхнула ту часть политического спектра, которая до сих пор демонстрировала наибольшую склонность к созданию поддельных новостей на международном уровне: националистических ультраправых. Оказывается, пустить в страну огромное количество беженцев является хорошим способом мобилизовать распространителей поддельных новостей.

Во-вторых, из-за печальной истории 20-го века в Германии есть некая гиперчувствительность к повышению активности ультраправых. Успех партии «Альтернатива для Германии» и растущая популярность неонацистских группировок взволновали многих немцев.

В-третьих, традиционные СМИ в Германии весьма отличаются от английских и американских. Самые влиятельные газеты степенны и не гонятся за дешевыми сенсациями; новостные каналы ближе к BBC или CNN, чем к Fox News. Таким образом классический медиа-рынок Германии вытолкнул авторов поддельных новостей в социальные медиа.

В-четвертых, было несколько громких скандалов. Вышеупомянутое дело Модамани является, пожалуй, самым известным. Группы, подобные «Сопротивлению немецких патриотов», были счастливы распространять националистическую пропаганду, передергивая факты.

В-пятых, Германия сохраняет твердую уверенность в компетентности и влиянии правительства. Если есть социальная проблема, сразу начинается поиск политического решения с использованием разумного регулирования.

Накануне правительство поддержало законопроект о введении штрафов для социальных сетей за распространение фейковых новостей и разжигание ненависти. Если законопроект примут в текущем виде, то условия работы социальных сетей в Германии станут самыми жесткими в мире.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Оригинал материала: http://www.bbc.com/news/technology-39269535
Опубликовано:
Отредактировано: 06.04.2017 13:20
Комментарии 0
Наверх