Версия // Опросы // Зачем в России вводить военное положение и что это такое вообще?

Зачем в России вводить военное положение и что это такое вообще?

11250

Страна в положении

Страна в положении
Версии читателей
Проголосовало: 558 человек

Страна полнится слухами – неужели и впрямь со дня на день президент объявит о введении военного положения? Повод вроде есть – мобилизацию, пусть даже частичную, ни с того ни с сего не объявляют. Осталось понять: вводить будут по всей стране или только на приграничных территориях?

Тот случай, когда, кажется, ясно, откуда поползли слухи. По окончании референдума в ЛНР журналисты поинтересовались у главы республики Леонида Пасечника, будет ли принято решение о введении военного положения на воссоединившихся территориях. Пасечник, не готовый к таким вопросам, с места в карьер ответил дословно: «В случае присоединения мы становимся субъектом Российской Федерации. Думаю, в России есть кому принимать это решение. Поэтому, будучи людьми военными (тут он замешкался и сделал долгую паузу. – Ред.), выполним любое распоряжение (снова – театральная пауза. – Ред.). Будем принимать решение вместе». И тут же повсюду запестрели заголовки: «Глава ЛНР допустил введение военного положения».

Тем не менее все основания для введения военного положения налицо. Не повсеместно, само собой – даже во время Великой Отечественной войны военное положение объявляли далеко не везде. Если точнее, оно было в обеих столицах, в республиках Закавказья, на черноморском и каспийском побережьях. А также на большинстве территорий, где проводились военные действия. Примечательно то, что война-то закончилась, а военное положение ещё несколько лет продолжало действовать в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии. Там, где ловили оказавших вооружённое сопротивление нацистских коллаборационистов и разномастных «лесных братьев». Собственно, Пасечник, сообщивший о введении военного положения на воссоединённых территориях, именно это и имел в виду – пока территорию не зачистят от украинских «партизан», будет так. Тем не менее вопросы у людей остаются – если военное положение всё-таки введут, то как глубоко?

Версия 1

Введут повсеместно, на всей территории страны

Маловероятно, но не исключено. Важно понимать вот что: военное положение – это всего лишь особый правовой режим. Это ещё не война (так называемое военное время), но уже не чрезвычайное положение, объявляющееся во время массовых беспорядков или катастроф. Есть перечень ограничений, которые могут быть введены в этой связи, но никто не настаивает, что все их введут непременно. Например, эвакуация населения – из районов, граничащих с зоной ведения военных действий. Условно говоря, приграничное село Зиборовка, может, имеет смысл эвакуировать, но стоит ли эвакуировать соседний Белгород? А если нет, то стоит ли тогда вводить военное положение во всей Белгородской области? Тем не менее некоторые элементы военного положения вполне можно ввести и во всей стране сразу – запрет митингов и забастовок, комендантский час, интернирование неблагонадёжных, ограничение свободы передвижения и продажи крепкого алкоголя и т.д. Что же до правового обоснования введения режима военного положения, то оно налицо. Напомним, что юридическим основанием закон определяет непосредственную угрозу агрессии в отношении государства. К таковой агрессии, к примеру, относят засылку иностранными государствами через границу агрессивных вооружённых групп. Или нападение иностранных войск на российские.

По теме

Версия 2

Введут только на присоединённых территориях

Пасечник, собственно, это и имел в виду, говоря о перспективах введения военного положения. А как иначе? На территории Запорожской и Херсонской областей действуют украинские ДРГ – взрывы и теракты то тут, то там. А в ДНР, к примеру, под контролем Киева остаётся порядка трети территории республики. Представители запорожской военно-гражданской администрации не случайно акцентируют внимание на том, что референдумы будут проведены и на «оккупированных Украиной территориях», в том числе и в областном центре. Значит, бои там продолжатся и после референдумов и признания результатов. Таким образом, объявление военного положения на части территории Российской Федерации неизбежно.

Версия 3

Не введут нигде

Если действовать строго в соответствии с буквой закона «О военном положении» от 30 января 2002 года, то нереализуемых условностей, сопровождающих введение военного положения, оказывается слишком много. К примеру, военное положение предполагает изменение форм собственности предприятий и организаций на той территории, где оно введено. Как быть с этим, отнимать активы у миллиардеров и устраивать массовую национализацию? А как быть с усилением охраны общественного порядка – народные дружины вводить, тем самым ещё больше будоража людей? А ещё военное положение – синоним принудительных работ для нужд обороны. Нам мало многокилометровых очередей на границе? Очевидно, что введение военного положения в соответствии с имеющимся законодательством не имеет смысла – если, конечно, в спешном режиме это законодательство не отредактировать. Или вообще изменить.

Лев Вершинин, политолог:

– Полагаю, что 3 и 4 октября Дума и Совет Федерации соберутся не затем, чтобы признать результаты референдумов, а именно для того, чтобы поддержать президентский указ о введении военного положения на территории ДНР и ЛНР, а также Запорожской и Херсонской областей. Возможно, военное положение объявят также в Крыму и в приграничных областях России. Похоже, вместо режима спецоперации введут режим контртеррористической операции – как 20 лет назад на Кавказе. Ничего нового, опыт есть, а оснований для паники – никаких. Паникуют пусть в Киеве – и на Западе.

Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение

1. На территории, на которой введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее - специальные формирования), и для нужд населения.

2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

По теме

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.

4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

Влад Крымский
Опубликовано:
Отредактировано: 30.09.2022 10:26
Комментарии 0
Наверх