Версия // Культура // Впечатляющей пластинке Майкла Джексона «Thriller» грядёт 40 лет!

Впечатляющей пластинке Майкла Джексона «Thriller» грядёт 40 лет!

5921

Американский «оборотень»

Впечатляющей пластинке Майкла Джексона «Thriller» грядёт 40 лет!
(фото: Wikimedia Commons/Constru-centro)
В разделе

Танцевальные завихрения, накал энергии, настоящая страсть и разнообразие композиционного материала, представленного на празднующем 40-летний юбилей альбоме Майкла Джексона «Thriller», просто поражают воображение! Поговорим об этом далее.

Сам Майкл Джексон (Michael Jackson) прославился как певец, автор песен, музыкальный продюсер, аранжировщик, танцор, хореограф, актёр, сценарист, филантроп и предприниматель. Прожив всего 50 лет, он стал одним из самых успешных исполнителей в истории мировой поп-музыки. Майкл известен как «Король поп-музыки», будучи обладателем 15 премий «Грэмми» и десятков других наград.

Всё это, безусловно, так. Мы, прежде чем проанализировать причины сумасшедшего успеха пластинки «Thriller», вкратце пройдёмся (как было модно, когда-то говорить) по «этапам» трудовой биографии артиста. Где немаловажную роль сыграли его родители и их тяга к музыке, танцам, пению, которую они всячески старались привить своим многочисленным отпрыскам, создав формацию The Jackson Five (5). Именно в ней, во вполне нежном возрасте 4 лет (то есть в 1963 году) начал свой яркий музыкальный путь наш главный герой. Несомненно, что на становление музыки Майкла Джексона повлияли находки Литтл Ричарда, Бо Диддли, Чака Берри, Мадди Уотерса и других великолепных музыкантов.

Немудрено, что уже 13 лет отроду, то есть в 1971 году, его первый сингл «Got To Be There» (так же потом назвали и дебютник Майкла) прославил Джексона по обе стороны Атлантики. Весьма любопытен этап сотрудничества The Jackson Five со знаменитым лейблом Motown, на котором издавались первые альбомы Майкла и The Jackson Five. Сам лейбл Motown был основан в 1960 году сочинителем песен Берри Горди, у которого прорезалась недюжинная предпринимательская жилка. Берри (как и не менее талантливый Фил Спектор) сумел «поднять» деньжат на записях хитов, созданных им для популярных в конце 1950-х исполнителей, вроде Джеки Уилсона и Баррета Стронга. Помимо литературного и бизнес-даров Горди обладал хорошим чутьём на талантливых артистов. Чтобы достойно представить публике опекаемых его лейблом музыкантов, он не останавливался ни перед чем. Берри нанимал им лучших продюсеров, аранжировщиков и других специалистов. Он обучал своих протеже манерам, создавая для них максимально комфортные условия работы.

Его режим и опека были подчас строги. Берри (как и почти любой начальник) был в своём роде диктатором и не терпел лишних вольностей. Производство на его студии было стереотипным для того времени. Тем не менее, игра стоила свеч. Так как Горди удалось вывести «в люди» немало поп-звёзд (среди которых блистали такие селебритиз, как: Дайана Росс, Стиви Уандер, Марвин Гэй, Смоки Робинсон, The Supremes, The Temptations и др.) сделав ряд утончённых записей танцевальной музыки, лёгкого ритм-энд-блюза и соула, характерных для эпохи 1960-х.

Но Motown не был одинок в своём стремлении к совершенству. Так, конкурировавший с Motown на тот момент другой крупный звукозаписывающий лейбл MGM, решил также поиграть на этом поле и в качестве «белого» ответа сплоченной семье Джексонов начал раскручивать бригаду The Osmonds (обр. в 1960 году). Где вокалировал голосистый Донни Осмонд. Дебютник The Osmonds под назвнием «The Osmonds» (1971) был также хорошо встречен широкой публикой, став со временем «золотым». Поп-сингл Донни «Sweet and Innocent» (как и сингл Майкла Джексона) вошёл в топовую десятку тогдашнего американского хит-парада и имел миллионные продажи. Впоследствии Донни не стал так популярен, как Майкл, но как-то сумел сохранить с ним хорошие отношения, даже поиграв некоторое время в 1990-х в составе его концертной группы вторым клавишником.

К концу 1970-х интерес к творениям обоих одарённых семеек пошёл на убыль, хотя лейблы хорошо погрели руки на их музыкальных опусах. Но в отличие от коллективных работ The Jackson Five (впоследствии группа называлась просто The Jacksons) сольное творчество Майкла Джексона продолжало процветать. В 1979 году продюсером танцевального альбома «Off The Wall» стал знаменитый Квинси Джонс, который смог представить публике образ нового, повзрослевшего, более опытного и прекрасно изучившего шоу-бизнес Майкла Джексона, вполне соответствовавшего духу времени. Следующий альбом Майкла под названием «One Day In Your Life» (1981) также отлично продавался. Затем был сборник из серии «Best Of» (1981), подытоживший наработки Джексона к его 22-летию, вслед за которым настаёт черед исследуемого нами «Thriller».

Музыкальная поп-сцена начала 1980-х годов была не то, чтобы совсем унылой и консервативной, но пребывала в застое, постепенно приходя в себя после диско-вакханалии 1970-х (о чём мы писали). Продюсеры и лейблы поэтому предоставляли некоторым проверенным артистам жанра (а Майкл Джексон, как мы видим, стабильно выдавал «на гора» вполне качественный для поп-музыки продукт, пользовавшийся спросом у поклонников) некий маневр для экспериментов. Каковым и стал «Thriller» («Триллер» – по-русски «Ужастик»), доказавший миру, насколько самостоятельной, влиятельной и «убийственной», как жанр, стала к тому моменту поп-музыка!

«Ужастик» по своему выходу в конце ноября 1982 года был как музыкально (так и с точки зрения профессионального звука) очень сильно скроен. Его недостатки умело замаскированы, а достоинства всячески подчёркнуты. Количество и качество приглашённых гостей, участвовавших в его создании, впечатляет. В первую очередь отличился сам Майкл Джексон, который спел на вокале, бэк-вокале, сыграл на ударных, а также аранжировал свой вокал, ритм, ударные, струнные, духовые инструменты, stomp box и стал сопродюсером пластинки. Пол Джексон сыграл на гитаре; Льюис Джонсон — на бас-гитаре; Стив Люкатер — на гитаре и бас-гитаре; Дин Паркс — на гитаре; Дэвид Уильямс — на гитаре.

Род Темпертон оформил клавишные и синтезаторы; Энтони Маринелли отвечал за программирование синтезаторов; Дэвид Пейч – за клавишные, синтезаторы и программирование; Грег Филингейнс — за клавишные, синтезаторы и программирование; Стив Поркаро — за клавишные, синтезаторы и программирование; Билл Уолфер — за клавишные и синтезаторы. Дэвид Фостер — за клавишные и синтезаторы; Брайан Бэнкс – за клавишные, синтезаторы и программирование; Майкл Боддикер — за клавишные и синтезаторы.

Ньдугу Чанклер заведовал ударной установкой; Паулино да Коста сыграл на ударных; Джефф Поркаро также сыграл на ударных, осуществил аранжировку духовых и струнных инструментов. Билл Рейченбах сыграл на тромбоне; Ларри Уильямс — на саксофоне и флейте; Крис Шепард — на vibraslap в «Beat It»; Джерри Хэй — на трубе и флюгельгорне; Гэри Грант — на трубе и флюгельгорне.

Пол Маккартни спел на вокале в «The Girl Is Mine»; Эдди Ван Хален оформил гитарные риффы в «Beat It». Для произнесения монолога в титульной композиции был приглашён Винсент Прайс – кинозвезда фильмов ужасов, ранее проделавшего тот же трюк на одном из альбомов Элиса Купера. Он продемонстрировал демонический закадровый голос в треке «Thriller». Ла Тойя Джексон и Джанет Джексон спели на бэк-вокале в «P.Y.T.». К продюсированию альбома и аранжировке звука вновь приложил руку Квинси Джонс, с которым у Майкла по ряду песен (как «Billie Jean») возникли существенные разногласия. На финальной стадии сведения они вдвоём даже перелопатили весь альбом, заново аранжировав его. Звукорежиссёром выступил Брюс Свиден.

«Thriller» начинается с не очень спокойной «Wanna Be Startin' Somethin'» (где уделяется много внимания сплетням, публикуемым в таблоидах). Её продолжают, буквально сочащиеся патокой «Baby Be Mine» и «The Girl Is Mine» (в тексте которой Джексон поспорил c Полом Маккартни за любовь прекрасной девушки). Но, это всё «подводка» к самой сути альбома. Так как, по-настоящему, сюжет пластинки разыгрывается к её середине. Когда изыски первой стороны пластинки буквально «взрывает» впечатляющий гимн, оформленный в виде почти 14-минутного параноидально-эпического трека «Thriller», с запоминающимся и леденящим кровь видеорядом, созданным профессионалами киноиндустрии. Клип на эту композицию был создан позже, в 1983 году, уже после записи и выхода альбома, когда было принято решение стимулировать его продажи, применив некий необычный ход. Любопытно, что к началу 1980-х видеоклипы стали общемировым явлением. Их постоянно крутили по телевизору. Многие уважающие себя артисты прислушивались к своим продюсерам и снимались в видеоклипах. Качество их было разным. Попадались как шедевры, так и не очень качественные работы. Потом видеоклипы отдавали в ротацию. Например, на уже созданный к тому времени и набиравший вес с каждым годом, стремительно замещающий, транслирующие музыку радиостанции, музыкальный канал MTV. Иначе было как-то несолидно.

Случилось так, что Джексон по наводке одного из своих знакомых свёл знакомство с известным кинорежиссёром Джоном Лэндисом, прославившимся по модному в 1980-х годах трэшевому «ужасному» киножанру о различных оборотнях («Американский Вервольф (или Оборотень) в Лондоне») и прочие перлы. Лэндис, в свою очередь, порекомендовал Майклу талантливого художника по гриму Рика Бейкера. Итогом их сотрудничества стал феноменальный для тех времён, почти 14-минутный, тематический видеоклип «Thriller» (положа руку на сердце, надо признать, что и в 2020-х он не потерял своей зрелищности – авт.)! В клипе всячески приветствовалось и практиковалось введение различных сценических звуковых и световых спецэффектов, наложение грима, ношение масок и необычных костюмов музыкантов. Видеоклип «Thriller» здорово поднял уровень вложений в производство видеоклипов, в целом. Именно с тех пор видеоклип стал столь же неотъемлемой частью промоушна, как и сама запись песни. Другим важным моментом стал тот факт, что «до успеха «Thriller» многие чувствовали, что Джексону пришлось очень долго бороться за то, чтобы попасть в эфир MTV, так как видеоклипы афроамериканцев не принимались в ротацию»!

Вернёмся к пластинке. Потусторонную ритмику «Thriller» вполне удачно продолжает жесткий, местами уходящий в фанк бит «Beat It», где Джексон оттянулся от души, по полной демонстрируя свои знаменитые танцевальные па и недюжиную пластичность, впридачу, сумев заострить внимание зрителей видеоклипа на остро-социальной проблематике подростковых городских банд. Хореография клипа послужила впоследствии моделью для сотен танцевальных коллективов, удачно копировавших её находки. Танцевальная «Billie Jean» (где повествуется о претензиях на отцовство юной оторвы), печальная «Human Nature», переливчатая «P.Y.T. (Pretty Young Thing)» и финальная «The Lady in My Life» прелестны и не менее напичканы страстями, чем остальные композиции.

«Для записи «Thriller» была применена самая современная на тот момент 24-дорожечная аналоговая техника, но использовалась она нестандартно: когда количество записанных дорожек не помещалось на плёнку, синхронизировали от 4-х до 5-ти 24-дорожечных аппаратов. Таким образом, для записи одной песни могло быть использовано больше сотни дорожек». Из-за таких особенностей «технология получила от её создателей название «Acusonic Recording Process». В 1982 году новые цифровые способы записи уже вовсю применялись на студиях. «Thriller» был записан на границе между цифровыми и аналоговыми технологиями, став одним из последних альбомов доцифровой эры»

.

Тексты и идеи песен диска были придуманы в основном Майклом Джексоном. Часть песен из «Thriller» принадлежит Роду Темпертону (2,9), Стиву Поркаро и Джону Беттису из группы Toto (7), Джеймсу Инграму и Куинси Джонсу (8). В оформлении обложки была использована фотография, где в белоснежном кюстюме возлежит сам Майкл Джексон, пристально и нескромно смотря прямо в глаза зрителю.

По своему выходу в 1982 году «Thriller» окопался в первой десятке музыкальных чартов. А уж с выходом видеоклипа на одноимённый трек ажиотаж взлетел до небес, принеся диску статус «самого продаваемого». Интерес к нему у публики, так же как и его продажи остаются стабильными до сих пор. Пластинка заняла 12 позицию в списке «500 Величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone. Общее количество проданных в мире различных записей Майкла Джексона (альбомов, синглов, сборников и т. д.) составляет 1 миллиард копий!

Завершая статью, можно вспомнить про знаменитую «лунную» походку Майкла Джексона, скользящие движения которой (в меру способностей) пытался копировать всякий человек, пробовавший танцевать брейк-данс. А его последующие, вызвавшие большую нелюбовь у пуритан и многочисленные скандалы, сексуальные видеоклипы «Bad», «Dangerous» или «Black or White», снова сказали новое слово в хореографии и преодолении расовых барьеров между людьми. Получилось так, что именно с начала 1980-х годов Майкл Джексон примерил на себя сверкающую корону «Короля поп-музыки». И она уже не слезала с его бедовой головы вплоть до самой смерти артиста, несмотря на все сопровождавшие Майкла скандалы, сплетни, слухи и безумные выходки (которых с течением времени становилось всё больше). Был ли он счастлив, или, наоборот, мы не узнаем уже никогда. Но уважение Майкл Джексон, несомненно, заслужил, внеся значительный вклад в развитие поп-музыки, видеоклипов, танцев и моды, то есть в мировую поп-культуру (при всех её достоинствах и недостатках) в целом!

«Наша Версия» отмечает, что 2022-м Майклу Джексону могло бы исполниться 64 года (он родился 29 августа 1958 года). RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.10.2022 12:30
Комментарии 0
Наверх