// // Зачем Россия скупает акции западных производителей

Зачем Россия скупает акции западных производителей

362

Кардан в Европу

В ближайшее время наши автомобилестроители вряд ли почувствуют все прелести российской экспансии на Запад
lori.ru
В ближайшее время наши автомобилестроители вряд ли почувствуют все прелести российской экспансии на Запад lori.ru
В разделе

На пересечении Рублёвского шоссе с МКАД стоит рекламный щит, на котором написано: «Ищем партнёров для поглощения европейских компаний путём скупки акций на рынке, которые подешевели в 10–30 раз». Рядом – номер телефона. Глава Сбербанка Герман Греф вряд ли был заказчиком объявления, однако немецкий Opel у американского теперь уже банкрота General Motors (GM) вместе с партнёром купил. Крупнейший канадский поставщик автокомплектующих Magna, российский Сбербанк и GM подписали на прошлой неделе рамочное соглашение, по которому GM и Сбербанк получат по 35% акций, а Magna – 20%. 10% останется у работников Opel. Окончательный контракт будет подписан в течение пяти недель. Означает ли эта сделка начало российской экспансии на Запад или нет, пока неясно.

Прошлый опыт подобного сотрудничества так и не привёл к позитивным результатам. Главная цель российской стороны – доступ к передовым западным технологиям – не была достигнута ни в случае продажи 25% акций АвтоВАЗа Renault, ни в случае приобретения 5% европейского концерна EADS (выпускает в том числе самолёты Airbus) российским Внешэкономбанком.

Планы консорциума довольно масштабные. Кроме площадок Opel в него могут войти завод GM в Санкт-Петербурге, а также пакет GM в тольяттинском производстве «GM-АвтоВАЗ» (41,6% СП), а также совместном предприятии GM Uzbekistan. Также в планах консорциума использовать производственные площадки «Автотора» (завод уже выпускает автомобили Chevrolet по контракту с GM). Общая проектная мощность заводов, которыми хочет владеть Magna, – 370 тыс. автомобилей в год.

Впрочем, они могли бы быть нарушены. На Opel помимо Сбербанка и Magna претендовал ещё и итальянский Fiat. Компания на базе собственных активов и активов GM Europe (Opel, Vauxhall и Saab) предлагала создать второго по величине после Volkswagen автопроизводителя в Европе и выпускать до 6 млн. автомобилей в год. Но компания вышла из переговоров после того, как GM выступила с требованием предоставить Opel кредит в 450 млн. евро. Magna заявила, что готова выделить эти деньги под госгарантии Германии. Кроме того, компания в отличие от Fiat пообещала не сокращать рабочих немецких заводов Opel и не закрывать часть из них. По оценкам экспертов, Magna и Сбербанк могут вложить в покупку Opel 500–700 млн. евро.

«Как банк, мы заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода активов могла быть реструктурирована отечественная автомобильная отрасль. На мой взгляд, это очень хороший шанс для России – получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейских производителей», – заявил президент Сбербанка Герман Греф.

Российский банк – это финансовый инвестор, а в скором времени его доля в Opel может достаться российской «Группе ГАЗ». Пока российский автопроизводитель выступает как индустриальный партнёр в альянсе и не получит доли в Opel. Во время совершения сделки один высокопоставленный источник в одном из участников сделки пошутил: «Opel давно хотел получить доступ к российским технологиям и наладить на немецких заводах производство «Волги».

На самом деле всё будет с точностью до наоборот. ГАЗ готов предоставить свою площадку в Нижнем Новгороде для сборки автомобилей Opel.

Для производства Opel ГАЗ собирается выделить линию мощностью до 180 тыс. автомобилей, которую «группа ГАЗ» приобрела у Chrysler для производства Volga Siber. Таким образом, можно констатировать, что проект, с помпой запущенный в июне 2008 года, потерпел фиаско.

И это неудивительно: Volga Siber, поданная российским потребителям как новый проект, на самом деле снятый с производства в 2004 году Chrysler Sebring. В прошлом году ГАЗ планировал собрать 10 тыс. Volga Siber, в этом – 45 тысяч. На деле в 2008 году было собрано только 2 тыс. машин. А с марта 2009 года конвейер простаивает. Завод будет работать в июне, поскольку Siber решили поддержать госзаказом.

По теме

Впрочем, в случае с Opel российская компания не получит технологии. Автомобили будут выпускаться из машинокомплектов из Германии под брендом Opel. По мнению экспертов, ГАЗ благодаря сделке вряд ли получит безвозмездный доступ к технологиям в обмен на предоставление мощностей. Другие акционеры немецкой компании это сделать вряд ли позволят.

Аналогичная ситуация сложилась и после того, как Renault купила 25% акций АвтоВАЗа.

За 1 млрд. долларов французский автогигант выкупил у инвесткомпании «Тройка Диалог» и «Рособоронэкспорта» блокпакет. Помимо договора о купле-продаже пакета акций Renault и АвтоВАЗ подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. В рамках соглашения альянс Renault – Nissan – АвтоВАЗ должен был к 2013–2014 годам стать третьим в мире автопроизводителем после Toyota и General Motors. А Renault должна была предоставить российской компании двигатели, платформы, технологические ноу-хау. Однако, как выяснилось позже, Renault не собиралась делать этого бесплатно. Кроме того, французы собирались отдать АвтоВАЗу только платформу Renault Logan, который уже несколько лет выпускается в Румынии и России.

Автомобиль, который должен был появиться в 2009 году, но из-за кризиса появится только в 2010-м, лишь незначительно будет отличаться от Logan и будет выпускаться под брендом Lada. При этом Renault сможет использовать возможности поставщиков АвтоВАЗа.

Аналогичная ситуация сложилась и с покупкой доли в европейском концерне EADS российским ВТБ. Напомним, в 2006 году ВТБ купил 5% EADS на открытом рынке примерно за 1 млрд. долларов. Тогда основные акционеры аэрокосмического концерна холодно встретили нового собственника. После этого, в декабре 2007 года, пакет у ВТБ купил ВЭБ за 1,43 млрд. долларов. В 2008 году госкорпорация планировала продать эти акции российской Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), однако этого не произошло. Как и увеличения участия российского капитала в европейском концерне.

Приобретение ОАК доли в EADS – практически единственная возможность получить доступ к технологиям. Однако в настоящее время развитие дальнейшего сотрудничества заморожено. В сентябре 2008 года на Международном инвестиционном форуме в Сочи российский премьер Владимир Путин заявил, что Внешэкономбанк может увеличить свою долю в EADS, которая сейчас равняется 5%. Тогда один из участников встречи Владимира Путина с французским коллегой Франсуа Фийоном заявил, что Путин обратился к Фийону с просьбой определиться, готовы ли европейцы видеть в российской стороне стратегического инвестора. Француз однозначно на вопрос отвечать не стал.

Это была уже не первая попытка. Владимир Путин в октябре 2006 года, ещё будучи президентом, уверял европейцев, что планов по недружественному поглощению концерна у российской стороны нет. Однако тогда европейцы были категорически против. EADS – нестандартное акционерное общество. Его устав написан таким образом, что, даже скупив 50% плюс одна акция на фондовом рынке, стать владельцем компании невозможно без согласия французского и германского правительств. Именно поэтому вопрос о вхождении России в EADS решается на уровне глав государств и правительств.

Впрочем, и передача 5% акций EADS для ОАК задерживается. По плану ВЭБ должен был оплатить допэмиссию ОАК деньгами, на которые российская авиакорпорация должна была выкупить 5-процентный пакет EADS. Переговоры затянулись из-за проблем со стоимостью акций EADS, которая упала в период кризиса.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2009 14:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх